Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №18 Общая характеристика галогенов

Текст урока

  • Конспект

     Литвинов Геннадий Васильевич
     учитель  химии
    Муниципальное общеобразовательное 
    бюджетное учреждение
    «1- Федоровская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы 
    Лазарева Ильи Семеновича»
    Саракташского района Оренбургской области
    Наименование предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: учебник химия 9 класс Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Москва «Русское слово» 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Общая характеристика галогенов. Хлор
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 4
    Место урока в системе уроков : 18
    Цель урока: повтoрить свойства неметаллов, систематизирoвать и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах галогенов. Рассмотреть особенности строения, физических и химических свойств хлора, его применение и значение.
    Задачи урока: 
    Образовательные: изучить строение, физические и химические свойства галогенов;
    раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере галогенов;
    продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
    Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;
    развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации;
    развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;
    Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и связей;
    продолжить формирование научного мировоззрения;
    Тип урока: урок – изучение нового материала
    Планируемые результаты: обучающиеся знают особенности строения атомов, различие в физических свойствах и сходство в химических свойствах галогенов; обучающиеся умеют применять полученные знания. 
    Техническое обеспечение урока: компьютер
    Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока: таблица «ПСХЭ  Д.И.Менделеева», таблица «Галогены», презентация.
    Содержание урока усвоения нового знания:
     
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
     Организационный этап
    Создание благоприятного эмоционального настроя
    Приветствие. Готовность к уроку. Визуальный контроль.
    Приветствие.
    2
    Мотивация учебной деятельности учащихся
    Стимулирование познавательной деятельности обучающихся для формулирования темы и целей урока.
    Отгадай элемент:
    1. Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту.
    2.Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством.
    3. Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им обеззараживают воду)  и при применении отбеливателя.
    Кто может назвать тему урока? 
    - Создание учебно-проблемной ситуации
    Перед вами таблица №4 в учебнике на стр. 61 физические свойства галогенов, на слайде картинки с  изображением галогенов. (слайды 14-17)
    Что мы видим больше – сходства или различий? 
     А почему же тогда эти элементы объединены в одну группу? 
    Что мы должны сделать, что бы ответить на проблемный вопрос урока?
    
    Это и будет план нашего занятия.
    Учащиеся определяют элемент по его применению.Отвечают на вопросы учителя
    1. Фтор
    
    2. Йод
    
    
    
    3.Хлор
    
    
    
    Галогены
    
    
    
    
    
    
    
    Различий
    
    
    Ответ учащихся
    Изучить строение атома
    Изучить физические свойства
         Изучить химические свойства
    3
    Актуализация знаний и умений (проверка знаний учащихся)
    Проверка знаний о неметаллах
    1.Галогены относятся к неметаллам. Дайте характеристику общим  физическим свойствам, которые характерны для неметаллов и металлов.
    Задание в приложении 1.
     Вариант - 1 выписывает номера утверждений, характеризующих свойства неметаллов,  вариант- 2 - металлов. Далее учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения на слайде. Здесь заканчивается текст третьего  слайда (слайд 4)
    Здесь заканчивается текст четвертого  слайда (слайды 5-8)
    2.Охарактеризуйте галогены по положению в Периодической системе химических элементов. Здесь заканчивается текст восьмого  слайда  ( слайд 9)
    
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    
     1)Организация работы учащихся по добыванию новых знаний  в парах с рабочим листом(приложение №2), учебником. Организация обсуждение результатов работы о строении атомов галогенов и их свойствах.
    2)Предлагает перейти к решению следующей задачи – строение молекулы галогенов и физические свойства. 
       Зависят ли свойства вещества от типа кристаллической решётки?             Какими свойствами должны обладать вещества с молекулярной кристаллической решёткой?      Какие физические свойства характерны для галогенов?
    Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния галогенов? Какую закономерность вы выявили при изменении цвета галогенов? Какую закономерность вы выявили при изменении температур плавления и кипения? С чем это связано?
     Просмотр видеоролика – возгонка йода 
    3) Организация работы по изучению химических свойств галогенов.
        В чём сходство химических свойств галогенов? 
       Как объяснить эти свойства, зная электронное строение галогенов?
     Просмотр видеороликов – взаимодействие галогенов с алюминием, железом, медью, сурьмой 
    Рассмотрим реакций галогенов с водородом. Как изменяются окислительные свойства галогенов? Почему?
    Высокая химическая активность – общее свойство галогенов. Но от фтора к йоду активность падает. Поэтому можно составить ряд активности галогенов.
     Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
    Определите какие реакции возможны. 
    И снова мы, ребята, сталкиваемся с проявлением единичных свойств. Казалось бы, фтор должен вытеснять все галогены из растворов солей. Но как раз именно для фтора эта реакция не характерна. Почему?
    Видеофрагмент горение воды во фторе.
    1)Выполняют самостоятельную работу по добыванию новых знаний, участвуют в эвристической  беседе. Проверяют задания.
    
    2) Выполняют задания в рабочих листах. Обсуждают результаты, отвечают на вопросы учителя.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3) Отвечают на вопросы.
    Обсуждают видеофрагменты опытов, записывают уравнения реакций в рабочий лист. Делают вывод: галогены – окислители в реакциях с металлами.
    
    
    
    
    
    
    Делают вывод: в подгруппе галогенов с увеличением порядкового номера уменьшается электроотрицательность элемента, уменьшаются его окислительные свойства. 
    
    
    Делают предположения какие реакции возможны между галогенами и галогенидами металлов.
    Записывают уравнения в рабочем листе, проверяют друг у друга.
    
    
    Смотрят видеофрагмент, записывают уравнения взаимодействия галогенов с водой в рабочем листе. Делают вывод: в реакции фтора с водой кислород является продуктом реакции горения, а не исходным веществом.
    5
    Первичная проверка понимания
    Выявление уровня усвоения материала
    Итак, ребята посмотрите на наш план? Выполнили мы его? Какие методы познания мы использовали?
      А теперь я предлагаю вам ещё один метод познания – экспериментальный, так как химия – это наука экспериментальная. Но наш эксперимент будет не совсем обычный – виртуальный.
     
    
    Ребята садятся за компьютеры и выполняют виртуальную лабораторную работу «Получение хлора и изучение его свойств». После выполнения опытов, обсуждаем, из каких веществ в лаборатории можно получить хлор, условия протекания реакций, что делали и что наблюдали.
    6
    Первичное закрепление
    
    Проводит игру «Химическое лото»
      На каждый стол выдаётся лист с напечатанными формулами галогенов, 8 карточек с характеристикой галогенов (4 с правильными ответами, 4 – не правильными).  На обратной стороне карточек также написана характеристика одного из галогенов – другим цветом. Если ученик правильно закрыл все формулы в лото, то, перевернув карточки, он сможет прочесть характеристику галогена и назвать его.
     Выполняют задание в парах.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Разъяснение домашнего задания
    П.13 упр.3 на стр.64
    
    8
    Рефлексия
    Осмысление результатов работы на уроке. Комментирова
    ние выставлен
    ных оценок.
    Что нового вы сегодня узнали на уроке?
    На все вопросы о галогенах мы получили ответ?
    Какие методы познания мы применили на уроке?
    
    
    
     

    Автор(ы): Литвинов Г. В.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.rtf

Презентация к уроку

Задания к уроку