Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Молодежь как социальная группа (Акубекова С.Ю.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Обществознание 
    Класс 11
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    Уровень обучения базовый
    Тема урока: Молодежь как социальная группа
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы -1ч
    Место урока в системе уроков по теме: раздел «Социальная система общества», урок № 31
    Цель урока   показать основные психологические особенности юношеского возраста; проследить процесс социализации среди молодёжи, охарактеризовать основные черты современной молодёжной субкультуры.
    Задачи урока: познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе;  развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, решать проблемные задачи;  формирование у учащихся толерантного отношения к проблемам молодёжи и ответственности молодого поколения.
    
    Планируемые результаты  характеризовать основные социальные группы российского общества,  распознавать их сущностные признаки;
    Техническое обеспечение урока: ПК, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение: раздаточный материал.
    
    Содержание урока
    1. Орг.момент
    «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к страшим, слоняются от безделья и постоянно сплетничают. Они всё время во все времена спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы, тиранят учителей …»
     – Как выдумаете, кто это сказал?  
    Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Прошло много-много лет, а как вы думаете, мнение о молодежи поменялось. Почему? Так ли это?  
    Попробуем разобраться с данной проблемой.
    2. Изучение нового материала.
    План.
    1.  Молодёжь как социальная группа.
    2. Процесс социализации молодёжи.
    3. Проблемы современной молодежи
    4.  Молодёжная субкультура.
     – Объясните,  кто такая молодёжь? (сформулируйте понятие) Уч-ся предлагают свои варианты.  Запишем определение, которое предлагают учёные – обществоведы.
    Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:
    1)  совокупности возрастных характеристик (от 16 до 25-30 лет)
    2)  особенности социального положения
    3)  социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой и т. д.
    3. Самостоятельная работа. 
    Работа по учебнику в группах. Определите, в чём заключаются особенности социального положения и социально-психологических свойств современной молодёжи;  охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодёжи.
    1 группа – критерии при делении молодежи на возрастные группы 
    2 группа – охарактеризовать проблемы современной молодежи.
    3 группа – различие субкультуры и контркультуры
    4 группа – специфические черты российской молодежной субкультуры
    4. Выступление групп. 
    5.Дополнительное задание: индивидуальная работа с текстом на раздаточных листах 
     Какие че­ты­ре груп­пы молодёжи, участ­ву­ю­щие в труде, вы­де­ли­ли ав­то­ры? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, на­зо­ви­те ос­нов­ную при­чи­ну, по­буж­да­ю­щую каж­дую груп­пу к тру­до­вой де­я­тель­но­сти.
     
    Уча­стие в труде 14—15-лет­них под­рост­ков яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том сни­же­ния уров­ня жизни на­се­ле­ния. Чем ниже се­мей­ный доход, тем в боль­шей сте­пе­ни семья за­ин­те­ре­со­ва­на в тру­до­вой де­я­тель­но­сти под­рост­ка. Имен­но семья в дан­ном слу­чае может сти­му­ли­ро­вать пре­кра­ще­ние об­ра­зо­ва­ния и выход на рынок труда не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ра­бот­ни­ка. Тру­до­вые пер­спек­ти­вы мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в дан­ном слу­чае не­бла­го­при­ят­ны: су­ще­ству­ет ре­аль­ная опас­ность на­все­гда за­кре­пить­ся в сфере не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, как пра­ви­ло, фи­зи­че­ско­го труда, что чре­ва­то люм­пе­ни­за­ци­ей ра­бот­ни­ка, пе­ре­хо­дом его в мар­ги­наль­ные слои об­ще­ства. Эпи­зо­ди­че­ское уча­стие 14—15-лет­них под­рост­ков в тру­до­вой де­я­тель­но­сти, не со­про­вож­да­ю­ще­е­ся пре­кра­ще­ни­ем по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (на­при­мер, в пе­ри­од лет­них школь­ных ка­ни­кул), может оце­ни­вать­ся как по­ло­жи­тель­ное яв­ле­ние, от­ве­ча­ю­щее ин­те­ре­сам под­рост­ка и об­ще­ства. В дан­ном слу­чае речь идёт о на­чаль­ных эта­пах адап­та­ции к тру­до­вой де­я­тель­но­сти, о вы­ра­бот­ке сте­рео­ти­па тру­до­во­го по­ве­де­ния в ры­ноч­ной среде.
     
    Осо­знан­ное фор­ми­ро­ва­ние ма­те­ри­аль­ных сти­му­лов к труду от­ме­ча­ет­ся у 16—17-лет­них мо­ло­дых людей. Это свя­за­но с рас­ши­ре­ни­ем объёма их ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей, а также про­дол­жа­ю­щим­ся про­цес­сом со­ци­а­ли­за­ции. В этом же воз­расте про­ис­хо­дит ак­тив­ный поиск и выбор вида бу­ду­щей про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти. Про­цесс по­лу­че­ния про­фес­си­о­наль­ных зна­ний, уме­ний и на­вы­ков наи­бо­лее ин­тен­сив­но про­те­ка­ет в груп­пе 18—20-лет­них. Кон­крет­ные сроки про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния могут, без­услов­но, ва­рьи­ро­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки жиз­нен­ных усло­вий мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, вы­бо­ра им вида и формы по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. По­это­му по ряду по­ве­ден­че­ских ха­рак­те­ри­стик эта груп­па при­мы­ка­ет к груп­пе 21—24-лет­них. В этих рам­ках боль­шин­ство молодёжи за­кан­чи­ва­ет про­фес­си­о­наль­ное обу­че­ние и стре­мит­ся уже не к эпи­зо­ди­че­ской, а к по­сто­ян­ной за­ня­то­сти.
     
    Среди ха­рак­те­ри­стик тру­до­вой де­я­тель­но­сти на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся га­ран­тии за­ня­то­сти, воз­мож­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и долж­ност­но­го роста. По­это­му мо­ло­дые люди стре­мят­ся и к по­лу­че­нию до­пол­ни­тель­ных уме­ний и на­вы­ков. Имен­но в воз­расте 21—24 лет боль­шин­ство мо­ло­дых людей ис­пы­ты­ва­ют так на­зы­ва­е­мый «шок от ре­аль­но­сти», свя­зан­ный с тем, что их иде­аль­ные пред­став­ле­ния о бу­ду­щей тру­до­вой де­я­тель­но­сти всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с ре­аль­ной об­ста­нов­кой на ра­бо­чем месте. На этот же воз­раст при­хо­дит­ся и пе­ри­од на­чаль­но­го этапа ка­рье­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся вхож­де­ни­ем в ор­га­ни­за­цию, на­хож­де­ни­ем сво­е­го места в ней..
    
    6. Закрепление нового материала.
    
    1. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о молодёжи как со­ци­аль­ной груп­пе?
                Молодёжь — это со­ци­аль­ная груп­па, вы­де­ля­е­мая по при­зна­ку
    А. де­мо­гра­фи­че­ско­му.
    Б. эт­ни­че­ско­му.
    1) верно толь­ко А
    2) верно толь­ко Б
    3) верны оба суж­де­ния
    4) оба суж­де­ния не­вер­ны
    2.  Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о молодёжи?
    А. Молодёжь как осо­бая со­ци­аль­ная груп­па стала вос­при­ни­мать­ся об­ще­ством толь­ко с пе­ре­хо­дом в ин­ду­стри­аль­ную фазу раз­ви­тия.
    Б. При вы­де­ле­нии молодёжи в от­дель­ную со­ци­аль­ную груп­пу не так су­ще­ствен­ны воз­раст­ные гра­ни­цы, как ха­рак­тер­ные спе­ци­фи­че­ские черты мо­ло­деж­но­го со­зна­ния и по­ве­де­ния.
    1) верно толь­ко А
    2) верно толь­ко Б
    3) верны оба суж­де­ния
    4) оба суж­де­ния не­вер­ны
    3.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о молодёжи как со­ци­аль­ной груп­пе?
    А. Воз­раст­ные гра­ни­цы молодёжи не ме­ня­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от ис­то­ри­че­ских усло­вий и на про­тя­же­нии всей ис­то­рии че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства были оди­на­ко­вы­ми.
    Б. Ти­пич­ным для молодёжи яв­ля­ет­ся объ­еди­не­ние в не­фор­маль­ные груп­пы.
    1) верно толь­ко А
    2) верно толь­ко Б
    3) верны оба суж­де­ния
    4) оба суж­де­ния не­вер­ны
    4.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах?
    А. Об­ра­зо­ва­ние, про­фес­сия могут стать ос­но­ва­ни­ем для объ­еди­не­ния в со­ци­аль­ную груп­пу.
    Б. От­но­ше­ния в со­ци­аль­ных груп­пах обя­за­тель­но ре­гу­ли­ру­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми до­ку­мен­та­ми.
    1) верно толь­ко А
    2) верно толь­ко Б
    3) верны оба суж­де­ния
    4) оба суж­де­ния не­вер­ны
    5.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о мо­ло­де­жи как со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
    1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная суб­куль­ту­ра.
    2) Мо­ло­дежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го кри­те­рия.
    3) Боль­шин­ству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус, чем людям зре­ло­го воз­рас­та.
    4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся по­зна­ние.
    5) Мо­ло­де­жи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му са­мо­опре­де­ле­нию.
    6. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­ях мо­ло­де­жи от дру­гих со­ци­аль­ных групп и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
     
    1) Мо­ло­дежь от­ли­ча­ет­ся от дру­гих групп со­ци­аль­ной ак­тив­но­стью.
    2) Перед мо­ло­де­жью стоит за­да­ча про­фес­си­о­наль­но­го са­мо­опре­де­ле­ния.
    3) В от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных групп, жиз­не­де­я­тель­ность мо­ло­де­жи це­ле­на­прав­лен­на.
    4) К осо­бен­но­стям со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния мо­ло­де­жи от­но­сит­ся вы­со­кий уро­вень мо­биль­но­сти.
    5) Мо­ло­дежь как со­ци­аль­ная груп­па от­ли­ча­ет­ся ак­тив­ным по­ис­ком сво­е­го места в жизни.
    7. Молодёжь как со­ци­аль­ную груп­пу от­ли­ча­ет(-ют)
    1) общ­ность быта
    2) един­ство по­ли­ти­че­ских взгля­дов
    3) од­но­род­ность, от­сут­ствие диф­фе­рен­ци­а­ции
    4) сход­ные черты со­зна­ния и по­ве­де­ния
    
    8. Домашнее задание: параграф читать, ответить на вопросы, по выбору выполнить практикум 1 или 2.  Написать эссе «Право жить и быть счастливым – пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому» (Н.Г. Чернышевский)
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx