Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Социальные взаимодействия (Блеубаева А. М.)

Текст урока

  • Конспект

     Блеубаева А.М. учитель истории и обществознания МОБУ «Красночабанская СОШ имени Героя России Жолдинова Жантаса»
    Тема урока: Социальные взаимодействия.
    Цель урока: рассмотреть сущность социальных взаимодействий, их разнообразие и стратегию поведения в каждом из них.
    Задачи урока:
    Образовательные: сформировать представления учащихся о понятиях: «социальная связь», «социальный контакт», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальный конфликт», «социальные аспекты труда».
     Формирование представления о социальных отношениях между индивидами, составление классификации социальных отношений.
     Формирование представления о социальных конфликтах, их классификации, стратегии поведения в каждом из них.
    Развивающие: развить  способностиактивной мыслительной деятельности учащихся.
     Развить коммуникативную компетенции учащихся.
     Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к окружающим, воспитать чувство милосердия и сострадания.
    
    Тип урока: комбинированный урок с использованием информационно-коммуникативных технологий.
    
    Оборудование и литература:
    - компьютер
    - проектор и экран
    - компьютерная презентация по теме урока
    - дидактический материал
    - учебник «Обществознание. Базовый курс. 10 класс» Боголюбов Л.Н. и др. – М. 2013.
    
    Ход урока
    .
    I. Организационный момент. (1 мин)
    Приветствие учеников. Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке.
    
    II. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. (10 мин)
    Вовлечение учеников в учебную деятельность через повторение ранее изученного материала.
    Проверка знания терминов предыдущей темы: социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальная мобильность (устный опрос-терминологический диктант).
    
    Выполнение заданий в формате ЕГЭ (уровень А).
    Задания выводятся на экран. Слайды №2-3 (Приложение 1).
    А1. Критерием социальной стратификации является:
    1) доход 2) престиж 3) авторитет 4) неравенство
    
    А2. . Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
    А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
    Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
    1) верно только А 3) верны оба суждения
    2) верно только Б 4) оба суждения неверны
    
    А3. Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
    1) территориальному 2) этническому
    3) стратификационному 4) конфессиональному
    
    III. Изучение нового материала. (25 мин)
    
    План:
    1. Социальные отношения и взаимодействия
    2. Социальный конфликт
    3. Социальные аспекты труда
    4. Культура труда
    
    Вводное слово. Учитель:
    В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.
    
    I. Социальные отношения и взаимодействия. Формулирование понятий. Слайд №5
    
    Социальная связь - совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
    
    Социальный контакт – первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие
    
    Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга
    
    Социальные отношения – социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.
    
    Учитель:
    После формулирования и объяснения понятий выводим классификацию социальных отношений:
    - межличностные отношения индивидов;
    - личностно-групповые;
    - межгрупповые
    После этого  учащиеся приводят примеры каждого из видов социальных отношений.
    Возможные варианты ответов учащихся:
    Примером межличностных отношений индивидов могут служить отношения между друзьями, родителями и детьми и др.
    Примером личностно-групповых отношений являются отношения между врачом и пациентами, начальником отдела и служащими др.
    Примером межгрупповых отношений могут служить отношения между двумя классами, спортивными командами и др.
    Учитель:
    Формами социальных взаимодействий являются: (слайд №6)
    - сотрудничество;
    - конфликт;
    - соперничество
    Учащиеся дают свои пояснения форм социальных взаимодействий, после их вариантов ответов. Предлагается учащимся на выбор: записать свою авторскую формулировку, либо воспользоваться той, что на экране.
    Слайд № 6.
    
    II. Социальный конфликт.
    Учитель:
    Задумывались ли вы, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Причины конфликтов разнообразны, но в их основе всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, двух или более сторон. Как правило, одна сторона обладает материальными ценностями, властью, образованием, престижем, в то время, как другая всего этого лишена.
    Вопрос классу: что такое социальный конфликт?
    Социальный конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов. Слайд №7
    Далее пользуясь текстом учебника, составляем классификацию социальных конфликтов в зависимости от сферы их протекания:
    - личностные;
    - межличностные;
    - внутригрупповые;
    - межгрупповые
    Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.е. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд № 7). Учащиеся записывают в тетрадь субъектов конфликта: свидетели, пособники, подстрекатели, посредники.
    
    Учитель:
    Объяснение понятий причина конфликта, повод конфликта. Слайд №8
    Вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод конфликта отличаются от его предмета.
    Причина конфликта – это объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон
    Повод конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
    Учитель:
    
    Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельно поработать с учебником.
    Стадии социального конфликта:
    предконфликтная
    конфликтная
    постконфликтная
    
    Учитель:
    С одной классификацией социальных конфликтов вы уже знакомы. Настало время ознакомиться с другими. Слайд №10
    Социальные конфликты можно классифицировать по следующим критериям:
    - по длительности;
    - по объему;
    - по источнику;
    - по используемым средствам;
    - по влиянию на ход развития общества;
    - по характеру развития;
    - по сферам общественной жизни;
    - по типу отношений.
    К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако, все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному
    
    Учитель:
    Существуют различные способы решения конфликта. (Слайд №11)
    - компромисс,
    - посредничество,
    - переговоры,
    - арбитраж,
    - применение силы, власти, закона
    Учащиеся объясняют смысл каждого из данных способов.
    
    Учитель:
    Социальные конфликты могут привести как интегративным, так и дезинтегративным последствиям. Первые из них помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам осознать четче осознать свои интересы. Вторые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения их насущных проблем. Слайд №12.
    
    III. Социальные аспекты труда.
    Учитель:
    Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивает свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества.
    Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности , пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения. Слайд №13
    Характер трудовых отношений зависит от возможности удовлетворять в процессе труда
    различные потребности и интересы. Внимание на слайд №14.
    
    IV. Культура труда.
     Учащиеся выполняют следующее задание.
    Используя материалы учебника (стр. 168-170), подготовьте ответ на вопрос:
    Почему так высоко ценятся профессионалы?
    На выполнение задание 3-5 минут
    По истечении времени учащиеся дают ответ на данный вопрос.
    V. Закрепление изученного материала. Рефлексия. (выполнение мини-теста) – 3 мин.
    Приложения 2-3.
    VI. Подведение итогов. Выставление оценок учащимся. 2 мин.
    VII. Домашнее задание. 1 мин.
    
    
    
    
    
    Приложение №1
    А1. Критерием социальной стратификации является:
    1) доход 2) престиж 3) авторитет 4) неравенство
    А2. . Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
    А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
    Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
    1) верно только А 3) верны оба суждения
    2) верно только Б 4) оба суждения неверны
    А3. Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
    1) территориальному 2) этническому
    3) стратификационному 4) конфессиональному
    
    
    Приложение №2
    Установите соответствие
    Социальное взаимодействие
    совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
    Социальная связь
    систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга
    Социальные отношения
    особое взаимодействие индивидов, групп, объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов
    Социальный конфликт
    социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.
    Сотрудничество
    первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие
    Социальный контакт
    основа объединения людей в группы, проявление взаимопомощи, поддержки.
    
    
    Приложение № 3
    Презентация
    
    
     

    Автор(ы): Блеубаева А. М.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx