Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
Тема: Познавательная и коммуникативная деятельность
Цель: Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развиватьумение сравнивать, делать выводы и обобщения. Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; презентация «Фоормы познания» схемы,таблицы.
План изучения нового материала
1. Познаваем ли мир?
2. Познание чувственное и рациональное.
3. Истина и её критерии.
4. Особенности научного познания.
5. Социальные и гуманитарные знания.
6. Многообразие человеческого знания.
7. Познание и коммуникативная деятельность.
Ход урока:
I. Оргмомент
II.Проверка д/з : документ к параграфу 5 стр. 56, вопросы к документу, вопросы для самопроверки.
III.Новая тема:
- объясните смысл понятия «образование»
-какова роль знаний в жизни человека и общества?
-Давайте запишем значение знаний ( на доске и в тетради).
Знания необходимы для:
практической деятельности;
ориентировки человека в мире;
определения жизненных ценностей, жизненных смыслов.
-Какие бывают виды знаний?
-Как вы считаете, все ли знания добываются одинаково?
Раскрытие смысла понятий «знание» и «познание» ( запись в тетради)
«Знание»- это форма существования и систематизации результатов познаватедльной деятельности человека.
«Познание»- процесс постижения дейст\вительности,накопления и осмысления данных,полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков. Сомнения учёных по поводу возможностей познавательной деятельности и её результатов имеют под собой веские основания, содержащиеся в особенностях познавательной деятельности человека.
Работа со схемой «Основные формы познания» стр.59
Познание
Чувственное рациональное
Особенности чувственного познания:
а) в истории человечества был период, когда отсутствовали научные знания о мире и опорой познавательной деятельности были чувственные данные, получаемые благодаря органам чувств: зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию;
б) в жизни современного человека есть небольшой период, когда чувственное познание является единственной формой познания, — младенчество.
Учащиеся знакомятся с презентацией «Формы познания» и заполняют первую и вторую графы таблицы.
Формы чувственного познания
Форма
познания
Содержание формы познания
Пример
Ощущение
Восприятие
Представление
Для иллюстрации представления можно предложить школьникам вспомнить лицо любого близкого человека: мамы, папы, сестры, отсутствующего в данный момент друга и т. д. Далее учащиеся самостоятельно вписывают в графу таблицы «Пример».
Познавательная деятельность человека чувственным этапом не заканчивается
По ходу объяснения школьники заполняют таблицу «Формы рационального познания».
Рациональное
(логическое) познание
Понятие
Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей
Суждения
Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается
умозаключения
Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
Слово «рациональный» своими корнями восходит к латинскому слову гаНо, переводимому как «разум».
Рациональное познание — это осознанная, контролируемая и направляемая человеком деятельность мозга. (запись в тетеради)
На этом этапе человек осознанно проделывает то, что ранее помимо его воли совершили его чувства.Зафиксировав новизну предмета, человек начинает процесс формирования знания о нём: сначала он его анализирует, т. е. мысленно раскладывает на составные части. Следом за аналитическим этапом деятельности мозга идёт другая логическая операция — объединение этих составных частей в единое целое. Данная операция называется синтезом.
Следующий этап деятельности мозга — обобщение: человек мысленно объединяет найденные признаки нового предмета с теми, которые уже известны ему из имеющегося у него опыта обращения с другими предметами, и сводит их в одну группу. Все эти операции протекают как единый мыслительный процесс.
«Умозаключение»- это познавательный приём, с помощью которого осуществляется преобразование информации, содержащейся в одном или нескольких суждениях. При этом суждения, из которых делается вывод, называют посылками умозаключения, а высказывание, которое выводится из этих посылок, — заключением или выводом.
В своих письменных работах, например, при написании эссе, вы проделываете точно такую же операцию: высказав ряд утверждений, приведя несколько аргументов, делаете вывод. Этот-то вывод и есть умозаключение.
На проблему познания существуют разные точки зрения, в частности сенсуализм и рационализм.
Истина и её критерии стр.61-прочитать и выписать в тетрадь критерии истины, приводя примеры абсолютных и относительных истин, а также заблуждений и лжи.
-Абсолютных истин в природе практически нет, по сути, все истины относительны, поскольку, продвигаясь всё дальше и дальше в познании окружающего мира, человечество постоянно открывает новое, и это новое вносит свои коррективы в знание, которое уже вроде бы устоялось.
Например, ещё на уроках арифметики вы узнали о том, что 2 х 2 = 4. И это истина, но истина только для десятеричной системы счисления. Однако, помимо неё, существует бесчисленное множество других систем счисления. Причиной является то, что их основанием может служить любое число. В частности, в двоичной системе дважды два равно 100, в троичной — 11, в четверичной — 10, в восьмеричной, как и в десятеричной, дважды два вновь будет 4.
Можно согласиться с афоризмом Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» (с. 58).
Работа с фрагментом из работы Э. Р. Ильенкова «Философия и культура». Обсуждение вопросов и заданий (с. 70).
Особенности научного познания
-как вы думаете, можно ли лишь на основе чувственного познания получить достоверное, истинное знание о предмете?
-Как уже говорилось, в первобытном обществе не было научных знаний, как же люди жили без истинного знания?
-Как они определяли, что можно есть, а что нельзя, как изобретали орудия труда, лечили болезни?
-Откуда уже в Древнем Шумере, Египте, а затем в Вавилоне и т. д. у людей взялись элементы научных знаний? Ведь не могли же они появиться по волшебству, ниоткуда?
- Что послужило причиной их появления?
Особенности познания в практической деятельности записываются на доске и в тетрадях
1.Руководствуется принципом объективности.
2.Обладает рационалистической обоснованностью.
3.Свойственна особая системность знания.
4.Свойственна проверяемость.
Стоит особо отметить то, что все три признака не только связаны, но и дополняют друг друга. Многотысячелетняя практика использования в обыденной жизни тех или иных предметов, наблюдения за какими-то явлениями, так или иначе влияющими на практическую деятельность, потребности, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью, привели к появлению первых научных знаний.
-Используя материал учебника, выделите уровни научного познания
Примерный ответ учащихся:
Уровни научного познания
1.Эмпирический
2.Теоретический
Методами эмпирического познания являются: наблюдение,эмпирическое описание и эксперимент.
Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование.
Социальные и гуманитарные знания,учебник стр. 64 прочитать
1) Какие науки относятся к социальным? Назовите их.
2) Какие знания относятся к гуманитарным? Назовите их.
3) Что изучают социальные науки? Предположите, какие у них могут быть специфические особенности.
4) Есть ли связь между гуманитарным знанием и социальными науками? Если есть, то в чём она? Если нет, то почему?
Выполнить заданием № 3 на стр.71.
Мифологические знания, одной из причин этого является то, что в основе мифа лежит чувственное познание. Это даёт возможность на примере мифа проиллюстрировать, что происходит с сознанием, когда рациональное мышление обречено опираться исключительно на чувственные данные.
Миф никем специально не создавался, миф — продукт не творчества, а мышления, мышления заблудившегося разума. Именно разума, поскольку на стадии рационального мышления формируется понимание, вырабатываются суждения и умозаключения.
1) и в современном мире существует сфера нашего незнания: наука многого не знает. Что же тогда говорить о конкретном человеке? Иными словами, и человечеству, и человеку довольно часто приходится сталкиваться с незнаемым, недоказанным, необъяснимым;
2) эти «чёрные дыры» непознанного создают реальную возможность для блужданий разума, результатом которых может быть его полный уход от действительности, от истины;
3) человеку необходимо найти объяснение любому явлению, и вот тут-то «чёрные дыры» начинают заполняться. На основании имеющихся знаний, познавательной культуры человека он достраивает (додумывает) понятие, т. е. то, чем, с его точки зрения, является это неведомое, а затем выносит свои суждения и умозаключения;
4) человек, обладающий достаточно высокой культурой, знающий о том, что отсутствие знаний может привести к заблуждениям, обращается к науке, к работам учёных;
5) иначе ведут себя люди с низким уровнем интеллектуальной культуры: они заполняют «чёрные дыры» непознанного любыми имеющимися, чаще всего далёкими от науки домыслами.
Сотворение мифов — довольно частое явление в обыденной жизни. Так, влюблённый человек мифологизирует любимого, достраивая его образ качествами, придуманными им самим. Мифологизируется подчас образ жизни некоторых людей, особенно богатых и известных.
«Коммуникативная деятельность»
- Какие виды коммуникации вам известны?
-Каков список субъектов и объектов коммуникации?
- Каковы цели коммуникации в каждом из названных случаев? - Каковы особенности коммуникативной деятельности в зависимости от её участников?
IV.Закрепление
Выполнить задания:
1. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Б. Содержанием теоретического уровня познания является выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение внутренних связей и отношений.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «эмпирическое познание».
1) Наблюдение; 2) эксперимент; 3) анализ; 4) синтез; 5) материальное воздействие на объект; 6) обоснование полученных результатов.
Найдите и укажите номера терминов, относящихся к другому понятию.
Ответ:
3. Опираясь на полученные знания, назовите любые три отличия научного эксперимента от практической деятельности и каждое из них проиллюстрируйте примером.
4. Укажите в приведённом списке знаки, включаемые в систему языка.
1) мимика 4) слово
2) традиция 5) мысли
3) чертёж 6) цифра
V. Домашнее задание
Учебник, § 6. Рубрика «Вопросы для самопроверки». Рубрика «Задания» (1—5).
Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx