Название предмета Обществознание Класс 11 УМК (название учебника, автор, год издания) Уровень обучения базовый Тема урока: Молодежь как социальная группа Общее количество часов, отведенное на изучение темы -1ч Место урока в системе уроков по теме: раздел «Социальная система общества», урок № 31 Цель урока показать основные психологические особенности юношеского возраста; проследить процесс социализации среди молодёжи, охарактеризовать основные черты современной молодёжной субкультуры. Задачи урока: познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, решать проблемные задачи; формирование у учащихся толерантного отношения к проблемам молодёжи и ответственности молодого поколения. Планируемые результаты характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; Техническое обеспечение урока: ПК, проектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение: раздаточный материал. Содержание урока 1. Орг.момент «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к страшим, слоняются от безделья и постоянно сплетничают. Они всё время во все времена спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы, тиранят учителей …» – Как выдумаете, кто это сказал? Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Прошло много-много лет, а как вы думаете, мнение о молодежи поменялось. Почему? Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой. 2. Изучение нового материала. План. 1. Молодёжь как социальная группа. 2. Процесс социализации молодёжи. 3. Проблемы современной молодежи 4. Молодёжная субкультура. – Объясните, кто такая молодёжь? (сформулируйте понятие) Уч-ся предлагают свои варианты. Запишем определение, которое предлагают учёные – обществоведы. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе: 1) совокупности возрастных характеристик (от 16 до 25-30 лет) 2) особенности социального положения 3) социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой и т. д. 3. Самостоятельная работа. Работа по учебнику в группах. Определите, в чём заключаются особенности социального положения и социально-психологических свойств современной молодёжи; охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодёжи. 1 группа – критерии при делении молодежи на возрастные группы 2 группа – охарактеризовать проблемы современной молодежи. 3 группа – различие субкультуры и контркультуры 4 группа – специфические черты российской молодежной субкультуры 4. Выступление групп. 5.Дополнительное задание: индивидуальная работа с текстом на раздаточных листах Какие четыре группы молодёжи, участвующие в труде, выделили авторы? Используя содержание текста, назовите основную причину, побуждающую каждую группу к трудовой деятельности. Участие в труде 14—15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14—15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16—17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18—20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21—24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21—24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.. 6. Закрепление нового материала. 1. Верны ли следующие суждения о молодёжи как социальной группе? Молодёжь — это социальная группа, выделяемая по признаку А. демографическому. Б. этническому. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о молодёжи? А. Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития. Б. При выделении молодёжи в отдельную социальную группу не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3.Верны ли следующие суждения о молодёжи как социальной группе? А. Возрастные границы молодёжи не меняются в зависимости от исторических условий и на протяжении всей истории человеческого общества были одинаковыми. Б. Типичным для молодёжи является объединение в неформальные группы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4.Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Образование, профессия могут стать основанием для объединения в социальную группу. Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5.Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны. 1) Для молодежи характерна собственная субкультура. 2) Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия. 3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста. 4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание. 5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению. 6. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны. 1) Молодежь отличается от других групп социальной активностью. 2) Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения. 3) В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна. 4) К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности. 5) Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни. 7. Молодёжь как социальную группу отличает(-ют) 1) общность быта 2) единство политических взглядов 3) однородность, отсутствие дифференциации 4) сходные черты сознания и поведения 8. Домашнее задание: параграф читать, ответить на вопросы, по выбору выполнить практикум 1 или 2. Написать эссе «Право жить и быть счастливым – пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому» (Н.Г. Чернышевский)
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx