Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Человек как духовное существо

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание.
    Класс:10.
    УМК: Л.Н.Боголюбов Обществознание М., «Просвещение», 2010г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: «Человек как духовное существо».
    Общее количество часов: 2 ч. (двухчасовое занятие)
    Место урока: второй урок в разделе «Человек». Изучение данной темы целесообразно построить с опорой на знания, полученные в ходе изучения специфики социальной сущности человека (§ 4). Материал, иллюстрирующий различные аспекты духовного мира человека можно почерпнуть из школьных курсов истории и литературы.
    Цель урока: помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности.
    Задачи урока: 1.Способствовать формированию представлений: что такое духовный мир
     человека, духовные ориентиры личности: мораль, ценности, совесть, мировоззрение.
    2.  формировать   у школьников умение давать  характеристику с научных позиций социальных  явлений и процессов, анализировать  актуальную информацию, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, формулировать собственные суждения, умения работать в парах
    3. создать условия к осмыслению блока новой учебной информации, применению    знаний в знакомой и новой учебных ситуациях, проверить  уровень усвоения материала средствами проблемной технологии.
    3. формировать ценности собственных мировоззренческих позиций при уважении позиций других людей, содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся
    Планируемые результаты. 1.Оперировать понятиями: духовная жизнь, ценности, мораль, идеал, совесть, гражданственность, патриотизм, мировоззрение. 2.Определять индивидуальные и коллективные учебных задачи, конспектировать, составлять на основе текста таблицы. 3. Оценивать происходящие события и поступки людей с точки зрения морали. Задуматься об определении собственных жизненных целей.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.
    
                                                 Содержание урока.
    I. Оргмомент урока.
    II. Мотивация . Притча. 
    Ученик спросил Учителя:
    - Правда ли, что не в деньгах счастье?  
    Совершенная правда! И доказать это просто. За деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний уют; развлечения, но не радость; образование, но ее разум. И список этот не имеет конца.
    - О чем эта притча? ( о смысле жизни, о ценностных ориентациях).
    III. Формулирование темы урока. Целеполагание.
    	Поиск смысла жизни был главной проблемой и  основным вопросом предыдущего занятия. 
    Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке, обсудим важнейшие  вопросы его духовного мира. Урок сегодня посвящен вопросам структуры духовного мира человека, главным из которых является мировоззрение.
        -     Чем эта тема может быть важна именно для вас? 
        - Какую цель мы поставим для себя на этом уроке? (На доске записаны глаголы, которые должны использовать ученики: задуматься, понять, решить и др.).
    IY. Изучение нового материала:
      1. Беседа:
    - Что же такое духовный мир человека? (корзина идей) Духовный мир человека – внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления. (запись определения в тетрадь)
    -  Что такое духовность? (корзина идей) 
    Чтение  определения духовности (сл. Ожегова). (слайд)
    Духовность- это 1) нравственно ориентированные воля и разум человека, 2)высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
    -  Попробуйте объяснить, как может быть  «нравственно ориентированные воля и разум»? Приведите примеры.
    2. Работа в парах.
     Задание. 1группа. Запишите, какие качества присущие духовному существу. Составьте словесный портрет такого человека.
    Задание. 2 группа. Что значит «человек бездуховен»? Составьте словесный портрет бездуховного человека.   Проверка выполнения задания.
    3. Беседа.
    Учитель. Нет  двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. У разных людей – разные духовные интересы, жизненные позиции, уровень знаний. Но это не означает , что каждый человек «сам по себе».
    Прочитайте 2 часть определения духовности. Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
    -А как выбрать правильные жизненные ориентиры? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
    Учащиеся в ходе беседы делают вывод: Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы . (запись в тетрадь)
    Учитель. Вы уже знаете, что, являясь существом обществен­ным, человек не может не подчиняться определенным пра­вилам. Это — необходимое условие выживания человече­ского рода, целостности общества, устойчивости его развития. Важнейшими являются нормы морали.
    -Что такое мораль? (запись определения)
    - Кто же устанавливает моральные нормы? (Ответы уч-ся.)
    4. Работа с таблицей.
    Учитель. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм великие мировые религии.
    Задание: Сравните заповеди двух мировых религий. Что общего?
    Библия 
    Коран 
    1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
    2. Не убивай.
    3. Не прелюбодействуй.
    4. Не кради
    5. Не лги
    6. Не завидуй
    Почитайте своих родителей 
    Отдавайте другим то, что им положено 
    Обращайтесь ласково с сиротами 
    Выполняйте свои обещания 
    Не убивайте своих детей из боязни обеднения  
    Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву 
    Не приближайтесь к прелюбодеянию 
    
    
    Обсуждение .
    Вывод: Таким образом, еще в глубокой древности был зало­жен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по от­ношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие по­ступали по отношению к тебе».
    5. Работа по учебнику.
    Учитель. Моральные установки личности исследовались круп­нейшими философами, над проблемами морали задумывались многие известные деятели. Один из них И. Кант.
    Задание: Работая по учебнику (с.37), выясните, что такое категорический императив? В чем сущность категорического императива И.Канта?
    
    7. Обращение к житейскому опыту.
    Моральные установки личности формируются естественно- историческим путем и извлекаются из житейской практики.
    -   Перечислите моральные установки, выработанные в обществе.
    -   Моральные установки выражены в пословицах. Приведите примеры. (Родимая сторона - мать, чужая – мачеха. Труд человека кормит, а лень портит. Старый друг лучше новых двух.)
       Учитель. Помимо прямых норм поведения, мораль также вклю­чает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фунда­ментальные понятия).
    8. Работа по учебнику. Заполнение таблицы.
    Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 38-39 найдите определения для данных терминов
    Идеал
    совершенство, высшая цель человеческо­го стремления, представление о высших моральных требо­ваниях, о наиболее возвышенном в человеке
    Цен­ности
    то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительно­сти (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дру­гим людям, к самому себе.
    Моральные категории
    Важнейшие нравственные ценности составляющие систе­му ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, на­пример добро и зло.
    Совесть
     способность личности позна­вать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный само­контроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
    Патриотизм
    ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и лю­бовь к Родине, своему народ
    Гражданственность
    социально-психологи­ческие и нравственные качества личности сочетающие в себе  чувство любви к Родине и ответственность за нормаль­ное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей
    
    9. Обсуждение.
    - Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.
    Задание: составьте свою шкалу жизненных ценностей, проранжировав их индивидуально по степени значимости. Ранжирование осуществляется из следующей выборки:
    ценности жизни (сама жизнь, здоровье, мир, семья);
    материальные ценности (комфорт, деньги и пр.);
    социальные ценности (карьера, признание и пр.);
    духовные ценности (творчество, искусство, вера, любовь).
    Обсуждение. Что является для вас приоритетным в шкале личностных ценностей и почему?
    -  Как связаны ценности и идеалы личности? Кто является для вас идеалом и нужен ли идеал современному человеку? Влияет ли идеал на формирование вашей личности и системы жизненных ценностей?
    - Почему совесть считается одной из важнейших моральных категорий?
    - Чем патриотизм отличается от гражданственности? Приведите примеры.
    10. Проблемное задание:
    - Формируются ли нравственные начала в человеке сти­хийно или их необходимо формировать сознательно? Обсуждение.
    Вывод: (зачитать по учебнику, стр.40)Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том при­мере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспита­ния в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже до­стигнутому уровню нравственного сознания, так и сформи­ровать у себя на основе самовоспитания собственные мораль­ные ценности. Не последнее место при этом занимает и са­мовоспитание личности. 
    - Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? Какие пути этого самовоспитания? (Утверждение нравственности в сознании человека невозможно без практики. Мало рассуждать о нравственных качествах, надо действовать, т.е. совершать добрые дела. «опыт добрых дел»)
    11. Первоначальное закрепление.   Анализ высказывания.
    О каких источниках формирования убеждений говорит В.Г.Белинский.
    «Один доказывает, другой показывает и оба убеждают, только один логическими выводами,  другой- картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго- все»
    
    12 Лекция с элементами беседы, выполнением познавательных заданий..
    Учитель. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.
    - Что такое мировоззрение? (мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает). 
    - Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда презентации)
    1.Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов на мир.
    2.Следующей отличительной чертой мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру: боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
    Учитель. Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и формируется мировоззрение любого человека
    Задание. Выведите философскую формулу мировоззрения. Мировоззрение= знания+... +...+...+.... и.т.д., используя карточку со списком понятий.
    Список понятий на карточке  для каждой группы: богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи.
    Сравните свои формулы с формулой на слайде.( слайд презентации).
     Мировоззрение = знания + убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт.
    Вывод. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы сформировавшейся человеческой личности определяют  наличие его мировоззрения, которое можно сравнить с деревом: ствол дерева - это воззрение человека на мир, ветвь - ценности, взгляды, идеалы.
    
    Задание: От чего зависит то или иное мировоззрение? Работа по учебнику (стр. 41-4,5,6 абзац)
    (Мировоззрение человека носит истори­ческий характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности). Историческая  эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение 
    Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. Работа со слайдом презентации.
    Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. 
    Обыденное мировоззрение часто содержит обрывки религиозных верований, суеверия, предрассудки. ( Н-р, в народе говоря «солнце всходит и заходит»)
    Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. (Н-р, заповеди)
    Научное опирается  на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обоб­щенные итоги достижений человеческого познания, прин­ципы взаимоотношения человека с естественной и искусст­венной средой обитания. (Примером может служить взгляд на движение Солнца – оно не всходит и не заходит – это Земля вращается).
    
    13. Работа по учебнику. Задание: Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки. Попробуйте заполнить таблицу. Работа по учебнику (стр.42-43)
    
    Виды мировоззрения
    Достоинства
    Недостатки
    Обыденное мировоззрение
    опирается на непосредственный жизненный опыт челове­ка
    мало использует опыт дру­гих людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры
    Религиозное мировоззрение
    тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
    
    про­являющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.
    Научное мировоззрение
    прочная науч­ная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соци­альной деятельностью людей
    человек еще не занял в научном миро­воззрении подобающего ему места
    
    Вывод.  Наше время позволяет человеку совершить мировоз­зренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных осно­ваний для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
    
    14. Работа с документом: Определить типы мировоззрения людей, ставших участниками событий, описываемых в следующем тексте:
    «В 1929 г. на о. Соловки, в страшном Соловецком концлагере, с приближением Пасхи началось усиление репрессий… и антирелигиозная пропаганда. В антирелигиозный музей, помещавшийся в бывшем игуменском флигеле, ежедневно стали устраиваться «экскурсии»… Заключённым показывали «вскрытые» мощи преп. Зосимы и Савватия… Чекисты давали «объяснения», в шапках, с цигарками во рту, всячески подчёркивали своё богохульство.
    А по ночам, в великой тишине и тайне, рискуя быть пойманными и запытанными до смерти, пробирались в этот «музей» заключённые священники, монахи и верующие миряне и, обливая кровавыми слезами оклеветанные раки преподобных, благоговейно молились и за себя, и за всю Россию» (Основы нравственности: учеб. пособие для школьников и студентов / авт.-сост. Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене. — М., 2000. — С. 490).
    Вопросы и задания к тексту: 1. Что делает мировоззрение человека столь важным основанием его духовности, что он готов его отстаивать даже иногда ценой собственной жизни? 2. Есть ли для вас столь важные аспекты вашего мировоззрения, которые вы готовы отстаивать при любых обстоятельствах? 3. Согласны ли вы с тем, что «сквозь поступки проступают души, как сквозь бинты сочащаяся кровь…» (из современной песни)? Всегда ли духовный мир личности можно «раскодировать» через поступки? Приведите доводы за и против в зависимости от вашей точки зрения.
    
    Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека.
    Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? (Обсуждение)
    - Во-первых, дает человеку ори­ентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 
    - Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, воору­жает их методами познания и деятельности.
    - В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жиз­ни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. 
    
    Y. Закрепление изученного материала.
    Задание: 1. Вставить пропущенные слова и выражения
    Обобщенные представления о мироздании, которые выражены в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующихся в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, называются
    _______________________________________
    
    По своему содержанию _____________________ может быть _____________,
    порождаемым не посредственными условиями жизни человека, _________, основанным на вере в сверхъестественное начало, ______________________,
    опирающимся на достижения в области научного знания о  мире, ____________________________, являющимся теоретическим осмыслением мира с помощью самых общих понятий, на основе результатов научной и практической деятельности людей
    
    2. Каким общим понятием можно заменить каждое из следующих развернутых его определений:
    - осознанная потребность действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
    -    то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества
    -    внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления.
    3. О каком мировоззрении идет речь?
       1.С.Смайлс «То, что мы называем здравым смыслом, есть по большей части не что иное, как результат ежедневного опыта, усовершенствованного разумом. Для приобретения его не нужно больших способностей, а нужно только терпение, аккуратность и прилежание».
       2.Ж. Мелье «Слепая вера, лежащая в основе всех религий - источник заблуждений, иллюзии, обмана».
       3.Л.Тольстой «Истинная вера, влечет к себе не только тем, что обещает благо верующему, сколько тем, что  представляет единое прибежище спасения не только от всех бед этой жизни, но и от страха смерти».
     
    YI. Рефлексия:
    - Ребята, я сейчас начну предложение, а вы его продолжите. Итак,
    1. Сегодня на уроке мне удалось………………..
    2. На мой взгляд активная жизненная позиция, воспитанность человека говорит о его……………..
    3. Я думаю, что духовно богатый человек……………	
    4. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает.......
    
     YII. Домашнее задание: параграф 4,  вопросы стр. 45, задание 4. Для учащихся, сдающих ЕГЭ: составить план к ответу: Мировоззрение и его роль в жизни человека.
    
     

    Автор(ы): Зуева Л. П.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку