Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Познавательная и коммуникативная деятельность (Артыкбаева Ж. Т.)

Текст урока

  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема: Познавательная и коммуникативная деятельность
    Цель: Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развиватьумение сравнивать, делать выводы и обобщения. Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; презентация «Фоормы познания» схемы,таблицы.
    План изучения нового материала
    1. Познаваем ли мир?
    2. Познание чувственное и рациональное.
    3. Истина и её критерии.
    4. Особенности научного познания.
    5. Социальные и гуманитарные знания.
    6. Многообразие человеческого знания.
    7. Познание и коммуникативная деятельность.
    Ход урока:
    
    I. Оргмомент
    
    II.Проверка д/з : документ к параграфу 5 стр. 56, вопросы к доку­менту, вопросы для самопроверки.
    III.Новая тема:
    - объясните смысл понятия «образование»
    -какова роль знаний в жизни человека и общества?
    -Давайте запишем значение знаний ( на доске и в тетради).
     Знания необходимы для:
    практической деятельности;
    ориентировки человека в мире;
    определения жизненных ценностей, жизненных смыслов.
    -Какие бывают виды знаний?
    -Как вы считаете, все ли знания добываются одинаково?
    Раскрытие  смысла понятий «знание» и «познание» ( запись в тетради) 
    «Знание»- это форма существования и систематизации результатов познаватедльной деятельности человека.
    «Познание»- процесс постижения дейст\вительности,накопления и осмысления данных,полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
    Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков. Со­мнения учёных по поводу возможностей познавательной деятельности и её результатов имеют под собой веские ос­нования, содержащиеся в особенностях познавательной де­ятельности человека.
    Работа со  схемой «Основные формы познания» стр.59
         Познание 
    
    Чувственное              рациональное
    
    
      Особенности чувственного познания:
    а)	в истории человечества был период, когда отсутствовали научные знания о мире и опорой познавательной деятельно­сти были чувственные данные, получаемые благодаря орга­нам чувств: зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию;
    б)	в жизни современного человека есть небольшой пе­риод, когда чувственное познание является единственной формой познания, — младенчество.
    Уча­щиеся знакомятся с презентацией «Формы познания» и заполняют  первую и вторую графы таблицы.
    Формы чувственного познания
    Форма
    познания
    Содержание формы познания
    Пример
    Ощущение
    
    
    Восприятие
    
    
    Представление
    
    
    Для иллюстрации представления можно предложить школьникам вспомнить лицо любого близкого человека: мамы, папы, сестры, отсутствующего в данный момент друга и т. д.  Далее учащиеся самостоятельно вписывают  в графу таблицы «Пример».  
    
    Познавательная деятельность человека чувственным этапом не заканчивается
    По ходу объяснения школьники заполняют таб­лицу «Формы рационального познания».
    Рациональное
    (логическое) познание
    Понятие
    Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей
    
    Суждения
    Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается
    
    умозаключения
    Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
    
    Слово «рациональный» своими корнями восхо­дит к латинскому слову гаНо, переводимому как «разум».
     Рациональное познание — это осознанная, контролиру­емая и направляемая человеком деятельность мозга. (запись в тетеради)
    На этом этапе человек осознанно проделывает то, что ранее помимо его воли совершили его чувства.Зафиксировав новизну предмета, человек начинает про­цесс формирования знания о нём: сначала он его анали­зирует, т. е. мысленно раскладывает на составные части. Следом за аналитическим этапом деятельности мозга идёт другая логическая операция — объединение этих состав­ных частей в единое целое. Данная операция называется синтезом.
    Следующий этап деятельности мозга — обобщение: че­ловек мысленно объединяет найденные признаки нового предмета с теми, которые уже известны ему из имеюще­гося у него опыта обращения с другими предметами, и сводит их в одну группу. Все эти операции протекают как единый мыслительный процесс.
      «Умозаключение»-  это познавательный приём, с помо­щью которого осуществляется преобразование информа­ции, содержащейся в одном или нескольких суждениях. При этом суждения, из которых делается вывод, называют посылками умозаключения, а высказывание, которое вы­водится из этих посылок, — заключением или выводом.
    
    В своих письменных работах, например, при написании эссе, вы  проделываете  точно такую же опе­рацию: высказав ряд утверждений, приведя несколько ар­гументов, делаете вывод. Этот-то вывод и есть умозаклю­чение. 
    На  проблему познания существуют разные точки зрения, в частности сенсуализм и рационализм.
    Истина и её критерии стр.61-прочитать и выписать в тетрадь критерии истины, приводя примеры  абсолютных  и относительных истин, а также за­блуждений и лжи. 
    -Абсолютных истин в природе практически нет, по сути, все истины относительны, поскольку, продвигаясь всё дальше и дальше в познании окружающего мира, человечество по­стоянно открывает новое, и это новое вносит свои коррек­тивы в знание, которое уже вроде бы устоялось.
      Напри­мер, ещё на уроках арифметики вы   узнали о том, что 2 х 2 = 4. И это истина, но истина только для деся­теричной системы счисления. Однако, помимо неё, суще­ствует бесчисленное множество других систем счисления. Причиной является то, что их основанием может служить любое число. В частности, в двоичной системе дважды два равно 100, в троичной — 11, в четверичной — 10, в восьмеричной, как и в десятеричной, дважды два вновь будет 4.
    Можно согласиться с афоризмом Сократа  «Я знаю, что я ничего не знаю» (с. 58).
    
    Работа с  фрагментом  из работы Э. Р. Ильенкова «Философия и культура».  Обсуждение  вопросов и зада­ний (с. 70).
    Особенности научного познания
    -как вы думаете, можно ли лишь на основе чув­ственного познания получить достоверное, истинное знание о предмете?
    -Как уже гово­рилось, в первобытном обществе не было научных зна­ний, как же люди жили без истинного знания? 
    -Как они определяли, что можно есть, а что нельзя, как изобретали орудия труда, лечили болезни? 
    -Откуда уже в Древнем Шу­мере, Египте, а затем в Вавилоне и т. д. у людей взялись элементы научных знаний? Ведь не могли же они появить­ся по волшебству, ниоткуда?
    - Что послужило причиной их появления?
    Особенности познания в практиче­ской деятельности  записываются на доске и в тетрадях 
    1.Руководствуется принципом  объективности.
    2.Обладает рационалистической обоснованностью.
    3.Свойственна особая системность знания.
    4.Свойственна проверяемость.
    Стоит особо отметить то, что все три признака не толь­ко связаны, но и дополняют друг друга. Многотысячелетняя практика использования в обыденной жизни тех или иных предметов, наблюдения за какими-то явлениями, так или иначе влияю­щими на практическую деятельность, потребности, возникаю­щие в связи с хозяйственной деятельностью, привели к появ­лению первых научных знаний.
    -Используя материал учебника, выделите уровни научного познания
    Примерный ответ учащихся:
    Уровни научного познания
    1.Эмпирический
    2.Теоретический
    Методами эмпирического познания являются: наблюдение,эмпирическое описание и эксперимент.
    Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование.
     
    Социальные и гуманитарные  знания,учебник стр. 64 прочитать
    1) Какие науки относятся к социальным? Назовите их.
    2) Какие знания относятся к гуманитарным? Назовите их.
    3) Что изучают социальные науки? Предположите, ка­кие у них могут быть специфические особенности.
    4) Есть ли связь между гуманитарным знанием и соци­альными науками? Если есть, то в чём она? Если нет, то почему?
    Выполнить  заданием № 3 на стр.71.
     Мифологические  знания, одной из причин этого является то, что в основе мифа лежит чув­ственное познание. Это даёт возможность на примере мифа проиллюстрировать, что происходит с сознанием, когда ра­циональное мышление обречено опираться исключительно на чувственные данные.
    Миф никем специально не создавался, миф — продукт не твор­чества, а мышления, мышления заблудившегося разума. Именно разума, поскольку на стадии рационального мыш­ления формируется понимание, вырабатываются суждения и умозаключения.
    1) и в современном мире существует сфера нашего не­знания: наука многого не знает. Что же тогда говорить о конкретном человеке? Иными словами, и человечеству, и человеку довольно часто приходится сталкиваться с незна­емым, недоказанным, необъяснимым;
    2) эти «чёрные дыры» непознанного создают реальную возможность для блужданий разума, результатом которых может быть его полный уход от действительности, от ис­тины;
    3) человеку необходимо найти объяснение любому явле­нию, и вот тут-то «чёрные дыры» начинают заполняться. На основании имеющихся знаний, познавательной культу­ры человека он достраивает (додумывает) понятие, т. е. то, чем, с его точки зрения, является это неведомое, а затем выносит свои суждения и умозаключения;
    4) человек, обладающий достаточно высокой культурой, знающий о том, что отсутствие знаний может привести к заблуждениям, обращается к науке, к работам учёных;
    5) иначе ведут себя люди с низким уровнем интеллек­туальной культуры: они заполняют «чёрные дыры» непо­знанного любыми имеющимися, чаще всего далёкими от науки домыслами.
    Сотворение мифов — довольно частое явление в обыденной жизни. Так, влюблённый человек мифологи­зирует любимого, достраивая его образ качествами, приду­манными им самим. Мифологизируется подчас образ жиз­ни некоторых людей, особенно богатых и известных.
    «Коммуникативная деятельность»
    - Какие виды коммуникации вам известны? 
    -Каков список субъ­ектов и объектов коммуникации?
    - Каковы цели коммуни­кации в каждом из названных случаев?                                                 - Каковы особен­ности коммуникативной деятельности в зависимости от её участников?
    IV.Закрепление
    Выполнить  задания:
    1. Верны ли следующие суждения о научном познании?
    А. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
    Б. Содержанием теоретического уровня познания является выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение вну­тренних связей и отношений.
    1)  верно только А	3) верны оба суждения
    2)  верно только Б	4) оба суждения неверны
    2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием двух, относятся к понятию «эмпирическое познание».
    1) Наблюдение; 2) эксперимент; 3) анализ; 4) синтез; 5) ма­териальное воздействие на объект; 6) обоснование полученных результатов.
    Найдите и укажите номера терминов, относящихся к друго­му понятию.
    Ответ:	
    3. Опираясь на полученные знания, назовите любые три от­личия научного эксперимента от практической деятельности и каждое из них проиллюстрируйте примером.
    4. Укажите в приведённом списке знаки, включаемые в сис­тему языка.
    1) мимика	4) слово
    2) традиция	5) мысли
    3) чертёж	6) цифра
    
    V. Домашнее задание
    Учебник, § 6. Рубрика «Вопросы для самопроверки». Рубрика «Задания» (1—5).
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx