Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №42 Практическая работа№5. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

Текст урока

  • Конспект

     Ишбульдина Аниса Салимьянова
    учитель химии 
    МОБУ «Карагузинская ООШ»
    Саракташский район
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК (название, автор, год издания): химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская;2012г
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Практическая работа №5 « Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.Распознавание карбонатов»
    Общее количество часов, отведенное  на изучение темы: 1ч
    Место урока в системе уроков по теме: тема «Подгруппа углерода», урок №3 (42)
    Цель урока: создать условия для изучения нового материала  по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств», продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
    Задачи урока:.
    1Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений;.
    2.Формировать навыки экспериментальной  и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания.
    3.Воспитывать бережное отношении е к своему здоровью,  окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.
    Тип урока: урок – практическая работа 
    Планируемые результаты: уметь получать и собирать углекислый газ в лаборатории, описывать наблюдаемые явления в ходе экспериментов, доказывать наличие оксида углерода (1V), распознавать  соли угольной кислоты в растворе.
    Техническое обеспечение урока: учебник химии (9 класс, И.И.Новошинский), штатив с пробирками, прибор для получения газов, мел, известковая вода (р-р гидроксид кальция), раствор соляной кислоты, индикатор, лучина. Инструкция ТБ.
    Дополнительное  методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы)
    
    Содержание урока:
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся
    (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе на уроке
    приветствие учителя
    
    Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    
    Готовность учащихся  к активной учебно познавательной деятельности на основе опорных знаний
    3
    Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности
    - Дать характеристику углероду на основании его положения в периодической таблице. 
    - Какие степени окисления проявляет углерод?
    - Какие соединения с кислородом он образует?
    
    Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка цели урока совместно с учащимися: на основании результатов выполнения практической части урока 
    Совместно с учителем обсуждают план выполнения работы, проверяют наличие на столах необходимого оборудования и реактивов.
    Отработка ТБ.
    
    Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
    Выполняйте задания практической работы, соблюдая инструкцию учебника к данной практической работе. При возникновении вопросов обратитесь за помощью к учителю.
    5
    Этап выполнения практической работы
    
    Учащиеся получают инструкционную карту с планом и описанием практической работы по теме урока метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя
    Приложение1
    индивидуальна работа учащихся
    6
    Закрепление учебного материала
    Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
    1.Какая реакция лежит в основе получения оксид углерода (IV)?
     2.Перечислите физические свойства углекислого газа, которые наблюдались  во время его получения.
    3. Поясните, какое свойство углекислого газа лежит в основе его определения с помощью зажженной лучины.
     4. Объясните, в чем заключается качественная реакция на углекислый газ?
    
    Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников Оформляйте письменно в тетрадях для практических работ. Сдайте тетради на проверку учителю
    7
    Рефлексия
    Дать анализ и оценку успешности достижения цели
    Все ли поставленные цели достигнуты. Что получилось? Были трудности?
    Отвечают на вопросы учителя и дают самооценку 
    
    
    
    
    
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Приложение 1
    Практическая работа № 5
    Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. 
    Цель: 1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов. 
    2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его. 
    Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, прибор для получения газов, держатель, спиртовка, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты ( ), карбоната натрия( ), мрамор( ), известковая вода( ). 
    Ход работы: 
    
    
    
    
    №
    Что делали
    Что наблюдали
    Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
    Выводы.
    Опыт 1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
    Получаем _________________________________________при взаимодействии 
    ________________________________________ 
    
    
    
     CaCO3+ HCl → 
    ____________________________________________________________________ 
    В лаборатории для получения углеки-слого газа на карбонаты действуют _____________________________ 
    
    
    
    
    В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют -------
    Опыт 2 Взаимодействие углекислого газа с водой
    
     
    
    
    
    H2 O + CO2  = H2 CO3
    При растворение углекислого газа в воде образуется-------------,т.о .углекислый газ ------ оксид
    
    Опыт 3
    Качественная реакция 
    на углекислый газ
    
    CO2 +H2O ↔ H2CO3 
    _________________________________________________ 
    При растворении углекислого газа в воде образуется _______________, т.о. углекислый газ – ____________________ оксид. 
    
    
    
    CO2 +Ca (OH)2=
    Для обнаружения углекислого газа используют--------
    Опыт 4
    Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов
    
    
    CaCO3+ H2 O + CO2  =
    
    
    
    Ca(HCO3 )2 =t
    При избытке углекислого газа------------карбонаты переходят в растворимые------
    При нагревания----
    Опыт 5 
    Распознавание карбонатов
    (качественная реакция)
    
    
    HCl +Na2 CO3=
    Все карбонаты вступают в реакцию с-----------при этом выделяется
    
    Вывод: 1. В лаборатории углекислый газ получают действием ___________________________________. Углекислый газ ____________________ оксид, взаимодействует с _________________, __________________ (____________________________________________________) 
    2. Качественной реакцией на карбонат-ион ______________________________________________________________________________.
     

    Автор(ы): Ишбульдина А. С.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку