Ишбульдина Аниса Салимьянова учитель химии МОБУ «Карагузинская ООШ» Саракташский район Название предмета: химия Класс: 9 УМК (название, автор, год издания): химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская;2012г Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Практическая работа №5 « Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.Распознавание карбонатов» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1ч Место урока в системе уроков по теме: тема «Подгруппа углерода», урок №3 (42) Цель урока: создать условия для изучения нового материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств», продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Задачи урока:. 1Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений;. 2.Формировать навыки экспериментальной и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания. 3.Воспитывать бережное отношении е к своему здоровью, окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства. Тип урока: урок – практическая работа Планируемые результаты: уметь получать и собирать углекислый газ в лаборатории, описывать наблюдаемые явления в ходе экспериментов, доказывать наличие оксида углерода (1V), распознавать соли угольной кислоты в растворе. Техническое обеспечение урока: учебник химии (9 класс, И.И.Новошинский), штатив с пробирками, прибор для получения газов, мел, известковая вода (р-р гидроксид кальция), раствор соляной кислоты, индикатор, лучина. Инструкция ТБ. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы) Содержание урока: № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке приветствие учителя Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Готовность учащихся к активной учебно познавательной деятельности на основе опорных знаний 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности - Дать характеристику углероду на основании его положения в периодической таблице. - Какие степени окисления проявляет углерод? - Какие соединения с кислородом он образует? Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников 4 Постановка учебной задачи Постановка цели урока совместно с учащимися: на основании результатов выполнения практической части урока Совместно с учителем обсуждают план выполнения работы, проверяют наличие на столах необходимого оборудования и реактивов. Отработка ТБ. Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами. Выполняйте задания практической работы, соблюдая инструкцию учебника к данной практической работе. При возникновении вопросов обратитесь за помощью к учителю. 5 Этап выполнения практической работы Учащиеся получают инструкционную карту с планом и описанием практической работы по теме урока метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя Приложение1 индивидуальна работа учащихся 6 Закрепление учебного материала Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала 1.Какая реакция лежит в основе получения оксид углерода (IV)? 2.Перечислите физические свойства углекислого газа, которые наблюдались во время его получения. 3. Поясните, какое свойство углекислого газа лежит в основе его определения с помощью зажженной лучины. 4. Объясните, в чем заключается качественная реакция на углекислый газ? Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников Оформляйте письменно в тетрадях для практических работ. Сдайте тетради на проверку учителю 7 Рефлексия Дать анализ и оценку успешности достижения цели Все ли поставленные цели достигнуты. Что получилось? Были трудности? Отвечают на вопросы учителя и дают самооценку Приложение 1 Практическая работа № 5 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Цель: 1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов. 2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его. Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, прибор для получения газов, держатель, спиртовка, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты ( ), карбоната натрия( ), мрамор( ), известковая вода( ). Ход работы: № Что делали Что наблюдали Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде Выводы. Опыт 1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Получаем _________________________________________при взаимодействии ________________________________________ CaCO3+ HCl → ____________________________________________________________________ В лаборатории для получения углеки-слого газа на карбонаты действуют _____________________________ В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют ------- Опыт 2 Взаимодействие углекислого газа с водой H2 O + CO2 = H2 CO3 При растворение углекислого газа в воде образуется-------------,т.о .углекислый газ ------ оксид Опыт 3 Качественная реакция на углекислый газ CO2 +H2O ↔ H2CO3 _________________________________________________ При растворении углекислого газа в воде образуется _______________, т.о. углекислый газ – ____________________ оксид. CO2 +Ca (OH)2= Для обнаружения углекислого газа используют-------- Опыт 4 Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов CaCO3+ H2 O + CO2 = Ca(HCO3 )2 =t При избытке углекислого газа------------карбонаты переходят в растворимые------ При нагревания---- Опыт 5 Распознавание карбонатов (качественная реакция) HCl +Na2 CO3= Все карбонаты вступают в реакцию с-----------при этом выделяется Вывод: 1. В лаборатории углекислый газ получают действием ___________________________________. Углекислый газ ____________________ оксид, взаимодействует с _________________, __________________ (____________________________________________________) 2. Качественной реакцией на карбонат-ион ______________________________________________________________________________.
Автор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx