Название предмета: Обществознание Класс :11 УМК: А.И.Кравченко «Обществознание», учебник для 11 класса, 2011 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Структура человеческой психики» Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 Место урока в системе уроков по теме Цель урока: познакомить с основными понятиями «психика», «подсознание», «сознание», «сверхсознание»; формировать умения и навыки аналитической деятельности; способствовать социальной адаптации учащихся; Задачи урока: 1. Образовательные: - дать понятия о структуре человеческой психики (по З.Фрейду и П.Сорокину); - формировать у учащихся представления о внутреннем мире человека; - учить применять на практике полученные знания. 2. Коррекционно-развивающие: - корригировать внимание учащихся; - коррекция и развитие связной устной речи, памяти, зрительных и слуховых восприятий; мыслительной деятельности; - коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук; - коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы; - развивать умения анализировать схемы, тексты; - развивать умения выделять главное, обобщать, сравнивать; - развивать познавательный интерес к предмету. 3. Воспитательные: - воспитывать интерес к учебе, предмету; - воспитывать самостоятельность; - воспитывать нравственные качества; - способствовать социальной адаптации учащихся. 1. Планируемые результаты Личностные результаты: - ценностные ориентиры, основанные на правосознании, уважении к закону, правовой культуре, осознании своей правовой ответственности. Метапредметные результаты: - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения - умении выполнять познавательные и практические задания - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; Предметные результататы - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; Техническое обеспечение урока: учебник, рабочие тетради, мультимедийные средства Содержание урока: Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Биологическое и социальное начала в человеке. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Психика человека. Структура психики. Термины и понятия: психика, подсознание, сознание, сверхсознание. Ход урока: I Организационный этап. II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. - На прошлом уроке мы завершили изучение главы «Культура и духовная жизнь». Какие темы были пройдены? Кто находился в центре внимания всех этих тем? - Да, это человек. Всю свою жизнь, ежедневно, он борется не только с природой его окружающей, но и с природой, которая находится внутри него. Психологический тест ( слайд 1, 2) Постановка темы. Современная наука утверждает, что по своей сути человек - существо двухсоставное. В ходе эволюции в человеке природное (животное) начало было вытеснено началом культурным (социальным). Т.е. выделяют два этапа эволюции человека - это биологический и культурный (работа с презентацией, слайд 3). - Биологическая эволюция началась еще с появления человека и длилась 2,5 млн. лет. За это время в человеке сформировались признаки, которые и сегодня отличают его от животных. - Какие? ( Материал для повторения )( слайд 4) (прямохождение, крупный мозг, мышление, язык, сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем, наличие второй сигнальной системы). Все это - послужило условием перехода биологической эволюции к культурной. - Итак, мы вспомнили и обозначили основные сходства и отличия людей и животных. В центре внимания сегодняшнего урока будет опора на одно из этих отличий, а именно - то, что только у человека есть сознание - высшая форма психики. Психика. Какие ассоциации вызывает это понятие? Что мы знаем об этом понятии? Значит, как звучит тема нашего урока? Правильно. Структура человеческой психики - тема этого урока. Запишем в тетради дату сегодняшнего дня и тему нашего урока.( слайд 5) III Актуализация знаний. - Какие задачи урока перед собой поставим? IV Первичное изучение нового материала. Первичная проверка понимания. Этапы эволюции человека. - В ходе постановки цели и урока мы уже озвучили информацию об этапах эволюции человека. Для закрепления – повторим их снова. Какие этапы наблюдались в ходе эволюции людей? V Продолжение изучения нового материала( лекция с элементами беседы и использованием мультимедийной презентации) Психика человека и ее структура - Содержанием психики является продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают, прежде всего, психику. Рассмотрим несколько определений понятия "психика» (слайд 7): 1 - Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.). 2 - Особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. 3 - Свойство высокоорганизованной материи. - Запишем эти определения в тетрадь. - Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр Зигмунд Фрейд Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только природное начало, которое проявляется, когда люди себя ведут некультурно, но и то, что мы от себя и от других скрываем. - Мы подошли к третьему пункту плана урока - к Сущности психоанализа Зигмунда Фрейда. Сущность психоанализа Зигмунда Фрейда - В структуре личности Зигмунд Фрейд выделил 3 главных компонента = "Оно", "Я" и "Сверх-Я". Они располагаются соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. Рассмотрим эти этажи психики отдельно. - Подсознание "Оно" включает в себя: биологические потребности (потребность в пище, защите от холода, интимные побуждения); вытесненные желания (нереализовавшиеся мечты, безответная любовь, затаенная обида). Правит подсознанием принцип удовольствия. Наше подсознание можно назвать неким социальным дном, куда сливаются все осадки души и неудачно прожитые мгновения. Но одновременно подсознание - это природные запасы души. Что мы понимаем под словом "душа"? - Уже в древности люди пытались понять свой внутренний мир, который называли душой. Они считали, что душа - это жизненная сила, обитающая в теле - кровь, дыхание и т.д. Это потом, с появлением религии, под "душой" понимается субстанция, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование). - Первый психоаналитический трактат по толкованию снов Зигмунда Фрейда. Он считал ночные сновидения «царским путем к бессознательному», мощным инструментом проникновения в глубины сознания человека, своеобразным ключом к психике. ( сообщение ученика о снах – проверка домашнего задания на этот урок). Анализ задания. - Каждую ночь, засыпая, все мы попадаем в другой мир. Оставаясь в состоянии абсолютного физического покоя, мы путешествуем по удивительному пространству, которое называется сновидением. Погружаясь в сновидение, мы оказываемся в нематериальном пространстве, где главным действующим лицом становится наша душа. И, следовательно, каждый сон, который мы вспомнили, проснувшись утром, является доказательством того, что человек живет не только в физическом мире. Тот, другой мир не менее реален, просто там другие законы, на первом месте стоит жизнь духовная. Один китайский поэт так говорил об этом: " Прошлой ночью мне снилось, что я бабочка, и теперь я не знаю, то ли я человек, которому приснилось, что он бабочка, то ли бабочка, которой снится, что она человек". Таким образом, сон является средством, которым каждый может воспользоваться для общения с другими мирами. Ведь сновидения - это не просто увлекательный кинофильм. Погружаясь в них, мы попадаем в другое пространство, которое живет по своим законам и проявляется в других формах материи и времени. Во сне мы можем получить нужную и даже жизненно важную информацию, пообщаться с умершими родственниками, получить от них предостережение и так далее. Физкультминутка. Сознание "Я" - Сознание или «Я» (Ego) управляет контактами с внешним миром; логика, мышление, принятие решений; цензура. Сознанием управляет принцип реальности. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения. Однако родители и окружающие приучают ребенка сдерживать себя в желаниях, в проявлении естественных потребностей. Анализируя реальную обстановку делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучает ограничивать себя. Постепенно формируется его "Я" - принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушать рассудка, манипулировать обстоятельствами и людьми, не верить первому душевному порыву. Достижения цивилизации - во многом результат деятельности "Я". - Сверхсознание - "Сверх-Я" – это культурные нормы, правила, требования, запреты, законы; среда обитания нравственных чувств. Сверхсознанием управляет принцип морали. Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. "Сверх Я" Фрейда - это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, запреты, законы. Здесь - место нравственных чувств. Концепция П.Сорокина - Иначе понимал сверхсознание Сорокин (1898-1968)-выдающийся русско-американский социолог. Он утверждал, что сознание и сверхсознание - 2 совершенно разных мира. Первое погружено в преходящее и временное, второе - абсолютное и вечное. Беда наступает, когда эти 2 мира путаются. Вершин абсолютных ценностей достигают не все, но стремление к ним - сущность развития личности. VI Закрепление изученного материала - Какие новые понятия изучили сегодня? Есть ли вопросы? Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока? VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание: 1. Изучить параграф 17, Выполнить проблемное задание стр.139 VIII Рефлексия. Подведение итогов урока. На уроке я работал активно/пассивно Своей работой я доволен/не доволен Урок показался мне коротким/длинным За урок я устал/не устал Материал урока мне интересен/не интересен А что именно было интересно? Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным интересным/не интересным
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docАвтор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Презентация к уроку.ppt