Название предмета: обществознание (включая экономику и право). Класс: 11 УМК: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 11 класс. М "Русское слово", 2011 Уровень обучения: базовый Тема раздела: «Социальная система общества» (10часов) Тема урока: Социальная стратификация. (1 час) Место урока в системе уроков по теме: вводный Цель урока: актуализировать знания об обществе и общественных отношениях; формировать представление о видах социальных отношений и социальной стратификации. Задачи урока: Предметная: коррекция знаний обучающихся о сущности социальной структуры общества, видах социальных групп, современном понимании социальной стратификации, её влиянии на образ жизни, доходы, социальное положение человека; рассмотреть причины наличия социального неравенства в современном обществе; Метапредметная: способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в работе группы, работать со схемами; Коммуникативнаы: способствовать воспитанию умения корректного общения вне зависимости от социального статуса и статусных ролей. Планируемые результаты: Выпускник научится: характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. Выпускник получит возможность научиться: описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп. Тип урока: вводный урок Форма урока: практический. Оборудование: учебник «Обществознание», схемы, раздаточный материал. Словарь урока: стратификация, дифференциация, класс, страта, социальный статус, касты, сословия, рабство. Ход урока. 1. Организационно - мотивационный этап. (проверяется готовность обучающихся к уроку, наличие необходимых принадлежностей) Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает». В: О чем притча? Тема урока: Социальная стратификация. П/З: Что представляют собой социальные отношения, каковы критерии отнесения людей к тем или иным группам, какие группы имеют место в современном обществе - об этих и иных вопросах и пойдет речь на нашем уроке. 2. Актуализация ранее полученных знаний. 1. Что такое общество? 2. Перечислите известные вам сферы жизни общества. 3. Каково взаимодействие общественных сфер? 4. Что такое социум? 5. Назовите известные вам социальные группы. Выслушав ответы, учитель отмечает, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь теоретически. В реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, социальная сфера - это система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Термины «социальная сфера» и «социальные отношения» употребляются и в более широком смысле как система всех отношений между людьми в обществе, как интегративное понятие, объединяющее все подсистемы в единое целое. План изучения нового материала. 1. Социальная стратификация. Причины и последствия. 2. Исторические системы социальной стратификации. 3. Социальный статус. 4. Тенденции в развитии социальных отношений. II. Изучение нового материала 1. Социальная стратификация - Как вы думаете, что значит процесс взросления в обществе? (После обсуждения на доске появляется схема.) Итак, мы выяснили, что общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией. В: Как вы думаете, дифференциация свойственна любому обществу? Чтобы ответить на этот вопрос, разобьемся на группы и выполним следующее задание: представим данные общества с точки зрения социальной дифференциации. Первая группа представляет первобытное общество. Вторая группа представляет рабовладельческое общество. Третья группа представляет феодальное общество. Четвертая группа представляет капиталистическое общество. В: Рассматривая структуру представленных обществ, к каким выводам вы пришли? (Примерный ответ). 1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.) В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев - социальная стратификация. Термин «стратификация» взят из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю. В: Как вы думаете, почему некоторые исследователи считают, что «геологический» образ можно применять к структуре человеческого общества? Не все считают, что можно проводить аналогию между структурой человеческого общества и структурой горной породы. Критики данной точки зрения высказывают следующую мысль: спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства. В: Вспомните и назовите причины возникновения неравенства. (1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.) Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, который обсуждает проблему неравенства. На ваше обсуждение вынесена следующая точка зрения - современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного». Разделитесь на две группы: критики и позитивисты, обсудите проблему неравномерного распределения богатства между людьми, приведите аргументы в защиту своей позиции. Схема. В: Устранимо ли неравенство? Надо ли к этому стремиться? Выскажите свое мнение, подкрепив его аргументами. Вывод: Итак, человечество с древних времен задумывалось над этими проблемами. И пути их решения не были однозначными. Послушайте, как философы пытались решить проблему неравенства. Сравните приводимые мнения и выработайте свой взгляд на проблему. 1. Марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как яркого проявления социальной несправедливости. Чтобы решить эту задачу, необходимо ликвидировать частную собственность на средства производства. 2. В других теориях социальное расслоение - зло. Но люди должны принимать такое положение как неизбежность. 3. Те, кто расценивает неравенство как положительное явление, считают, что его уничтожение приведет к гибели общества. Процессы социального расслоения необходимо регулировать с помощью государства. Принято различать следующие виды социальной стратификации: • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения); • политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу); • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям). 2. Исторические системы социальной стратификации Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Задание по группам. 1 группа анализирует рабовладельческое общество (текст с. 43-44), доп. материал) Вопросы для первой группы 1. Когда исторически возникло деление общества на группы? Какие это были группы? 2. Чем характеризовалось положение групп? 3. Что лежало в основе деления общества на касты? 4. Охарактеризуйте социальные роли рабовладельческого и кастового общества. 1. Рабство (единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких нрав и свобод). Примитивная форма рабства, или патриархальное рабство - раб был младшим членом семьи: жил в одном доме с хозяевами, вступал в брак со свободными, мог наследовать имущество хозяина. Однако его можно было безнаказанно убить, он не мог свидетельствовать в суде. Классическое рабство — раб жил в отдельном помещении, не имел никаких прав, кроме обязанности работать на своего хозяина, он считался собственностью своего хозяина, «говорящим орудием». 2. Касты (социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением). Классический пример кастового общества — Индия, а кастовое положение человека закреплено индусской религией. 2 группа анализирует средневековое общество (текст с. 44-47), доп. материал) Вопросы для второй группы 1. Когда исторически возникло деление общества на группы? Какие это были группы? 2. Что лежало в основе деления общества на сословия? 3. Охарактеризуйте социальные роли сословного обществ. 3. Сословия (социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Все это освящалось религиозной доктриной). Сословия основаны на отношении к земельной собственности. Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, чинов, званий, мундиров, орденов. 3 группа характеризует классовое общество (текст с. 47-49, дополнительный материал) (Приложение 5) Вопросы для третьей группы. 1. Что лежало в основе деления общества на классы? 2. Какие классы выделялись в обществе в разное историческое время? 3. С чем связаны изменения в классовой структуре? 4. Классы (большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства). Выделяются три класса и несколько слоев внутри них: высший класс (верхний, нижний), средний класс (высший, средний, низший), низший класс (верхний, низший). В классовом обществе никакие правовые акты не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек может переходить при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой. 4 группа анализирует современное общество (работа с дополнительным материалом) Приложение 2,3. Вопросы для четвёртой группы 1. Какие группы выделяют современные социологи? 2. Приведите примеры статусных групп. 3. Назовите критерии выделения статусных групп. 4. В чем вы видите отличия класса и статусной группы? Презентация работы группы Социальная стратификация с точки зрения современных социологов современная социология Страты Критерии авторитет престиж, профессия доход, богатство, власть знания, образование управляющие управляемые религиозная и этническая принадлежность положение родственников Следовательно, анализируя различия сословного, классового и стратификационного подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае. Сословия различаются Классы различаются: Страты различаются: - по месту рождения; - по положению родственников; -по степени свободы действий; -по количеству прав и обязанностей. -по месту в системе общественного производства; - отношению к средствам производства; организации труда; - по способам и размерам получаемого богатства. - роли в общественной жизни. - по уровню доходов; - основным чертам образа жизни; - включенности во властные структуры; - отношениям собственности; - социальному престижу; - самооценке своей позиции в обществе 3. Социальный статус. Учитель рассказывает о социальном статусе личности, учащиеся записывают основные тезисы. Примерный текст записей в тетради: 1. Социальный статус личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. 2. Статусы, определяемые положением индивида в группе: - социальный статус (положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами); - личный статус (положение индивида в малой группе, зависящее от оценки его личных качеств другими членами малой группы). 3. Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом: - основной статус (определяет главное в жизни человека); - неосновной статус (влияет на детали поведения). 4. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора: -предписанный статус (социальная позиция, заранее предписанная обществом индивиду независимо от его личностных качеств и заслуг); -смешанный статус (совокупность черт предписываемого и достигаемого статусов); -достигаемый статус (приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека). 4. Тенденции в развитии социальных отношений. - в современных условиях информационного общества недостаточно анализировать структуру общества с точки зрения деления на сословия и классы; -социальная структура современного общества усложняется по мере его поступательного развития; - в современном обществе появились новые социальные образования (менеджеры, олигархи и т. д.), которые невозможно однозначно отнести к какому-нибудь классу; - одна из причин сложившейся ситуации - активный переход людей из одной социальной группы в другую; - социальная структура современного общества — это совокупность социальных общностей, члены которой осознают свою принадлежность к ней и сознательно отделяют «свою» группу от «другой»; -дифференциация происходит по критериям власти, дохода, собственности, престижа. Она основана на социальном неравенстве; - социальными называются те различия, которые порождены социальными фактами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями; -социальное неравенство показывает, что одни социальные группы обладают большей властью, большим богатством, имеют преимущества и привилегии по сравнению с другими; -социология не дает однозначного ответа, может ли существовать общество без социального неравенства; -все социологические школы едины во мнении, что социальное неравенство - это неотъемлемая характеристика общества, которая в определенной степени упорядочивает социальные связи. Закрепление изученного материала Выполнение практикума 2 (стр. 49-50 (Кравченко)). Домашнее задание § 5, вопросы 3, 6 (с. 49 (Кравченко). *ЕГЭ - раздаточный материал (Мини КИМ по теме) (Приложение 4)
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docПриложение 1. Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными социальными группами. Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом. Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в обществе. Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам. Классы - большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства. Страта - большая группа людей, находящаяся на определенной позиции. Социальный статус личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Касты - социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Сословия - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Рабство - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких нрав и свобод Приложение 2. «Социальная стратификация с точки зрения современных социологов» Дополнительный материал для четвёртой группы Понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» - слой или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации. В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников - бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить по крайней мере две подгруппы: высшую «рабочую аристократию» и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом - управляющими... Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям: 1) престижу, профессии, власти и могуществу; 2) доходу или богатству; 3) образованию или знанию; 4) религиозной или ритуальной чистоте; 5) положениям родственников; 6) этнической принадлежности. Приложение 3. Дополнительный материал для четвёртой группы “Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице-президент Международной социологической ассоциации. Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы) . Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284 Приложение 4. Мини КИМ №1. Тема: Социальная структура и социальные отношения. 1. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Виды статусов Статусные характеристики А) мужчина Б) высшее образование В) 25 лет Г) инженер 1) прирожденный статус 2) приобретенный статус 2. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 1) кастовая А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами 2) сословная Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества 3) классовая В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп 34. Какие два вида социальных статусов существуют в обществе? Приведите примеры каждого из них. 10. Существование каких групп из перечисленных ниже определяется профессиональной дифференциацией в обществе? 1) учителя, врачи, инженеры 2) рабы и рабовладельцы 3) богатые, бедные и средние слои 4) политическая элита и электорат 23. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) социальная группа2) первичная группа3) неформальная группа4) этническая общность5) общественный класс 26 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) В последние годы появились новые исследования, посвящённые изучению общества как системы. (Б) Некоторые из них имеют новаторский характер, освещая известные вопросы по-новому. (В) Но есть и такие публикации, которые не отвечают высоким научным требованиям. (Г) Закономерности развития общества отличаются по своему характеру от законов развития природы. (Д) Проблеме проявления социальных закономерностей в современном мире посвящена специальная монография. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Прочитайте текст и выполните задания 28-31. Принадлежность к группе В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом... Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны... Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция». Р. Бэрон 28. Что понимается в социальной психологии под группой. 29. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины. 30. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов. 31. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения. Мини КИМ №1. Тема: Социальная структура и социальные отношения. Ключи. 1. 1212 2. 22331 34. Социальные статусы: Виды: приписываемый и достигаемый Примеры: касты, карьерный рост 10. 1 23. 1 26.12131 28. В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... 29. В ответе могут быть указаны следующие причины объединения людей в группы: - реализуют чувства людей в социальной принадлежности; - помогают в достижении ряда целей; - обеспечивают информацией; - повышают самооценку. 30. В ответе могут быть приведены следующие положения: 1) Для данной группы характерна общность некоторых целей. В частности, благополучно добраться до места назначения. 2) В данной группе может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти. 3) В этой группе может иметь место взаимодействие, но оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается. 4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы. 31. В ответе могут быть приведены следующие положения: 1) «Я-концепция» — совокупность представлений человека о самом себе; 2) составной частью «Я-концепции» является самооценка; 3) войдя в престижную для себя группу, человек переносит ее значимость на себя; 4) в результате вхождение в престижную для индивида группу повышает его самооценку.
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Приложение.docАвтор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Презентация к уроку.ppt