Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Социальная сущность человека (Артыкбаева Ж. Т.)

Текст урока

  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема:  «СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»
    Цель:  сформировать у учащихся адекватное знание о че­ловеке, обосновывающее преобладание его духовно-нрав­ственных качеств;показать неразрывную связь и взаимообусловлен­ность биологической и социальной природы человека.
    Тип урока: комбинированный
    Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.
    План изучения нового материала
    1. Что такое человек?
    2. Природа и сущность человека.
    3. Индивид. Человек. Личность.
    Ход урока:
    
    I.Оргмомент 
    II.Проверка д\з фронтальный опрос по вопросам стр. 41
    III.Новая тема
    Одной из центральных проблем философии является проблема человека: - Что такое человек?
    Назовите  науки, изучающие человека. Пробле­мами природы и сущности человека занимаются дисци­плины, относящиеся к различным отраслям знания — гу­манитарным, общественным, естественным. Практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать.
    Работа с определением с. 46 учебника, запись в тетради 
    Позиция  К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:
    «1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имею­щее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.
    1. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонима­ния животных посредством спонтанного выражения своих ощу­щений составляет присущая только человеку способность выра­жать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметно­го мира, который является объектом мышления и речи.
    2. Способы формирующего человека насилия над самим со­бой, например, посредством табу. В самой природе человека за­ложено то, что он не может быть только частью природы, напро­тив, он формирует себя посредством искусства. Природа челове­ка — это его искусственность.
    3. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически соз­данных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, обра­зуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.
    4. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни по­средством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осозна­ния своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже че­ловек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. — Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»).
    Обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» 
    - с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:
    Биологическое и социальное в человеке
    Биологические свойства человека
    Социокультурные качества человека
    Прямохождение;
    большой и развитый мозг;
    своеобразие телесной организации;
    гены
    (наследственность);
    мускулатура и многофункциональность развитой руки;
    наличие развитых мышц лица (способность смеяться);
    способность к членораздельной речи;
    половая дифференциация;
    расовые различия;
    конечность жизни и др.
    Орудийная деятельность;
    труд и коллективная деятельность;
    сознание;
    язык, речь, общение;
    нравственность;
    способность к духовному творчеству и фантазиям;
    проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание);
    совершенствование своей биологической природы;
    способность приспосабливаться к различным климатическим условиям;
    ответственное отношение к своим действиям и поведению;
    осознание своей смертности
    
    - подумайте  о наличии у человека негативных особенностей (приверженность к суевериям и предрассудкам; безжалост­ное отношение к природе и жестокое — к себе подобным, чего не наблюдается в животном мире).
    Понятия «природа человека» и «сущ­ность человека» нередко встречаются в литературе как сино­нимы. Под человеческой природой в философской антропо­логии понимают совокупность неизменных черт, общих за­датков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исто­рического процесса.
    2. Понятие  «сущность человека» .
    Наука в этом вопросе исходит из того, что че­ловек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.
    Философия исходит из разумности, свободы, автоном­ности познающего человека, который овладевает действи­тельным миром сначала в сознании, а затем практически.
    Суще­ствующие в истории философской мысли определения сущ­ности человека страдают односторонностью. Сущность чело­века в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятель­ности, не являющимся для человека характерными и все­объемлющими. Например, орудийная деятельность, челове­ческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизне­деятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущ­ности человека следует, что она (сущность) как бы отделя­ется от самого человека (будь это всемогущий Бог или со­вокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (на­пример, «человек — биопсихосоциальное существо», «че­ловек — биосоциально-нравственное существо» или «чело­век — культуросозидающее существо»).
    В последнее время в философской антропологии утвер­дился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодей­ствие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплоще­ние в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основопола­гающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.
    
    
    3. Индивид. Человек. Личность.
    Учебник стр. 43-44, сопоставить понятие «личность» с близкими по содержанию понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек» и, ис­пользуя логическую аргументацию и полученные в ходе за­нятия знания, доказать, что понятия «индивид», «индиви­дуальность» и «человек» действительно являются социаль­ными понятиями.
    Формула  А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становят­ся. Индивидуальность отстаивают».
    Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. 
    В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного дей­ствия или долга, используются обращения: «Будь же чело­веком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не приме­няется более социально престижное — «личность»? А в ка­кой разряд занести «Человека с большой буквы»? 
    Работа со схемой:
    
    IV.Закрепление:
    Рубрика «Задания» стр.  48 позиции 1, 3.
    Комментируя выполнение учебного задания, связанно­го с составлением схемы «Социальные качества личности» (задание № 3), важно подчеркнуть следующую мысль: про­явление спектра личностных качеств и типов поведения в обществе определяется спецификой отношений в различ­ных сферах общественной жизни. Уместно также связать обсуждаемый вопрос с российскими реалиями. Так, раз­витие рыночных отношений в стране стимулирует прояв­ления в людях предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчётливости, авантюризма, желания из-за карьерных це­лей предстать в выгодном свете и др.
    
    Приложение 
     Образ человека в истории философии
    
    
    
    Домашнее задание
    1) Учебник, § 4 (обратить особое внимание на рубрику «Вопросы для самопроверки»).
    2) Провести сравнительный анализ смысловых раз­личий понятий «человек», «личность» и «индивидуаль­ность», опираясь на наиболее значимые эпитеты к этим словам.
    3) Подготовить эссе на основе высказываний «Чело­век — самая большая загадка в мире», «Достойный чело­век не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть досто­инство» (В. О. Ключевский) или по высказыванию из руб­рики «Мысли мудрых» (по выбору).
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx