Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Структура человеческой психики (Разинкина Е.П.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание
    Класс :11
    УМК: А.И.Кравченко «Обществознание», учебник для 11 класса,  2011 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Структура человеческой психики»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1
    Место урока в системе уроков по теме
    Цель урока: познакомить с основными понятиями «психика», «подсознание», «сознание»,  «сверхсознание»;            
    формировать умения и навыки аналитической деятельности;
    способствовать социальной адаптации учащихся;
    Задачи урока: 
    1. Образовательные:
    - дать понятия о структуре человеческой психики (по З.Фрейду и П.Сорокину);
    - формировать у учащихся представления о внутреннем мире человека;
    - учить применять на практике полученные знания.
    2. Коррекционно-развивающие:
    - корригировать внимание учащихся;
    - коррекция и развитие связной устной речи, памяти, зрительных и слуховых восприятий; мыслительной деятельности;
    - коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
    - коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы;
    - развивать умения анализировать схемы, тексты;
    - развивать умения выделять главное, обобщать, сравнивать;
    - развивать познавательный интерес к предмету.
    3. Воспитательные:
    - воспитывать интерес к учебе, предмету;
    - воспитывать самостоятельность;
    - воспитывать нравственные качества;
    - способствовать социальной адаптации учащихся.
    1. Планируемые результаты
    Личностные результаты:
    - ценностные ориентиры, основанные на правосознании, уважении к закону, правовой культуре, осознании своей правовой ответственности.
    Метапредметные результаты:
    - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    - способности анализировать реальные правовые  ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения 
    - умении выполнять познавательные и практические задания
    - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
    - подкрепление изученных положений конкретными примерами;
    Предметные результататы
    - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
    - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
    Техническое обеспечение урока: учебник, рабочие тетради, мультимедийные средства
    Содержание урока: Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Биологическое и социальное начала в человеке. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Психика человека. Структура психики. Термины и понятия: психика, подсознание, сознание, сверхсознание.
    Ход урока:
    I Организационный этап.
    II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
    - На прошлом уроке мы завершили изучение главы «Культура и духовная жизнь». Какие темы были пройдены? Кто находился в центре внимания всех этих тем?
    - Да, это человек. Всю свою жизнь, ежедневно, он борется не только с природой его окружающей, но и с природой, которая находится внутри него. 
    Психологический тест ( слайд 1, 2)
    Постановка темы.
    Современная наука утверждает, что по своей сути человек - существо двухсоставное. В ходе эволюции в человеке природное (животное) начало было вытеснено началом культурным (социальным). Т.е. выделяют два этапа эволюции человека - это биологический и культурный (работа с презентацией, слайд 3).
    - Биологическая эволюция началась еще с появления человека и длилась 2,5 млн. лет. За это время в человеке сформировались признаки, которые и сегодня отличают его от животных.
    - Какие? ( Материал для повторения )( слайд 4)
    (прямохождение, крупный мозг, мышление, язык, сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем, наличие второй сигнальной системы). Все это - послужило условием перехода биологической эволюции к культурной.
    - Итак, мы вспомнили и обозначили основные сходства и отличия людей и животных. В центре внимания сегодняшнего урока будет опора на одно из этих отличий, а именно - то, что только у человека есть сознание - высшая форма психики. Психика. Какие ассоциации вызывает это понятие? Что мы знаем об этом понятии? Значит, как звучит тема нашего урока? Правильно. Структура человеческой психики - тема этого урока. Запишем в тетради дату сегодняшнего дня и тему нашего урока.( слайд 5)
    III Актуализация знаний.
    - Какие задачи урока перед собой поставим?
    IV Первичное изучение нового материала. Первичная проверка понимания.
    Этапы эволюции человека.
    - В ходе постановки цели и урока мы уже озвучили информацию об этапах эволюции человека. Для закрепления – повторим их снова. Какие этапы наблюдались в ходе эволюции людей?
    V Продолжение изучения нового материала( лекция с элементами беседы и использованием мультимедийной презентации)
    Психика человека и ее структура
    - Содержанием психики является продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают, прежде всего, психику. Рассмотрим несколько определений понятия "психика» (слайд 7):
    1 - Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.).
    2 - Особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции.
    3 - Свойство высокоорганизованной материи.
    - Запишем эти определения в тетрадь.
    - Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр Зигмунд Фрейд Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только природное начало, которое проявляется, когда люди себя ведут некультурно, но и то, что мы от себя и от других скрываем.
    - Мы подошли к третьему пункту плана урока - к Сущности психоанализа
    Зигмунда Фрейда.
    Сущность психоанализа Зигмунда Фрейда
    - В структуре личности Зигмунд Фрейд выделил 3 главных компонента = "Оно", "Я" и "Сверх-Я". Они располагаются соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. Рассмотрим эти этажи психики отдельно.
    - Подсознание "Оно" включает в себя: биологические потребности (потребность в пище, защите от холода, интимные побуждения); вытесненные желания (нереализовавшиеся мечты, безответная любовь, затаенная обида). Правит подсознанием принцип удовольствия. Наше подсознание можно назвать неким социальным дном, куда сливаются все осадки души и неудачно прожитые мгновения. Но одновременно подсознание - это природные запасы души. Что мы понимаем под словом "душа"?
    - Уже в древности люди пытались понять свой внутренний мир, который называли душой. Они считали, что душа - это жизненная сила, обитающая в теле - кровь, дыхание и т.д. Это потом, с появлением религии, под "душой" понимается субстанция, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование).
    - Первый психоаналитический трактат по толкованию снов Зигмунда Фрейда. Он считал ночные сновидения «царским путем к бессознательному», мощным инструментом проникновения в глубины сознания человека, своеобразным ключом к психике.
    ( сообщение ученика о снах – проверка домашнего задания на этот урок).
    Анализ задания.
    - Каждую ночь, засыпая, все мы попадаем в другой мир. Оставаясь в состоянии абсолютного физического покоя, мы путешествуем по удивительному пространству, которое называется сновидением. Погружаясь в сновидение, мы оказываемся в нематериальном пространстве, где главным действующим лицом становится наша душа. И, следовательно, каждый сон, который мы вспомнили, проснувшись утром, является доказательством того, что человек живет не только в физическом мире.
    Тот, другой мир не менее реален, просто там другие законы, на первом месте стоит жизнь духовная. Один китайский поэт так говорил об этом: " Прошлой ночью мне снилось, что я бабочка, и теперь я не знаю, то ли я человек, которому приснилось, что он бабочка, то ли бабочка, которой снится, что она человек". Таким образом, сон является средством, которым каждый может воспользоваться для общения с другими мирами. Ведь сновидения - это не просто увлекательный кинофильм. Погружаясь в них, 
    мы попадаем в другое пространство, которое живет по своим законам и проявляется в других формах материи и времени. Во сне мы можем получить нужную и даже жизненно важную информацию, пообщаться с умершими родственниками, получить от них предостережение и так далее.
    Физкультминутка. 
    Сознание "Я"
    - Сознание или «Я» (Ego) управляет контактами с внешним миром; логика, мышление, принятие решений; цензура. Сознанием управляет принцип реальности. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения. Однако родители и окружающие приучают ребенка сдерживать себя в желаниях, в проявлении естественных потребностей. Анализируя реальную обстановку делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучает ограничивать себя. Постепенно формируется его "Я" - принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушать рассудка, манипулировать обстоятельствами и людьми, не верить первому душевному порыву. Достижения цивилизации - во многом результат деятельности "Я".
    - Сверхсознание - "Сверх-Я" – это культурные нормы, правила, требования, запреты, законы; среда обитания нравственных чувств. Сверхсознанием управляет принцип морали.
    Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество.
    "Сверх Я" Фрейда - это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, запреты, законы. Здесь - место нравственных чувств.
    Концепция П.Сорокина
    - Иначе понимал сверхсознание Сорокин (1898-1968)-выдающийся русско-американский социолог. Он утверждал, что сознание и сверхсознание - 2 совершенно разных мира. Первое погружено в преходящее и временное, второе - абсолютное и вечное. Беда наступает, когда эти 2 мира путаются.
    Вершин абсолютных ценностей достигают не все, но стремление к ним - сущность развития личности.
    VI Закрепление изученного материала
    - Какие новые понятия изучили сегодня? Есть ли вопросы? Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
    VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    Домашнее задание:
    1. Изучить параграф 17, Выполнить проблемное задание стр.139
    
    VIII Рефлексия. Подведение итогов урока.
    На уроке я работал активно/пассивно
    Своей работой я доволен/не доволен
    Урок показался мне коротким/длинным
    За урок я устал/не устал
    Материал урока мне интересен/не интересен
    А что именно было интересно?
    Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
    интересным/не интересным
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку