Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Социальная мобильность (Алексеев М.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: Обществознание
    Класс:  11 класс
    УМК: «Обществознание 11 класс» А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, Москва «Русское слово» 2008г
    Уровень обучения: Базовый 
    Тема урока: «Социальная мобильность». 1 час
    
    Цель урока: показать особенности социальной мобильности людей, закрепить потребности социально-активного поведения.
    
    Задачи урока:
    Образовательные – познакомить учащихся с понятием социальная мобильность, усвоить типы социальной мобильности, узнать причины и «лифты» социальной мобильности;
    Развивающие – продолжить формирование умения работать с учебным материалом, выделять основное, использовать прежде полученные знания,  развивать речь; закрепить знания о социальном статусе, закрепить умение работать с обучающими текстами;
    Воспитательные –  привить гражданскую культуру, культуру межличностных отношений.
    
    Планируемые результаты: - разъяснять сущность социального статуса;
    - характеризовать основные виды социальной мобильности;
    - анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности.
    
    Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
    
    Оборудование урока: доска, мел, 
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением.
    Р. Дарендорф
     
    
    Ход уроков
    I. Организационный момент
     II. Изучение нового материала
    
    План
    1. Виды социальной мобильности.
    2. Каналы мобильности.
     
    1. Виды социальной мобильности
    Учащиеся самостоятельно читают текст учебника и заполняют следующую таблицу.
     
    Социальная мобильность и ее виды
     
    Социальная мобильность
    Вертикальная мобильность - движение вверх (социальный карьеризм) или вниз (форма деклассирования, люмпены) по социально- экономической шкале
    Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую без изменения статуса на одном социально- экономическом статусе (профессиональный карьеризм)
    
    Собственно горизонтальная мобильность
    Географическая мобильность - перемещение из одного места в другое (мобильность при сохранении прежнего статуса)
     
    Вопросы для беседы:
    1. Что понимается под социальной мобильностью?
    2. В чем различие между горизонтальной и социальной мобильностью?
    3. Приведите примеры обществ:
    • с низкой социальной мобильностью;
    • с высокой социальной мобильностью.
    4. Перечислите виды социальной мобильности.
    5. Каковы факторы групповой мобильности?
    6. Каковы факторы индивидуальной мобильности?
     
    2. Каналы мобильности
    Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Известный философ Питирим Сорокин выделил несколько таких каналов и дал их подробное описание:
    • образование;
    • армия или участие в военных действиях;
    • фаворитизм - близость к тем, кто имеет власть и влияние;
    • церковь;
    • семья;
    • собственность;
    • удачный брак, т. е. брак с представителем более высокой социальной группы.
    В современном обществе к таким каналам можно отнести участие в политических движениях и партиях, некоторые нелегальные каналы, например, организованная преступность. Значительную роль играют средства массовой информации.
    (Можно предложить ученикам прочитать текст П. Сорокина «Выскочки и монархи». Учащиеся должны определить, какие социальные лифты выделяет П. Сорокин, и подобрать примеры ко всем каналам социальной мобильности. Через 10-15 минут проводится беседа, ответы учащихся уточняются и корректируются учителем.)
     
    III. Практическая работа
    Учитель предлагает выполнить познавательные задания проблемного характера.
    1. Возможно ли существование абсолютно закрытых и абсолютно открытых обществ? (Примерный ответ. Абсолютно закрытые общества лишены вертикальной социальной мобильности. Абсолютно открытые общества не имеют ограничений для восхождения вверх. Таких обществ в истории не было и не может быть. Перемещение людей и групп является необходимым условием общественного развития. Если этого движения нет, в высших стратах накапливается определенная часть так называемого общественного балласта - инертных, малоспособных к продуктивной деятельности людей, обломовых и маниловых. Значительная группа энергичных, способных людей в низших стратах, не имея возможности себя реализовать, подняться по социальной лестнице, становится источником нестабильности в обществе — нигилисты базаровы объединяются с революционерами.)
    2. Проанализируйте поведение известных сказочных героев: почему эти сказки популярны; какие каналы мобильности они используют.
    3. Как в современном обществе действуют социальные лифты, о которых писал П. Сорокин? (Изменилось содержание образования. Более века назад главным в образовании было овладеть суммой знаний. В эпоху информационного общества главное в образовании - овладеть приемами самостоятельного получения информации и воспитать потребность в непрерывном самообразовании.)
    4. В какой класс - бедный или богатый - легче войти или выйти из него?
     
    IV. Рефлексия.
    1. Что  нового вы узнали на нашем уроке?
    2. Где эти знания могут вам пригодиться?
    
    V. Домашнее задание:
    Ответить письменно на вопрос: Каким каналом социальной мобильности вы уже воспользовались? И каким планируете воспользоваться в будущем?
    Ответить  на вопросы со страницы 57. 
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx