Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Политическая система общества

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 10
    УМК: учебник -А.И.Кравченко 10 класс, М., «Русское слово», 2010г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Политическая система общества»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
     Цель урока: 
    1. Формирование общей целостной характеристики современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их комплексное воздействие на окружающую среду.
     2. Изучение и усвоение понятия «политическая система», структуры и функций политической системы.
    3. Раскрытие значимости политической системы для современного общества и человека.
     Ход урока.
    1.Организационный момент
    Эпиграф: «Политика есть искусство возможного».
    Отто фон Бисмарк.
    2.Актуализация знаний
    Вопросы для повторения:
    1). Что такое политика?
    2). Какова структура политической деятельности?
    3).Что входит в понятие сферы «политика»?
    4). Кто является субъектом политики?
    5). Дать определение политической партии?
    6). Кого мы относим к политической элите?
    7). Что является объектом политического воздействия?
    8). Каковы средства достижения политических целей?
    9) Дать определение политической власти7
    
    3.Изучение нового материала
    План.
     1).Структура и функции политической системы.
     2). Государство в политической система.
     3). Политические режимы.
     4). Демократические перемены в России.
    1). Структура      и функции политической системы. 
    Отношения политической системы и «среды» ( средой будем называть неполитические сферы жизни общества, частную жизнь людей, политические системы других стран и международные организации).
    Пять структурных компонентов политической системы: (запись в тетрадях)
     
    а) институциональная подсистема (государство, политические партии, общественно-политические движения и т.д.)
    б) нормативная подсистема (Конституция, законы, акты, партийные уставы, программы и т.д.);
    в) функциональная подсистема (формы и направления политической деятельности, дискуссии, диспуты, опросы);
    г) коммуникативная подсистема (совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы, политической системой и другими системами общества;
    д) культурно-идеологическая подсистема (политическая идеология, психология, политическая культура, политические учения, идеалы и т.д.)
     
    Политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в данном обществе.
    Взаимодействия политической системы со средой можно объединить в две группы:
    1). Воздействие общества на политическую систему.
    2). Воздействие политической системы  на общество через принятие решений и воплощение их в жизнь Закон об образовании, Закон о полиции).
    
    Исходя из этого механизма определяем функции политической системы: (записи в тетрадях).
    
    1). Руководящая роль по отношению ко всем другим системам.
    2). Политическая система определяет цели и задачи общественного развития, политический курс власти.
    3). Интегративная (объединительная) функция.
    4). Регулятивная функция – упорядочение общественных отношений, выработка норм поведения людей.
    2) Главную роль в политической системе играет государство.
    Запись в тетрадь новых понятий и определений
     
    Государство – центральный институт политической системы.
    Понятие «государство» используется в двух значениях:
    1) Государство – организатор политической жизни общества.
    2) Государство – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу.
    Признаки:
    1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев
    2) Территория, ограниченная четко-определенной границей.
    3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории.
    4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение. 
    5) Право взимания налогов и сборов с населения
    6) Обязательность гражданства
    7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.
    
    Функции государства:
    1) Политическая
    2) Экономическая
    3) Социальная
    4) Идеологическая
    В соответствии с функциями государства создается структура органов управления. К ним относятся: 
    1) Представительные
    2) Исполнительно-распорядительные
    3) Судебные
    4) Охраны общественного порядка
    5) Национальной безопасности
    6) Надзорно-контрольные.
    
    Структура органов управления: 
    Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками:
    а) Действуют от имени государства
    б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением
    в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности
    г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций
    
    3). Политические режимы:
    Это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. 
    
    4.Работа с документом
    
    Русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) о тоталитарном режиме 
    Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.
    Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального контроля) над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
    Признаки тоталитарного режима: 
    1. Культ вождя. 2. Единственная массовая партия. 3. Отсутствие разделения властей. 4. Монопольно существующая, разделяемая всеми идеология. 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Монополия на средства массовой информации.7. Опора власти на карательные органы.
     Контрастным по отношению к тоталитарному режиму является режим демократический. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению Новгородцева П. И., “демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий”. Практическая группа работает с документом:
    
    1) Тоталитаризм – политическая система, опирающаяся на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто для небольшой части населения, партия обладает олигархической структурой, переплетенной с государственной бюрократией. Управление осуществляется по средствам террора, управляемого партией и тайной полицией. СМИ находятся под жестким контролем властей. Партия и правительство контролируют также и экономическую жизнь. 
    Разновидности:
    а) Фашизм
    б) Национал-социализм
    в) Коммунизм
    2) Авторитаризм – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающих оппозиции, но предоставляющих автономию личности во внеполитической деятельности.
    Черты:
    а) неограниченность власти;
    б) опора на силу;
    в) режим не прибегает к массовым политическим репрессиям;
    г) не преследуется инакомыслие;
    д) политическая элита назначается сверху;
    е) полномочия местных органов власти минимальны;
    ж) население превращается в объект политических манипуляций;
    з) поощряются расовые националистические предрассудки;
    и) пропагандируется образ врага.
    
      Русский философ и общественный деятель П.И. Новгородцев (1866–1924) о демократии. Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма правления, в которой народ непосредственно не только законодательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое утвердилось в XIX и XX столетиях. Поскольку он допускал, что с верховенством народа совместимы различные формы правительственной власти – и демократическая, и аристократическая, и монархическая, – он открыл теоретическую возможность для нового понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными с точки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом, он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие демократии на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей.
    Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод.
    Признаки демократического режима: 
    1. Политическая власть принадлежит большинству. Источником власти является народ. 2. Власть формируется путем свободных выборов. 3. Уважение большинством права меньшинства на оппозицию. 4. Принцип разделения властей. 5. Наличие конкурентной партийной системы. 6. Гарантия гражданских, политических и социальных прав личности.
    
    3) Демократия:
    а) классическая демократия;
    б) либеральная демократия.
    Предполагает эффективное участие граждан в управлении, равенство граждан по отношению к принятию решений, возможность получать достоверную политическую информацию, наличие механизмов контроля граждан над политической повесткой дня. Государственные руководители избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство через прямые или косвенные выборы. Режим предполагает учет интересов меньшинства, принцип конституционализма, гарантии в отношении основных свобод граждан.
    
    4). Политическая жизнь современной России:
    Россия – федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью признается человек, его права и свободы защищаются государством. Источник власти – многонациональный народ, который непосредственно осуществляет власть во время выборов и референдумов, и опосредованно, через органы муниципальной и федеральной власти.
    Намечаются тенденции модернизации политической жизни: разработана концепция национальной безопасности государства.
    К национальным внутренним интересам России относятся:
    1) Сохранение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти.
    2) Обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.
    3) Завершение процесса становления демократического общества.
    4) Нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий.
    
    К национальным интересам в международной сфере относятся:
    1) Обеспечение суверенитета.
    2)  Упрочнение позиций России как великой державы.
    3) Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами.
    4) Соблюдение прав и свобод человека.
    5) Недопустимость двойных стандартов.
    
    К национальным интересам в военной сфере:
    1) Защита независимости РФ, ее государственной и территориальной целостности.
    2) Предотвращение военной агрессии против РФ и ее союзников.
    3) Обеспечение условий для мирного демократического развития внутриполитической жизни.
    
    Восстановление вертикали государственной власти:
    На территории РФ создано 7 федеральных округов, работу которых возглавляют полномочные представители президента. Их задачи:
    1) Организация на территории работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенной президентом. 
    2) Организация контроля за исполнением на местах решений федеральных органов власти.
    3) Обеспечение кадровой политики, определенной президентом.
    4) Информирование президента об обеспечении национальной безопасности.
    
    Изменен порядок формирования Совета Федерации:
    Один член совета федерации выбирается представительным органом территориальной власти, а другой назначается главой исполнительной территориальной власти. 
    Реформирована партийная система:
    Партия должна иметь региональные представительства более, чем в 50% субъектов РФ и насчитывать не менее 10 000 человек.
    
    Разработана концепция внешней политики. Цели внешнеполитического курса:
    1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление прочных позиций в мировом сообществе.
    2) Воздействие на общественные процессы в целях формирования стабильного и справедливого демократического миропорядка.
    3) Формирование пояса добрососедства.
    4) Устранение и предотвращение очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.
    5) Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан за рубежом. 
    6) Содействие позитивному восприятию РФ в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в других государствах.
    5.Закрепление изученного материала.
    Рефлексия 
    Что такое политическая система?
    Каковы структурные компоненты политической системы?
    В чём заключаются функции политической системы?
    Чем отличаются друг от друга различные формы государства?
     В чём состоит различие форм территориального устройства?
    6. Домашнее задание: § 21, читать, выполнить практикум устно, выучить определения
    
     

    Автор(ы): Елисеева С. А.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx