Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Духовная культура общества (Артыкбаева Ж. Т.)

Текст урока

  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Глава II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ
    Тема: «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА» 
    I. Требования к результатам изучения темы
    Изучение темы вносит вклад в достижение результатов
    личностных:
    осознание значимости нравственного поведения на основе усвоения духовных ценностей;
    метапредметных:
    умение определять назначение и функции культуры как социального института;
    умение самостоятельно оценивать и принимать ре­шения, определяющие стратегию поведения с учётом нрав­ственных ценностей;
    предметных:
    владение понятиями «духовная культура», «духовные ценности», «институты культуры», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура», «субкультура», « контркультура »;
    владение умениями применять полученные знания о культурных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
    Задачи занятия:
    1) познакомить учащихся со спецификой и функциями духовной культуры;
    2) раскрыть объединяющую гуманистическую составля­ющую основных духовных ценностей;
    3) охарактеризовать особенности различных типов культур.
    II. Место темы в системе учебных занятий
    Тема открывает главу «Общество как мир культуры», тем самым определяя её общий фарватер — духовная сфера общества. Последующие темы раскрывают этические, науч­ные, религиозные, эстетические и другие аспекты духовного развития общества.
    В данной теме учащимся предстоит познакомиться со спецификой духовной культуры общества. Урок вбирает в себя достаточно широкий круг вопросов, но определяющими являются характеристика духовной культуры и её ценност­ные установки.
    Ход занятия
    I. Оргмомент
    II. Проверка д/з:   проекты,сообщения
    III. Новая тема:
    Мотивационный этап
    -Почему нет единого толкования термина «культура»?
    -Духовная культура и культура духа, что первично?
     - записать в тетрадь, во-пер­вых, факты проявления духовной культуры в обществе, во-вто­рых, её значение для социума. 
    Этап изучения нового материала
    План изучения нового материала
    1. Понятие «духовная культура».
    2. Культурные ценности и нормы.
    3. Институты культуры.
    4. Многообразие культур.
    
    Определение понятия «духовная культура»
    Области и компоненты духовной культуры
    Представляет собой:
    1) духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов;
    2) духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т. д.
    Проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию), религию, науку, образование, искусство, язык, письменность и т. д.
    Учащиеся самостоятельно знакомятся с разделом параграфа и заполняют в тетради таблицу.
    
    - 1. Как вы поняли слова Н. А. Бердяева о культуре? Аргументируйте свой ответ. 
    2. Что объединяет позиции  Н.	А. Бердяева и Вильгельма фон Гумбольдта? 
    3. Резуль­татом какой деятельности является духовная культура?
    1.   Акцентировать  внимание учащихся на ещё одном аспекте духовной культуры, которую можно рас­сматривать как совокупность духовных ценностей, прежде всего мировоззренческо-философских, нравственных, эсте­тических, религиозных.   Определение  понятия «духовная культура», а также характеризует основ­ные духовные ценности. 
    Духовные ценности — это идеаль­ное представление об истине, справедливости, добре, чело­вечности, красоте и миропорядке в целом. Мировоззрен­ческо-философские ценности сосредоточивают в себе основы понимания жизни на Земле, они охватывают пространство и время, природу и космос. Нравственные ценности регули­руют отношения в обществе с антагонистических позиций должного и предписанного. Основные этические катего­рии — добро и зло. С добром всегда ассоциируются гуманизм, милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание. Эти ценности помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Эстетические ценности связаны с представлением о прекрасном, с эмоциональной культурой человека. Рели­гиозные ценности объединяют в себе мировоззренческие, нравственные, эстетические. Широко известны такие рели­гиозные ценности, как вера в Бога, смирение. В целях более глубокого погружения в проблему учитель ставит перед классом задание: прочитать материал параграфа о духовных ценностях и письменно в тетради составить 2—3 вопроса к содержанию материала. Затем производится коллективное обсуждение результатов выполнения задания.
    Приведём возможные варианты ответов.
    Мировоззренческо-философские ценности. 
    1) Чем мож­но объяснить, что эти ценности требуют осмысления и са­моопределения по отношению к ним? 
    2) Что формирует эта группа ценностей? 
    3) Какие мировоззренческие поня­тия являются ключевыми?
    Нравственные ценности. 1) Какие отношения регули­руют нравственные ценности? 2) Какое умение достигается, если человек придерживается этих ценностей? 
    3) Какие ценности принято относить к нравственным?
    Эстетические ценности. 1) С чем связаны эстетические ценности? 
    2) Что древние греки понимали под гармонией?
    1) Какое место она занимает в ряду эстетических ценностей?
    Религиозные ценности. 1) Что включают в себя и ми­ровые, и национальные религии? 2) К чему ведёт наруше­ние религиозных ценностей?
    Изучение третьего пункта плана -  учащиеся запол­няют в тетради схему
     «Функции культуры» (стр.104)
    1. Познавательная функция аккумулирует в себе зна­ния о мире, обществе, человеке и опыт многих поколений людей. У нас появляется возможность познавать и осваи­вать всё то лучшее, что вобрала в себя культура. 
    2. Оце­ночная функция культуры напрямую связана с её ценност­ными предпочтениями. Из курса обществознания извест­но, что человеческая деятельность регулируется не только нормами права, но и системой ценностей. Отбор ценностей происходит посредством практической деятельности. 
    3. Ре­гулятивная (нормативная) функция базируется на системе моральных норм, правовых норм, обычаях и традициях,
    а также на нормах поведения человека в быту, на произ­водстве, во взаимодействии с другими людьми, природой.
    4. Информативная функция заключается в передаче от по­коления к поколению знаний, ценностей, всего накоплен­ного социального опыта. 5. Коммуникативная функция направлена на обеспечение взаимодействия между людь­ми, социальными группами, обществом. Эта функция спо­собствует интеграционным процессам. 6. Функция социа­лизации даёт каждому человеку возможность приобщиться к определённой системе знаний, норм, ценностей, на основе которых субъект может проявлять себя в самой широкой палитре социальных ролей и взаимодействий.
    Функции культуры
    познавательная; оценочная;
    регулятивная (нормативная); информативная; коммуникативная; социализации
      Прочитать   фрагмент учебного текста о культур­ных институтах и выписать примеры таковых в тетрадь. 
    1) Что понимается под социальным институтом?
    во-первых, социальный институт возника­ет на основе совместной деятельности больших масс людей; во-вторых, эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в-третьих, со­циальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти фор­мы сложились исторически; наконец, в-пятых, такая дея­тельность регулируется нормами, традициями, обычаями.
    
    2) Каковы основ­ные признаки социального института? 
    3) Какую роль он играет в жизни общества? 
    На примере какого-либо инсти­тута культуры школьники должны показать его практиче­скую направленность и институциональность.
    
      Класс делится на 4 груп­пы, каждая получает задание: прочитать в учебнике мате­риал о массовой, элитарной или народной культуре, суб­культуре и контркультуре. Выделить их особенности и сде­лать краткое сообщение о предмете рассмотрения (массовая, элитарная, народная культура, субкультура и контркуль­тура).
    
    IV. Закрепление ключе­вых вопросов темы:
    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые не­обходимо вставить на место пропусков.
    «Духовная культура — это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством,сохранением, 	 (А) и потреблением
    	 (Б). Наука, искусство, религия, мораль,образование выполняют социально значимые исторически закре­пившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т. е. явля­ются 	 (В). Духовная жизнь отдельной лич­ности включает её потребности, способности, стремления, жизнен­ные ориентиры и	(Г), знания, веру и многое  другое. Неотъемлемой её частью является 	(Д) — область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной  жизни личности является её 	 (Е), т. е. освое­ние культуры».
    Список терминов:	1) социализация; 2) распространение; 3)общество;                      4) социальный институт; 5) ценностные ориентации; 6) культура; 7) духовные ценности; 8) общественные отношения; 9) эмоциональная сфера.
    Ответ:
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    
    
    
    
    
    
    
    Культура есть явление внутреннее и органическое: она захва­тывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхност­но и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утончённую духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообще­ния, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности, и обратно...
    Внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоин­стве внешнего, явного, вещественного.
    Ныне это должно считаться аксиомой всякой культуры. Так, нравственное состояние человека ценится не по его материальным последствиям и не по внешней пользе, из него проистекающей, но по внутреннему состоянию души и сердца человека, его пере­живающего. Так, произведение искусства художественно не тог­да, когда «эффектна» и «оригинальна» его эстетическая материя, но тогда, когда оно верно своему сокровенному духовному пред­мету... Так, право и государство жизненны и верны именно там... где на высоте пребывает живое правосознание людей. Так, все хозяйственные вопросы и затруднения разрешаются именно изну­три — через воспитание людей к братству и справедливости; ибо так воспитанные люди найдут и внешние формы братской жиз­ни. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа...
    Ильин И. А. Соч. В 10 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 300, 301.
    Вопросы и задания к тексту: 1. Согласны ли вы с вы­сказанными в тексте различиями в определениях культу­ры и цивилизации? Какие точки зрения на эту проблему, кроме изложенной во фрагменте, вам известны? 2. Пояс­ните положение текста о том, что духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного.
    Текст 2. Память. Автор — Д. С. Лихачёв (1906—1999), российский филолог, культуролог, академик Российской академии наук.
    Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
    Память — преодоление времени, преодоление смерти.
    В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамят­ный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
    Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
    Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохра­няется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
    Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной...
    Подобно тому как личная память человека формирует его со­весть, его совестливое отношение к его личным предкам и близ­ким — родным и друзьям, старым друзьям... так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором жи­вёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым в будущее, строить это будущее на «разум­ных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмны­ми и светлыми сторонами.
    Это не только не нужно, но и невозможно. Память о про­шлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.
    Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это актив­ная память человечества, активно же введённая в современность.
    Лихачёв Д. С. Нравственные вершины // Книга беспо­койств. — М., 1991. — С. 328, 329.
    Вопросы и задания к тексту: 1) Найдите в тексте опре­деление культуры. 2) Согласны ли вы с определениями совести и безответственности, данными академиком Д. С. Лихачёвым? Постарайтесь дать своё определение этих по­нятий. 3) Раскройте на примерах смысл и значение трёх видов памяти — семейной, народной и культурной. Объ­ясните, в чём проявляется их взаимозависимость. 4) Под­робно разъясните смысл выражения «историческая память народа формирует нравственный климат, в котором жи­вёт народ». Согласны ли вы с этим утверждением? Свои взгляды аргументируйте.
    Текст 3. Документ, помещённый в конце параграфа (фрагмент работы современного российского автора А. В. Кос­тиной «Культурология»).
    Далее имеет смысл сформулировать задания и вопросы, которые позволят перейти к рубрике «Практические выво­ды»: назовите слагаемые духовной культуры общества. Ка­кие из них для вас являются ключевыми? Объясните по­чему. В чём, по-вашему, состоит неиссякаемый потенциал духовной культуры?
    Учитель обращает внимание класса на связь практиче­ских выводов. Он просит старшеклассников уточнить, в чём она проявляется, объективна ли она. Важно, чтобы работа над этим разделом заставила учащихся задуматься о том, каковы их духовные предпочтения, есть ли они вообще в их жизни, помогают ли они отличить истинные духовные ценности от мнимых.
    Этап закрепления-   На данном этапе можно использовать следующие зада­ния:
    1. Картины Пикассо многие искусствоведы считают малопо­нятными широкой публике, рассчитанными на узкий круг зна­токов и поэтому относят их к произведениям
    1) экранной культуры	3)	массовой культуры
    2) народной культуры	4)	элитарной культуры
    2. Реклама является неотъемлемой	частью
    1) национальной культуры	3)	элитарной культуры
    2) массовой культуры	4)	народной культуры
    3. Установите соответствие между характерной чертой и сфе­рой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго.
    Характерные черты
    Сферы культуры
    A) анонимность
    Б) ориентация на запросы
    B) коллективность творческих процессов
    Г) стандартизация содержания Д) развлекательный характер
    1) народная культура
    2) массовая культура потребителя
    
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ми буквами.
    Ответ:
    А
    Б
    В
    Г
    д
    
    
    
    
    
    Домашнее задание: Выполнить задания 1, 2, 3 к параграфу. Выполнить зада­ние 4 и подобрать информацию из СМИ о том, как функции духовной культуры реализуются в современной жизни рос­сийского общества.
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx