Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел» Тема: «СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» Цель: сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека. Тип урока: комбинированный Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др. План изучения нового материала 1. Что такое человек? 2. Природа и сущность человека. 3. Индивид. Человек. Личность. Ход урока: I.Оргмомент II.Проверка д\з фронтальный опрос по вопросам стр. 41 III.Новая тема Одной из центральных проблем философии является проблема человека: - Что такое человек? Назовите науки, изучающие человека. Проблемами природы и сущности человека занимаются дисциплины, относящиеся к различным отраслям знания — гуманитарным, общественным, естественным. Практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать. Работа с определением с. 46 учебника, запись в тетради Позиция К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее: «1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком. 1. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи. 2. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, посредством табу. В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства. Природа человека — это его искусственность. 3. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения. 4. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже человек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. — Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»). Обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» - с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу: Биологическое и социальное в человеке Биологические свойства человека Социокультурные качества человека Прямохождение; большой и развитый мозг; своеобразие телесной организации; гены (наследственность); мускулатура и многофункциональность развитой руки; наличие развитых мышц лица (способность смеяться); способность к членораздельной речи; половая дифференциация; расовые различия; конечность жизни и др. Орудийная деятельность; труд и коллективная деятельность; сознание; язык, речь, общение; нравственность; способность к духовному творчеству и фантазиям; проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание); совершенствование своей биологической природы; способность приспосабливаться к различным климатическим условиям; ответственное отношение к своим действиям и поведению; осознание своей смертности - подумайте о наличии у человека негативных особенностей (приверженность к суевериям и предрассудкам; безжалостное отношение к природе и жестокое — к себе подобным, чего не наблюдается в животном мире). Понятия «природа человека» и «сущность человека» нередко встречаются в литературе как синонимы. Под человеческой природой в философской антропологии понимают совокупность неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. 2. Понятие «сущность человека» . Наука в этом вопросе исходит из того, что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции. Философия исходит из разумности, свободы, автономности познающего человека, который овладевает действительным миром сначала в сознании, а затем практически. Существующие в истории философской мысли определения сущности человека страдают односторонностью. Сущность человека в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятельности, не являющимся для человека характерными и всеобъемлющими. Например, орудийная деятельность, человеческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизнедеятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущности человека следует, что она (сущность) как бы отделяется от самого человека (будь это всемогущий Бог или совокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (например, «человек — биопсихосоциальное существо», «человек — биосоциально-нравственное существо» или «человек — культуросозидающее существо»). В последнее время в философской антропологии утвердился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодействие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплощение в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основополагающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества. 3. Индивид. Человек. Личность. Учебник стр. 43-44, сопоставить понятие «личность» с близкими по содержанию понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек» и, используя логическую аргументацию и полученные в ходе занятия знания, доказать, что понятия «индивид», «индивидуальность» и «человек» действительно являются социальными понятиями. Формула А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного действия или долга, используются обращения: «Будь же человеком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не применяется более социально престижное — «личность»? А в какой разряд занести «Человека с большой буквы»? Работа со схемой: IV.Закрепление: Рубрика «Задания» стр. 48 позиции 1, 3. Комментируя выполнение учебного задания, связанного с составлением схемы «Социальные качества личности» (задание № 3), важно подчеркнуть следующую мысль: проявление спектра личностных качеств и типов поведения в обществе определяется спецификой отношений в различных сферах общественной жизни. Уместно также связать обсуждаемый вопрос с российскими реалиями. Так, развитие рыночных отношений в стране стимулирует проявления в людях предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчётливости, авантюризма, желания из-за карьерных целей предстать в выгодном свете и др. Приложение Образ человека в истории философии Домашнее задание 1) Учебник, § 4 (обратить особое внимание на рубрику «Вопросы для самопроверки»). 2) Провести сравнительный анализ смысловых различий понятий «человек», «личность» и «индивидуальность», опираясь на наиболее значимые эпитеты к этим словам. 3) Подготовить эссе на основе высказываний «Человек — самая большая загадка в мире», «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство» (В. О. Ключевский) или по высказыванию из рубрики «Мысли мудрых» (по выбору).
Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx