Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Сознание как высшая форма психики (Мустафина Э.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 11
    УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: ««Сознание как высшая форма психики»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: второй  урок  раздела «Внутренний мир и социализация человека» 
    Цель урока: объяснить учащимся особенности человеческой психики, их проявления в конкретных поступках.
    Задачи:
    1. образовательные: 
    - познакомить с основными понятиями «психика», «подсознание», «сознание»,  «сверхсознание», «альтруизм»
     -   познакомить с высшей формой психики - сознанием.  
    2. воспитательные:
     - формировать у учащихся культуру учебного труда.
    3. развивающие: 
     - формировать умения и навыки аналитической деятельности;
       - способствовать социальной адаптации учащихся;
      - способствовать становлению и развитию личности учащегося. 
    
    Планируемые результаты:
     - уметь объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности;
     - уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;
     - давать оценку нравственных поступков и  поведения. 
    
    Техническое обеспечение урока: - - - -
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: приложение
    
    Содержание урока: 
    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Изучение нового материала
    4. Закрепление изученного материала.
    5. Домашнее задание.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход урока.
    Деятельность учителя 
    
    Эпиграф к уроку: Мы все - рабы того лучшего, что внутри нас, и того худшего, что снаружи. 
                                          Бернард Шоу
    
    I. На прошлом занятии мы познакомились  со структурой человеческой психики. Вспомним материал, ответим на вопросы.
    Что вкладываем мы в понятие «человек» по смыслу? В чем состоит двусоставность человека? Чем он отличается от животного?
    
    
    
    
    Что мы подразумеваем под понятием психика?
    
    
    Кто одним из первых обнаружил сложную структуру внутреннего мира человека?
    Расскажите о нем.
    
    
    
    
    II. Изучение нового материала.
    Психика, по сути дела, - это есть человеческое сознание. Поэтому сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира.
    Воспроизводство и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы. Индивидуальное сознание формируется и развивается в неразрывной связи с общественным сознанием. 
    Таким образом, сознание – это высшая, интегрирующая (объединяет части в единое целое) форма психики, результат общественно - исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознание бытие.
    Профессор А.В. Петровских выделяет четыре основные психологические характеристики сознания:
    1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человек и его «не –Я» или «оно».
    2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта.
    3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Согласно К. Марксу: «…Но и самый плохой архитектор от самой наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».
    Поэтому можно сказать, что в функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения и т.д.
    4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. В сознании человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые непосредственно включен человек.
    
    
    
    Часто мы поступаем как бы неосознанно. Бессознательное – это непременная составная часть психики человека. 
    
    Теперь познакомимся с точкой зрения ученого П. Сорокина, который «стоит» на позиции известных русских религиозных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова и В. Соловьева. 
    Работа с источником (приложение № 1)
    Познакомьтесь с точкой зрения П. Сорокина, составьте структуру личности по П. Сорокину. Отличается ли она от структуры по З. Фрейду и чем? Сформулируйте  вывод.
    	
    
    
    
    
    П. Сорокин утверждал, что душа человека - это сознание и сверхсознание, как два разных мира. В основе сверхсознания лежат абсолютные нравственные законы.
    Какие нравственные законы вы знаете? 
    
    
    П. Сорокин считал, что нравственные законы связаны с сознанием человека, отсюда возвышенность устремлений сверхсознания. Я-сознание основано на законах логики и социальных норм, которые относительны, отсюда приземленность сознания.
    Вершин абсолютных ценностей достигают не все, но стремление к ним составляет сущность развития личности. 
    
    Работа с учебником. 
    Чтение поясняющего  примера (учебник стр. 138)
    
    Кого из религиозных деятелей, великих духовных лидеров вы могли бы привести в пример как подвижников духа, совершивших или совершающие нравственный подвиг, тех, кого бы вы могли назвать альтруистами?
    
      Вашим домашним заданием будет задание подготовить сообщение о жизни и деятельности религиозных деятелей, великих духовных лидеров.
    
    III. Закрепление  изученного.
    Работа над основными понятиями.
    Какому названию какое определение должно соответствовать?
    1)Психика
    А)  непременная составная часть психики человека.
    2)Сознание
    Б)  особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции.
    3)Бессознательное
    В)«сверх -Я»; нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», всего лишь относительны.
    4)Сверхсознание
    Г)  высшая, интегрирующая  форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
    
    Выводу по уроку:
    1) Эволюция человека  привела к вытеснению природного (животного) начала в человеке социальным (культурным).
    2) Внутренний мир человека имеет весьма сложную структуру.
    
    
    Деятельность учащихся. Возможные ответы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    По своей сути человек – двусоставное существо. Его эволюция привела к вытеснению природного (животного) начала социальным (культурным, цивилизованным).  
    У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики, т.е. совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.). А отличает от животных наличие сознания – высшей формы психики.
    Психика – это особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции.
    
    Сообщение учащихся о З. Фрейде и фрейдизме (домашнее задание).
    Во время рассказа ученика о главных компонентах личности – «Оно», «Я» и «Сверх-Я» необходимо обратить внимание на рисунок на стр. 136 учебника, где представлен рисунок «Структура психики по З. Фрейду»
    
    
    Запись в тетрадь понятия.
     Сознание - особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Запись в тетради:
    Четыре психологические  характеристики сознания:
    1) Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире
    2) Закрепление в сознании различий субъекта и объекта
    3) Обеспечение целеполагающей деятельности человека
    4) Наличие эмоциональных оценок. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Чтение текста. Составление структуры по П. Сорокину. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Вывод:  Таким образом, по мнению П.Сорокина, сознание и  сверхсознание – это два разных мира. Один из них- приземленный, а другой –возвышенный в направлении к Богу (здесь бескорыстная альтруистическая любовь к ближнему и дальнему, милосердие, сочувствие, чувство долга, совесть, сострадание и т.д.)
    
    
    
    Нравственные законы:
    - патриотизм;
    -уважение к старшим;
    -забота о пожилых людях;
    -забота о детях.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Например: Иисус Христос, Сергей Радонежский, Мохандо Ганди, великие духовные лидеры Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сократ, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, наша современница монахиня мать Тереза.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работа с определениями в таблице:
    1 Б; 2 Г; 3 А; 4 В
    
    
    
    
    	
    
    
    Приложение № 1
    Идеи З.Фрейда о структуре человеческой личности развил П.Сорокин. Принимая в целом предложенную З.Фрейдом структуру, П.Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я». Именно П.Сорокин истолковал «Сверх-Я» как сверхсознание. По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх- Я», утверждая, что его содержание находится в сфере бессознатель­ного. Сверхсознание, по П.Сорокину, — это сфера абсолютных нрав­ственных законов, которые составляют содержание базовых ценно­стей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.
    В результате такого переосмысления структура личности по П.Сорокину приобрела следующие очертания. Большую часть че­ловеческой личности занимает ОНО (бессознательное), над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в гори­зонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. И наверху находится сверхсознание — сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в ре­зультате которой осуществляется укоренение человека в непрехо­дящие абсолютные ценности.
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc