Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Мотивы выбора профессии (профиль)

Текст урока

  • Конспект

     Обществознание
    10 класс. Профиль.
    УМК Боголюбов Л. Н
    ТЕМА: Мотивы выбора профессии.
    
    Цели и задачи; объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»; ознакомить с особенностями профессио­нальной деятельности в сфере социально-гуманитарного про­филя; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осу­ществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осу­ществлять  индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке граж­данской позиции учащихся.
    
    Тип урока: урок-анализ.
     План урока: 
    1. Общественные потребности и мир профессий,
    2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
    3. Мотивы выбора профессии.
    4.Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
    
    Ход урока
    
    I. Организационный момент
    Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».
    С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».
    А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»
    --- О чем эта притча?
    --- Как ты ее понимаешь?
    --- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
    
    Новый материал
    
    Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них.
    Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, уха­живая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вска­пывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».
    И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, на­ставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»
    В чем кроется смысл данной притчи?
    
    1. Постановка проблемной ситуации, настрой на  активный диалог.
    Прием ассоциации.
    - Как вы можете объяснить, что такое  «мотив», какие ассоциации возникают с данным понятием (обсуждение, выводы) – (работа с доской)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Мотив – то, что побуждает нас к совершению действий, поступков.
    
    2. Формирование понятия «мотивы выбора профессии» - обсуждение.
    	Когда люди анализируют мотивы своих поступков, они, как правило, объясняют их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями. Например, человек перехо­дит работать в крупную компанию толь­ко из-за высокой зарплаты. Однако если дела компании станут не так хороши, то и энтузиазм работника быстро пой­дёт на убыль. В этом случае можно гово­рить о внешней мотивации. В то же время учитель, много лет, работающий в школе за более чем скромную зарпла­ту, уверен, что его профессия, дело, ко­торому он служит, чрезвычайно важны и благородны. И эта внутренняя мотива­ция поддерживает его активность. 
    	Есть и такое понятие как высокая мотивация. Люди с так назы­ваемой высокой мотивацией достиже­ния стремятся к совершенству во всём. Они предпочитают полагаться на соб­ственные силы, выбирают задачи, тре­бующие немалых усилий, мечтают о яркой и головокружительной карье­ре. Для них важно присутствие оче­видных атрибутов успеха: дорогого ав­томобиля, личного секретаря, офиса в престижном районе. Интересно, что такие люди ощущают персональную от­ветственность за успех, и лучше всего, если он достигнут в условиях соревно­вания. Их не очень привлекают ситуа­ции, где победа достаётся за счёт везе­ния и не является личной заслугой. Поэтому они скорее будут играть в шах­маты, чем в лотерею. 
    К счастью, высокая мотивация до­стижений редко приводит к столь тяжё­лым последствиям. Обычно люди с чрез­мерно высокой мотивацией достижений становятся трудоголиками: они работа­ют не только положенные восемь часов, Но и тратят всё своё свободное время на занятия, связанные с профессиональ­ной деятельностью. Колоссальное удо­вольствие им доставляет именно рабо­та, а бездействие и отдых вызывают дискомфорт и скуку. Канадская писа­тельница Джойс Кэрол Оутс в одном из своих интервью призналась: «Я не ощу­щаю, что много работаю или "работаю" вообще. Сочинение книг и преподава­ние всегда доставляли мне такую боль­шую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова». 
           Далеко не все люди имеют высокую мотивацию достижения. Выбирая про­фессию или реализуя себя в этой профес­сии, многие предпочитают иную так­тику поведения. Не бывает побед без поражений, всегда существует риск потерпеть фиаско. Неудачи вос­принимаются болезненно, ведь они не просто нарушают планы и отбивают желание продолжать работу, но и больно ударяют по самолюбию. Быть может, лучше позабо­титься о том, чтобы свести риск к мини­муму? Не ставить перед собой излишне сложных задач, стараться не брать на себя ответственность и рисковать только в том случае, если шанс на по­беду значительно превышает 50 %. Сни­зив свои притязания, можно сохранить самоуважение. 
    
    1. Общественные потребности и мир профессий
    Проговорим понятие «профессия». Для этого сыграем в игру «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»?
    --- Что же такое «профессия»? (Профессия - род трудовой дея­тельности, занятий, требующих определенной подготовки.)
    --- Как вы считаете, на каком этапе исторического развития зародились различные профессии? Какие?
    --- Какие факторы определили их появление?
    Сегодня социологи насчитали наличие 20 тыс. профессий, число которых постоянно растет. Как вы думаете, почему возрастает число профессий?
    --- Что вы понимаете под выражением «узкая специализация»?
    --- Приведите примеры роста профессий.
    
    В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением?
    --- Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?
    --- Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе?
    --- Приведите примеры подобных профессий.
    
    Чем понятие «должность» отличается от понятия «профессия» и «специальность»? (Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.)
    Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни - избыточном образовании.
    Суть проблемы:
    В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием.
    Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.
    Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.
    --- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?
    --- Можно ли ее решить?
    Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения!
    проблемы «избыточного образования».
    (Проверка задания.)
    2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда
    Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадежно?
    --- Какие предъявляются требования к тому, кто устраивается на работу? (Обсуждение)
    3. Мотивы выбора профессии
    Вспомните, что такое «мотив»? (Мотив - это внутреннее по­буждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли.)
    --- Итак, чем вы руководствуетесь при выборе будущей профес­сии? (Наличие способностей; престижность профессии; ма­териальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии.)
    --- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?
    --- А всегда ли правильно люди делают свой выбор?
    --- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?
    
    4. Особенности профессий социально-гуманитарной направ­ленности
    Я предполагаю, что, придя в социально-гуманитарный класс, вы выбрали для будущего профессии социально-гуманитарного про­филя. Их огромное количество. Перечислите те профессии, которые относятся к данному профилю. Их много, но все они имеют общие особенности. Попробуем разобраться в данной проблеме.
    Разделившись на группы, определите особенности профессии социально-гуманитарного профиля: библиотекаря, журналиста, со­циолога, учителя гуманитарных дисциплин, философа, прокурора, адвоката, политолога, лингвиста, литературоведа, археолога, экс­курсовода, переводчика и т. д.
    Особенности профессий социально-гуманитарного направления:
    -оказывают влияние на человека;
    -система «человек-человек»;
    -коммуникативные способности;
    -способности к эмпатии;
    -несут элемент творчества;
    -уважение к личности, толерантность;
    -постоянное самообразование;
    -умение неординарно мыслить.
    
    Во-первых, как можно больше узнать о мире профессий, об их разнообразии
    
    Во-вторых, ориентироваться не на внешнее впечатление от профессии, а на содержание труда в ней – т.е на то, чем, собственно, предстоит заниматься в рабочее время. Обоснованно предположить, понравится ли тебе какая-нибудь профессия, можно только тогда, когда ты будешь хорошо представлять себе типичный рабочий день ее представителей. Сколько часов рабочего времени на что они тратят? Ведь важно не то, как называется работа, а то, чем конкретно предстоит заниматься.
    
    В-третьих, определиться со своими интересами и способностями. Жалкое зрелище представляет тот человек, которому собственная работа не интересна, который занимается ей «из под палки», только чтобы заработать на кусок хлеба. Не лучше выглядит и тот, кто находится «не на своем месте», чьи способности не позволяют выполнять ту работу, за которую он взялся.
    
    В-четвертых, учесть и то, насколько нужна твоя предполагаемая работа обществу. Даст ли она возможность достойно зарабатывать, кто и сколько будет за нее платить, от чего это зависит? От самой профессии, твоего места работы и должности, уровня профессионализма, отношений с начальством и еще много от чего, включая и общую экономическую ситуацию в стране.
    
    В-пятых, перейти от размышлений и намерений к конкретным действиям. Очень часто сложности у молодых людей возникают именно с этим: запланируют они себе что-нибудь, однако это воспринимается как нечто очень далекое, отстраненное, никак не связанное с тем, что происходит в их жизни в данный момент.
    
    Д/задание. Заполнить профессиограмму.
    Форма-таблица к профессиограмме.
    Я выбрал(а) профессию - 
    
    
    Я знаю родственные профессии
    
    Содержание
    деятельности моей профессии
    
    
    
    Условия труда
    
    
    
    Области применения (где я могу работать)
    
    
    
    Доминирующая профессиональная направленность
    
    
    
    Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии
    
    
    
    Требования к здоровью
    
    
    
    Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии
    
    
    
    Где я могу получить высшее образование по данной профессии
    
    
    
    Востребованность профессии
    
    
    
    Возможность продолжения образования и перспективы
    
    
    III. Итог урока. Рефлексия.
    Проанализируйте работу одноклассников. Назовите их плюсы, прокомментируйте.
    
     

    Автор(ы): Габдулиев Ч. К.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx