Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Социальная стратификация (Пикалова Н.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание (включая экономику и право).  Класс: 11
    УМК: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 11 класс. М "Русское слово", 2011 
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема раздела: «Социальная система общества» (10часов)
    Тема урока: Социальная стратификация. (1 час)
    Место урока в системе уроков по теме: вводный 
    
    Цель урока: актуализировать знания об обществе и общественных отношениях; формировать представление о  видах социальных отношений и социальной стратификации.
    Задачи урока:
    Предметная: коррекция знаний обучающихся о сущности социальной структуры общества, видах социальных групп, современном понимании социальной стратификации, её влиянии на образ жизни, доходы, социальное положение человека; рассмотреть причины наличия социального неравенства в современном обществе; 
    Метапредметная: способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в работе группы, работать со схемами;
    Коммуникативнаы: способствовать воспитанию умения корректного общения вне зависимости от социального статуса и статусных ролей.
    Планируемые результаты: Выпускник научится: характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
    Выпускник получит возможность научиться: описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп.
    
    Тип урока: вводный урок
    Форма урока: практический.
    Оборудование: учебник «Обществознание», схемы, раздаточный материал.
    
    
    Словарь урока: стратификация, дифференциация, класс, страта, социальный статус, касты, сословия, рабство. 
    Ход урока.
    1. Организационно - мотивационный этап.
    (проверяется готовность обучающихся к уроку, наличие необходимых принадлежностей)
    Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья.
    Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».
    В:  О чем притча?
    Тема урока: Социальная стратификация. 
    П/З: Что представляют собой социальные отношения, каковы критерии отнесения людей к тем или иным группам, какие группы имеют место в современном обществе - об этих и иных вопросах и пойдет речь на нашем уроке.
    2. Актуализация ранее полученных знаний.
    1. Что такое общество?
    2. Перечислите известные вам  сферы жизни общества.
    3. Каково взаимодействие общественных сфер?
    4. Что такое социум?
    5. Назовите известные вам социальные группы.
    Выслушав ответы, учитель отмечает, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь теоретически. В реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, социальная сфера - это система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Термины «социальная сфера» и «социальные отношения» употребляются и в более широком смысле как система всех отношений между людьми в обществе, как интегративное понятие, объединяющее все подсистемы в единое целое.
    План изучения нового материала.
    1.   Социальная стратификация. Причины и последствия.
    2.   Исторические системы социальной стратификации.
    3.   Социальный статус.
    4.  Тенденции в развитии социальных отношений. 
    
    II. Изучение нового материала
    1. Социальная стратификация
    - Как вы думаете, что значит процесс взросления в обществе? (После обсуждения на доске появляется схема.)
     
    Итак, мы выяснили, что общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией.
    В:  Как вы думаете, дифференциация свойственна любому обществу? 
    
    Чтобы ответить на этот вопрос, разобьемся на группы и выполним следующее задание: представим данные общества с точки зрения социальной дифференциации.
    Первая группа представляет первобытное общество.
    Вторая группа представляет рабовладельческое общество.
    Третья группа представляет феодальное общество.
    Четвертая группа представляет капиталистическое общество.
    
    В: Рассматривая структуру представленных обществ, к каким выводам вы пришли? 
    (Примерный ответ). 
    1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 
    2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 
    3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 
    4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 
    5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)                                           
    В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев - социальная стратификация. Термин «стратификация» взят из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.
    В:  Как вы думаете, почему некоторые исследователи считают, что «геологический» образ можно применять к структуре человеческого общества?
        Не все считают, что можно проводить аналогию между структурой человеческого общества и структурой горной породы. Критики данной точки зрения высказывают следующую мысль: спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства.
    В:  Вспомните и назовите причины возникновения неравенства. 
    (1. Различия во врожденных способностях. 
    2. Различия в отношении к труду. 
    3. Дискриминация на рынке труда. 
    4. Имущественные различия. 
    5. Удача и несчастья и др.)
    
    Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, который обсуждает проблему неравенства. На ваше обсуждение вынесена следующая точка зрения - современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного». 
    Разделитесь на две группы: критики и позитивисты, обсудите проблему неравномерного распределения богатства между людьми, приведите аргументы в защиту своей позиции.
    Схема.
     
    В: Устранимо ли неравенство? Надо ли к этому стремиться? Выскажите свое мнение, подкрепив его аргументами.
    Вывод: Итак, человечество с древних времен задумывалось над этими проблемами. И пути их решения не были однозначными. Послушайте, как философы пытались решить проблему неравенства. Сравните приводимые мнения и выработайте свой взгляд на проблему.
    
    1. Марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как яркого проявления социальной несправедливости. Чтобы решить эту задачу, необходимо ликвидировать частную собственность на средства производства.
    2. В других теориях социальное расслоение - зло. Но люди должны принимать такое положение как неизбежность.
    3. Те, кто расценивает неравенство как положительное явление, считают, что его уничтожение приведет к гибели общества. Процессы социального расслоения необходимо регулировать с помощью государства.
    
    Принято различать следующие виды социальной стратификации:
    • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
    • политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
    • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).
    
    2. Исторические системы социальной стратификации
    Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.
    Задание по группам.
    1 группа анализирует  рабовладельческое общество (текст с. 43-44), доп. материал)
    Вопросы для первой группы
    1. Когда исторически возникло деление общества на группы? Какие это были группы?
    2. Чем характеризовалось положение групп?
    3. Что лежало в основе деления общества на касты?
    4. Охарактеризуйте социальные роли рабовладельческого и кастового общества.
    
    1. Рабство (единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких нрав и свобод). Примитивная форма рабства, или патриархальное рабство - раб был младшим членом семьи: жил в одном доме с хозяевами, вступал в брак со свободными, мог наследовать имущество хозяина. Однако его можно было безнаказанно убить, он не мог свидетельствовать в суде.
    Классическое рабство — раб жил в отдельном помещении, не имел никаких прав, кроме обязанности работать на своего хозяина, он считался собственностью своего хозяина, «говорящим орудием».
    2.    Касты (социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением). Классический пример кастового общества — Индия, а кастовое положение человека закреплено индусской религией.
    2 группа анализирует средневековое общество  (текст с. 44-47), доп. материал)
    Вопросы для второй группы
    1. Когда исторически возникло деление общества на группы? Какие это были группы?
    2. Что лежало в основе деления общества на сословия?
    3. Охарактеризуйте социальные роли сословного обществ.
    3.    Сословия (социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Все это освящалось религиозной доктриной). Сословия основаны на отношении к земельной собственности. Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, чинов, званий, мундиров, орденов.
    3 группа характеризует классовое общество (текст с. 47-49, дополнительный материал) (Приложение 5)
    Вопросы для третьей группы.
    1. Что лежало в основе деления общества на классы?
    2. Какие классы  выделялись в обществе в разное историческое время? 
    3. С чем связаны изменения в классовой структуре?
    4.    Классы (большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства). Выделяются три класса и несколько слоев внутри них: высший класс (верхний, нижний), средний класс (высший, средний, низший), низший класс (верхний, низший). В классовом обществе никакие правовые акты не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек может переходить при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.
    4 группа анализирует современное общество (работа с дополнительным материалом) Приложение 2,3. 
    Вопросы для четвёртой группы
    1. Какие группы выделяют современные социологи?
    2. Приведите примеры статусных групп.
    3. Назовите критерии выделения статусных групп.
    4. В чем вы видите отличия класса и статусной группы?
    
    Презентация работы группы
    Социальная стратификация с точки зрения современных социологов
    
    современная социология
    
    Страты
    
    Критерии
    
    
                             авторитет            престиж,  профессия
                                                                  доход, богатство,  власть                                             
                                                          знания, образование
                      управляющие             управляемые             религиозная и  этническая принадлежность
                                                                 положение родственников                                                                                                                                 
    Следовательно, анализируя различия сословного, классового и стратификационного  подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае.
    Сословия различаются
    Классы различаются:
    Страты различаются:
    - по месту рождения;
    - по положению родственников;
    -по степени свободы действий;
    -по количеству прав и обязанностей.
    -по месту в системе общественного производства;
    - отношению к средствам производства; организации труда;
    - по способам и размерам получаемого богатства.
    - роли в общественной жизни.
    - по уровню доходов;
    - основным чертам образа жизни;
    - включенности во властные структуры;
    - отношениям собственности;
    - социальному престижу;
    - самооценке своей позиции в обществе
    
    
    3.    Социальный статус.
    Учитель рассказывает о социальном статусе личности, учащиеся записывают основные тезисы.
    Примерный текст записей в тетради:
    1. Социальный статус личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
    2.    Статусы, определяемые положением индивида в группе:
    - социальный статус (положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами);
    - личный статус (положение индивида в малой группе, зависящее от оценки его личных качеств другими членами малой группы).
    3.    Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
    - основной статус (определяет главное в жизни человека);
    - неосновной статус (влияет на детали поведения).
    4.    Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
    -предписанный статус (социальная позиция, заранее предписанная обществом индивиду независимо от его личностных качеств и заслуг);
    -смешанный статус (совокупность черт предписываемого и достигаемого статусов);
    -достигаемый статус  (приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека).
    
    4.  Тенденции в развитии социальных отношений. 
    - в современных условиях информационного общества недостаточно анализировать структуру общества с точки зрения деления на сословия и классы;
    -социальная структура современного общества усложняется по мере его поступательного развития;
    - в современном обществе появились новые социальные образования (менеджеры, олигархи и т. д.), которые невозможно однозначно отнести к какому-нибудь классу;
    - одна из причин сложившейся ситуации - активный переход людей из одной социальной группы в другую;
    - социальная структура современного общества — это совокупность социальных общностей, члены которой осознают свою принадлежность к ней и сознательно отделяют «свою» группу от «другой»;
    -дифференциация происходит по критериям власти, дохода, собственности, престижа. Она основана на социальном неравенстве;
    - социальными называются те различия, которые порождены социальными фактами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями;
    -социальное неравенство показывает, что одни социальные группы обладают большей властью, большим богатством, имеют преимущества и привилегии по сравнению с другими;
    -социология не дает однозначного ответа, может ли существовать общество без социального неравенства;
    -все социологические школы едины во мнении, что социальное неравенство - это неотъемлемая характеристика общества, которая в определенной степени упорядочивает социальные связи.
    
    Закрепление изученного материала
    Выполнение практикума  2 (стр. 49-50 (Кравченко)).
    Домашнее задание
    § 5, вопросы 3, 6 (с. 49 (Кравченко).
    *ЕГЭ - раздаточный материал (Мини КИМ по теме) (Приложение 4)
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc
  • Приложение

     Приложение 1.
    Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными социальными группами. 
    Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
    Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. 
    Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в обществе. 
    Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам. 
    Классы - большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства. 
    Страта - большая группа людей, находящаяся на определенной позиции.
    
    Социальный статус личности -  это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
     
    Касты - социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
    
    Сословия - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. 
    
    Рабство - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких нрав и свобод
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 2. 
    «Социальная стратификация с точки зрения современных социологов» Дополнительный материал для четвёртой группы
    
         Понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность.
    
         Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» - слой или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации. В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть.
    
          На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников - бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить по крайней мере две подгруппы: высшую «рабочую аристократию» и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом - управляющими...
    
         Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям:
     1) престижу, профессии, власти и могуществу;  
    2) доходу или богатству;  
    3) образованию или знанию;  
    4) религиозной или ритуальной чистоте;  
    5) положениям родственников;  
    6) этнической принадлежности.
    
    Приложение 3. Дополнительный материал для четвёртой группы
    “Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице-президент Международной социологической ассоциации. 
         Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. 
         Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. 
    Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров...
         Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы) . 
         Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе. 
    Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 4. 
    Мини КИМ №1.
    Тема: Социальная структура и социальные отношения. 
    1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных ста­ту­сов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
               Виды статусов
     
       Статусные характеристики
    А) муж­чи­на
    Б) выс­шее об­ра­зо­ва­ние
    В) 25 лет
    Г) ин­же­нер
     
    1) при­рож­ден­ный ста­тус
    2) при­об­ре­тен­ный ста­тус
    
    2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
    ТИПЫ СТРА­ТИ­ФИ­КА­ЦИИ                     ОСО­БЕН­НО­СТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТ­НО­ШЕ­НИЙ
     
    
    1) ка­сто­вая      А) юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми
    2) со­слов­ная    Б) пре­иму­ще­ствен­но на­след­ствен­ный ха­рак­тер при­над­леж­но­сти к элите об­ще­ства
    3) клас­со­вая    В) за­пре­ще­ние пе­ре­ме­ще­ния из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую
                    Г) в ос­но­ве де­ле­ния на груп­пы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его опла­ты
                            Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих групп
     
    
    
    34.  Какие два вида социальных статусов существуют в  обществе? Приведите примеры каждого из них.
    
    10. Су­ще­ство­ва­ние каких групп из пе­ре­чис­лен­ных ниже опре­де­ля­ет­ся про­фес­си­о­наль­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей в об­ще­стве?
    1) учи­те­ля, врачи, ин­же­не­ры
    2) рабы и ра­бо­вла­дель­цы
    3) бо­га­тые, бед­ные и сред­ние слои
    4) по­ли­ти­че­ская элита и элек­то­рат
      
    23. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но. 
    1) со­ци­аль­ная груп­па2) пер­вич­ная груп­па3) не­фор­маль­ная груп­па4) эт­ни­че­ская общ­ность5) об­ще­ствен­ный класс
     
    26 . Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.
    (А) В по­след­ние годы по­яви­лись новые ис­сле­до­ва­ния, по­свящённые изу­че­нию об­ще­ства как си­сте­мы. (Б) Не­ко­то­рые из них имеют но­ва­тор­ский ха­рак­тер, осве­щая из­вест­ные во­про­сы по-но­во­му. (В) Но есть и такие пуб­ли­ка­ции, ко­то­рые не от­ве­ча­ют вы­со­ким на­уч­ным тре­бо­ва­ни­ям. (Г) За­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия об­ще­ства от­ли­ча­ют­ся по сво­е­му ха­рак­те­ру от за­ко­нов раз­ви­тия при­ро­ды. (Д) Про­бле­ме про­яв­ле­ния со­ци­аль­ных за­ко­но­мер­но­стей в со­вре­мен­ном мире по­свя­ще­на спе­ци­аль­ная мо­но­гра­фия.
     
    Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют
    1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер
    2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний
    3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний
    
    
    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 28-31.
    
    При­над­леж­ность к груп­пе
     
    В со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии под груп­пой по­ни­ма­ет­ся двое или более ин­ди­ви­дов, име­ю­щих общие цели и устой­чи­вые от­но­ше­ния, а также в опре­де­лен­ной сте­пе­ни вза­и­мо­за­ви­си­мых друг от друга и вос­при­ни­ма­ю­щих себя как часть этой груп­пы... На одном конце шкалы на­хо­дят­ся груп­пы, со­сто­я­щие из людей, ко­то­рые ра­бо­та­ют вме­сте в те­че­ние мно­гих лет. Оче­вид­но, что они удо­вле­тво­ря­ют всем усло­ви­ям опре­де­ле­ния. На дру­гом конце на­хо­дят­ся люди, име­ю­щие лишь крат­ко­вре­мен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния друг с дру­гом...
     
    Люди объ­еди­ня­ют­ся в со­ци­аль­ные груп­пы по раз­ным при­чи­нам. Пре­жде всего, груп­пы по­мо­га­ют удо­вле­тво­рить важ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные про­бле­мы, на­при­мер, по­треб­но­сти во вни­ма­нии и любви, пе­ре­жи­ва­нии чув­ства при­над­леж­но­сти. Это труд­но раз­ли­чи­мые, но очень важ­ные по­треб­но­сти: пред­ставь­те себе жизнь в пол­ной со­ци­аль­ной изо­ля­ции! По­на­ча­лу вы бы не воз­ра­жа­ли про­тив этого, но в конце кон­цов по­чув­ство­ва­ли бы себя ужас­но оди­но­ки­ми.
     
    Груп­пы по­мо­га­ют в до­сти­же­нии целей, ко­то­рые мы не смог­ли бы осу­ще­ствить в оди­ноч­ку. Со­труд­ни­чая с дру­ги­ми, мы спо­соб­ны вы­пол­нить за­да­чи, с ко­то­ры­ми од­но­му че­ло­ве­ку не спра­вить­ся... При­над­леж­ность к груп­пе часто обес­пе­чи­ва­ет нас зна­ни­я­ми и ин­фор­ма­ци­ей, ко­то­рые в про­тив­ном слу­чае были бы для нас не­до­ступ­ны...
    На­ко­нец, груп­по­вое член­ство спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию по­зи­тив­ной со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти, ко­то­рая ста­но­вит­ся ча­стью «Я-кон­цеп­ции». И чем боль­ше число пре­стиж­ных групп с огра­ни­чен­ным до­сту­пом, к ко­то­рым че­ло­век смог при­со­еди­нить­ся, тем боль­ше укреп­ля­ет­ся его «Я-кон­цеп­ция».                                                                      Р. Бэрон
     
     28. Что понимается в социальной психологии под группой.  
    
    29. Вы­де­ли­те ука­зан­ные ав­то­ром при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы. На­зо­ви­те три при­чи­ны.
    
    30. Про­ана­ли­зи­руй­те с точки зре­ния на­ли­чия или от­сут­ствия ос­нов­ных при­зна­ков со­ци­аль­ной груп­пы такую груп­пу, как пас­са­жи­ры од­но­го авиа­рей­са. Кон­кре­ти­зи­руй­те один из своих вы­во­дов.
    
    31. Как вы по­ни­ма­е­те вы­дви­ну­тое ав­то­ром по­ло­же­ние о роли груп­пы в фор­ми­ро­ва­нии «Я-кон­цеп­ции»? От­веть­те на этот во­прос, ис­поль­зуя свои зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Мини КИМ №1.
    Тема: Социальная структура и социальные отношения. 
    Ключи.
    1. 1212
    2. 22331
    34. Социальные статусы:
    Виды: приписываемый и достигаемый
    Примеры: касты, карьерный рост
    10. 1
    23. 1
    26.12131
    28. В со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии под груп­пой по­ни­ма­ет­ся двое или более ин­ди­ви­дов, име­ю­щих общие цели и устой­чи­вые от­но­ше­ния, а также в опре­де­лен­ной сте­пе­ни вза­и­мо­за­ви­си­мых друг от друга и вос­при­ни­ма­ю­щих себя как часть этой груп­пы...
    29.  В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы:
    - ре­а­ли­зу­ют чув­ства людей в со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти;
    - по­мо­га­ют в до­сти­же­нии ряда целей;
    - обес­пе­чи­ва­ют ин­фор­ма­ци­ей;
    - по­вы­ша­ют са­мо­оцен­ку. 
    30. В от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:
    1) Для дан­ной груп­пы ха­рак­тер­на общ­ность не­ко­то­рых целей. В част­но­сти, бла­го­по­луч­но до­брать­ся до места на­зна­че­ния.
    2) В дан­ной груп­пе может иметь место вза­и­мо­за­ви­си­мость. На­при­мер, если кто-то встал в про­хо­де, дру­гие не смо­гут прой­ти.
    3) В этой груп­пе может иметь место вза­и­мо­дей­ствие, но оно не носит устой­чи­во­го ха­рак­те­ра: после за­вер­ше­ния по­ле­та оно пре­кра­ща­ет­ся.
    4) Как пра­ви­ло, пас­са­жи­ры не вос­при­ни­ма­ют себя как часть еди­ной груп­пы.
      31. В от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:
    1) «Я-кон­цеп­ция» — со­во­куп­ность пред­став­ле­ний че­ло­ве­ка о самом себе;
    2) со­став­ной ча­стью «Я-кон­цеп­ции» яв­ля­ет­ся са­мо­оцен­ка;
    3) войдя в пре­стиж­ную для себя груп­пу, че­ло­век пе­ре­но­сит ее зна­чи­мость на себя;
    4) в ре­зуль­та­те вхож­де­ние в пре­стиж­ную для ин­ди­ви­да груп­пу по­вы­ша­ет его са­мо­оцен­ку.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Приложение.doc

Презентация к уроку