Ишбульдина Аниса Салимьянова учитель химии МОБУ «Карагузинская ООШ» Саракташский район Название предмета: «Химия» Класс: «9» УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И. И. Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Кислородные соединения углерода Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1ч Место урока в системе уроков по теме: тема «Подгруппа углерода», урок № 2 (41) Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода Задачи урока: Образовательные: усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа; Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни; Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (идеи материальности мира, причинно – следственных связей между явлениями, познаваемости мира и его закономерностей), содействовать физическому воспитанию, профилактике их утомляемости на урок. Тип урока: комбинированный урок Планируемые результаты: Формировать навыки самостоятельной работы с учебником, с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с требованиями техники безопасности, уметь писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода, объяснять закономерности их влияния на живые организмы. Техническое обеспечение урока: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы) Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания. Слушают учителя, настраиваются на работу. 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Проверка знаний учащихся в виде тестирования. I вариант – 1,2,3,4,8,10 II вариант – 3,5,6,7,8,9,10 Выполняют работу на отдельных листах Взаимопроверка в парах 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений необходимых для решения учебной деятельности 1. Фронтальная беседа с классом. Учитель. Элементы какой группы Периодической системы мы изучаем? Перечислите элементы, составляющие главную подгруппу данной группы Укажите положение углерода в Периодической системе. Каковы особенности строения атома данного элемента? Какие степени окисления характерны для данного элемента? Назовите аллотропные модификации углерода? Перечислите физические и химические свойства углерода. Верите ли вы что: - угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород; (Да) - угарный газ образуется при полном сгорании топлива; (Нет) - угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна; (Да) - CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да) - углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды (Да) 4 Постановка учебной задачи Постановка целей учебной деятельности Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме № 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода) 5 Освоение нового учебного материала Освоение новых знаний и умений 1. Я в газированной воде, Я в хлебе, в соде; я везде И фотосинтез без меня И не туда и не сюда. Я пламя маленькой свечи. И нужно только сделать вдох Чтоб я на свет явиться мог. (Углекислый газ или оксид углерода (IV)). 2.Горю я синим пламенем Угаром угрожаю, Когда совсем сгораю я, Из печки улетаю. (Угарный газ или оксид углерода (II)). А в природе эти оксиды существуют? Вместе с учащимися указываем основные причины возникновения углекислого газа: - сжигание ископаемого топлива; - истребление лесов; - разрушение и минерализация лесных подстилок, дернины лугов, степей; - осушение болот, сопровождающие интенсивным окислением торфяников; - уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере. Учитель: демонстрирует получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой. СаСО3 + 2НСl = СаСl2+СО2↑ + Н2О CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O; в промышленности: СаСО3 = СаО + СО2↑ IV. Кислородные соединения углерода. Изучение коллекции минералов. Кислородные соединения углерода в природе встречается в виде карбонатов. Соединения: мел, известняк, мрамор (все соединения имеют в своем составе – карбонат кальция CaCO3). Коллекция минералов Рассмотреть образцы соединений углерода, отметить основные его характеристики. Химические свойства оксида углерода (II) Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему? А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О2 = СО2 Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе2О3 + 3СО = 2Fе + 3СО2 Химические свойства оксида углерода (IV) Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид углерода (IV)? Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует: А) с водой: СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3 В) со щелочами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О – качеств реакция (Выполнение опыта) Сообщение учащегося о действии угарного газа Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты -Знание физических свойств данных веществ вам поможет решить химическую задачу. В Италии, близ Неаполя, имеется "собачья пещера", в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ. Почему при входе в эту пещеру животные гибнут, а люди остаются невредимыми? (Углекислый газ тяжелее воздуха, скапливается в нижних слоях пещеры на уровне высоты животных, поэтому животные, испытывая недостаток кислорода, гибнут. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то необходимо напомнить о молекулярной массе углекислого газа и воздуха). -Опираясь на знание физических свойств веществ, вы можете прогнозировать и химические свойства. Я назову сейчас два глобальных процесса, которые происходят на земле. Найдите между данными процессами связь и противоречие. Фотосинтез и парниковый эффект. Соли угольной кислоты. Угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия, натрия и аммония. Лабораторный опыт № 12 Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела, известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой. Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение этой реакции (задание 7). СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2 ↑ Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты. Уч-ся отвечают на вопрос Записывают уравнения реакций Уч-ся отвечают, что это кислотный оксид Уч-ся записывают уравнения реакций Слушают сообщение Заполняют пропуски в тексте Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции 6 Закрепление учебного материала Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач Учащиеся работают Приложение1 задание 3 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Проверка соответствующих записей 8 Рефлексия
Автор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx