Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №41 Кислородные соединения углерода

Текст урока

  • Конспект

     Ишбульдина Аниса Салимьянова
    учитель химии 
    МОБУ «Карагузинская ООШ»
    Саракташский район
    
    Название предмета: «Химия»
    Класс: «9»
    УМК (название, автор, год издания):  Химия 9 класс, И. И. Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г. 
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Кислородные соединения углерода
    Общее количество часов, отведенное  на изучение темы:  1ч
    Место урока в системе уроков по теме: тема «Подгруппа углерода», урок № 2 (41)
    Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода
    Задачи урока:                    
    Образовательные: 
    усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа;
    Развивающие:
    развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
    Воспитательные:
    содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (идеи материальности мира, причинно – следственных связей между явлениями, познаваемости мира и его закономерностей), содействовать физическому воспитанию, профилактике их утомляемости на урок.
    Тип урока:  комбинированный урок
    Планируемые результаты:  Формировать навыки самостоятельной работы с учебником, с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с требованиями техники безопасности, уметь писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода, объяснять закономерности их влияния на живые организмы. 
    Техническое обеспечение урока: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl
    Дополнительное  методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы)
    Содержание  урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая     
    задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность
    учащихся 
    (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе на уроке
    Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть  вас.  А как ваше настроение? Я надеюсь,  оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания.
    Слушают учителя, настраиваются на работу.
    
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Проверка знаний учащихся в виде тестирования.
    I вариант – 1,2,3,4,8,10 
    II вариант – 3,5,6,7,8,9,10
    
    Выполняют работу на отдельных листах
    Взаимопроверка в парах
    3
    Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений необходимых для решения учебной деятельности
    1. Фронтальная беседа с классом.
    Учитель. Элементы какой группы Периодической системы мы изучаем?
    Перечислите элементы, составляющие главную подгруппу данной группы
    Укажите положение углерода в Периодической системе.
    Каковы особенности строения атома данного элемента?
    Какие степени окисления характерны для данного элемента?
    Назовите аллотропные модификации углерода?
    Перечислите физические и химические свойства углерода.
    Верите ли вы что:
    - угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород; (Да)
    - угарный газ образуется при полном сгорании топлива; (Нет)
    - угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна; (Да)
    - CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да)
    - углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды (Да)
    
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности
    Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме 
    № 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода)
    
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    1. Я в газированной воде, 
        Я в хлебе, в соде; я везде
        И фотосинтез без меня 
        И не туда и не сюда.
        Я пламя маленькой свечи.
         И нужно только сделать вдох
         Чтоб я на свет явиться мог.                      
    (Углекислый газ или оксид углерода (IV)).
     2.Горю я синим пламенем                                                                           
        Угаром угрожаю,
         Когда совсем сгораю я,
         Из печки улетаю.
    (Угарный газ или оксид углерода (II)). 
    А в природе эти оксиды существуют? Вместе с учащимися указываем основные причины возникновения углекислого газа:
    - сжигание ископаемого топлива;
    - истребление лесов;
    - разрушение и минерализация лесных подстилок, дернины лугов, степей;
    - осушение болот, сопровождающие интенсивным окислением торфяников;
    - уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере. 
               Учитель: демонстрирует получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой. 
          СаСО3 + 2НСl = СаСl2+СО2↑ + Н2О
            CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O; 
    в промышленности: 
                  СаСО3 = СаО + СО2↑
    
            IV. Кислородные   соединения углерода. 
              Изучение коллекции    минералов.
    Кислородные соединения углерода в природе встречается в виде карбонатов.
    Соединения: мел, известняк, мрамор (все соединения имеют в своем составе – карбонат кальция CaCO3).
                                Коллекция минералов
    Рассмотреть образцы соединений углерода, отметить основные его характеристики.
                    Химические свойства оксида углерода (II)
    Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему?
    А) Горит, образуя углекислый газ:  
                          2СО + О2 = СО2
    Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: 
                       Fе2О3 + 3СО = 2Fе + 3СО2
    
                 Химические свойства оксида углерода (IV)
    Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид  углерода (IV)? 
    Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует:
    А) с водой:  СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота 
    Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3
    В) со щелочами:  Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О – качеств реакция (Выполнение опыта)
    Сообщение учащегося о действии угарного газа
    Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты
    -Знание физических свойств данных веществ вам поможет решить химическую задачу.   
    В Италии, близ Неаполя, имеется "собачья пещера", в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ.
    Почему при входе в эту пещеру животные гибнут, а люди остаются невредимыми?
    (Углекислый газ тяжелее воздуха, скапливается в нижних слоях пещеры на уровне высоты животных, поэтому животные, испытывая недостаток кислорода, гибнут. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то необходимо напомнить о молекулярной массе углекислого газа и воздуха).
    -Опираясь на знание физических свойств веществ, вы можете прогнозировать и химические свойства.
    Я назову сейчас два глобальных процесса, которые происходят на земле. Найдите между данными процессами связь и противоречие.               
                  Фотосинтез и парниковый эффект.
                          Соли угольной кислоты. 
    Угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия, натрия и аммония. 
                    Лабораторный опыт № 12
    Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела, известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой. Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение этой реакции (задание 7). 
                      СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2 ↑ 
    Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты.
    Уч-ся отвечают на вопрос
    Записывают уравнения реакций
    Уч-ся отвечают, что это кислотный оксид
    Уч-ся записывают уравнения реакций
    Слушают сообщение
    Заполняют пропуски в тексте
    Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции
    
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач
    
    Учащиеся работают 
    Приложение1 задание 3
    7
    Информация о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
    Проверка соответствующих записей
    
    8
    Рефлексия
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ишбульдина А. С.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку