Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок № 61 Спирты. Уксусная кислота

Текст урока

  • Конспект

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    Конспект урока
    I Орг. момент
    II Мотивация
    Учитель: Я предлагаю начать урок словами Льва Николаевича Толстого: «Вино губит
    телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство».
    О каком классе веществ идет речь? Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого? 
    Ученики:  Спирты
    Учитель: С давних пор люди использовали растения в качестве приправы для придания пище кислого вкуса. Для этого они использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, крапиву. В настоящее время мы не представляем себе процесс консервирования без этого вещества. 
    О каком веществе идет речь?
    Ученики: Уксусная кислота
    Учитель: Сформулируйте тему урока.
    Ученики: Спирты. Уксусная кислота.
    Учащиеся записывают в тетради тему урока.
    III  Актуализация знаний и умений
    Учитель: Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материла, я  предлагаю вам вспомнить предыдущий материал
    Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»
    1. Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.
    2. Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2.
    3. Основной представитель этого класса ацетилен.
    4. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
    5. Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.
    6. В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь.
    7. Один из важнейших представителей этого класса – этилен.
    8. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
    9. Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.
    10. Общая формула этих веществ CnH2n .
    11. Основным представителем этого класса является метан.
    12. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10.
    13. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
    14. Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
    15. При дегидрировании этого класса веществ получают алкины.
    16. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.
    17. Какому классу не характерна реакция присоединения.
    Учащиеся проводят взаимопроверку по эталону.
    IV Постановка учебной задачи
    Учитель: Ребята, а что бы вы хотели бы узнать о спиртах и уксусной кислоте (ответы учащихся).
    Сегодня на уроке мы постараемся узнать, что такое спирты и карбоновые кислоты, их физические и химические свойства, а  также какое влияние они оказывают на организма человека.
    V Освоение нового учебного материала
    Учитель: Попробуйте заменить атом водорода в молекуле метана сначала на гидроксильную группу, а потом на группу -COOH. Какие формулы у вас получились?
    Ученики: Формулы CH3OH и CH3COOH (записывают эти формулы на доске)
    Учитель: Как вы видите, в состав многих органических соединений помимо углерода и водорода входят атомы или группы атомов других элементов, которые определяют химические свойства вещества.
    	Группы атомов, которые обуславливают характерные химические свойства данных органических соединений, называют функциональными. (Записывают определение в тетрадь)
    Учитель: Назовите функциональные группы в молекулах метилового спирта и уксусной кислоты.
    Ученики: -OH и -СOOH
    Учитель: Попробуйте дать определение спиртам (ответы учащихся; сравнивают с определением в учебнике, записывают определение в тетрадь)
    Спирты, в которых одна группа -OH, называют одноатомными, а если несколько групп -OH, то многоатомными. Традиционно названия спиртов образуют от названий соответствующих предельных углеводородов путем замены суффикса -ан на -иловый с добавлением слова "спирт".
    CH3OH - метиловый спирт             C2H5OH - этиловый спирт
    Это бесцветные жидкости, имеют резкий запах, смешиваются с водой в любых соотношениях.
    Из многоатомных спиртов известен глицерин, молекула которого содержит 3 гидроксильных групп и является производным пропана.
    Задание: Составьте формулу глицерина, заменив атомы водорода в пропане на -OH группы. (Ученик выполняет у доски)
    Как и другие органические соединения спирты горят: C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O (записывают в тетради)
    Дифференцированное задание
    Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (Класс делится на 4 группы) Две группы изучают текст в учебнике о вредном влиянии спирта на организм человека и информационный лист, который у вас лежит на столах. Рисуют плакат на тему "Алкоголю стоп! Мы за здоровый образ жизни!" 
    	А две другие группы проводят лабораторный опыт (учебник с.228), где необходимо будет ответить на вопрос: обладает ли уксусная кислота  свойствами неорганических кислот?
    По истечении времени каждая группа отчитывается о проделанной работе, приводят необходимые уравнения реакций, делают выводы.
    VI Закрепление учебного материала
    Учитель: Решите тест и осуществите взаимопроверку
    1. Функциональная группа спиртов:
    1. –ОН
    2. –СОН
    3. –СООН
             4.    –С=О          
    2. Какое органическое соединение является гомологом этанола?
    1. СН4                                                 2. СН3ОН
              3. С6Н5ОН                                           4. С2Н4(ОН)2
    3. В результате горения этанола в кислороде образуется
    1. С и Н2О                                         2. СО и Н2О
              3. СО2 и Н2О                                      4. С2Н2 и Н2О
    4. Количество коэффициентов в уравнении реакции горения метанола равно:
             1) 4                                                      2) 5
             3) 6                                                      4) 7
    5. Глицерин имеет    ---  гидроксильные группы.
    6. Уксусная кислота не взаимодействует с:
       а) CH3OH        б) Al      в) Cu      г) NH3
    7. Реакция этерификации - это взаимодействие между:
    а) кислотой и спиртом                         в) кислотой и основанием
    б) кислотой и солью                            г) кислотой и металлом
    Учитель оглашает отметки за урок
    VII  Домашнее задание
     п.52, 53 упр. №2,3 с.229
    подготовить сообщение о применении спиртов и уксусной кислоты
    VIII Рефлексия
    1. О каких органических веществах шла речь на уроке?
    2. Каков состав спиртов и уксусной кислоты?
    3. Какое агрегатное состояние не характерно для спиртов?
    4. Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков?
    5. На что влияет алкоголь в организме человека?
    6. Почему говорят, что алкоголь – «социальное зло»?
    7. Какой вред может причинить неумелое обращение в быту уксусная кислота?
    8. Помогут ли знания, полученные на уроке сохранить здоровье?
    Спасибо всем за урок. До свидания!
    
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc
  • Технологическая карта

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Кислородсодержащие органические соединения. (Спирты, уксусная кислота). Влияние на организм человека.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Данная тема является пятой в изучении раздела "Органические вещества" после изучения первоначальных сведений об алканах, алкенах и алкинах.
    Цель урока: сформировать первоначальные знания о спиртах, уксусной кислоте. 
    Задачи. 
    Образовательная: 
    - обеспечить усвоение знаний о классификации, составе и свойствах спиртов, а также уксусной кислоты их применении, воздействии на организм человека.
    Развивающая: 
    - формировать способность к самостоятельному приобретению знаний;
    - продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы; 
    -развивать политехнические навыки через ученический эксперимент; 
    - развивать мышление через установление причинно-следственных связей «строение – свойства – применение». 
    Воспитательная: 
    - формировать навыки здорового образа жизни и нравственно- этические нормы и правила поведения; 
    - развивать коммуникабельность, интерес к предмету. 
    Тип урока: комбинированный
    Планируемые результаты: 
    Предметные: давать определение «спирты», "карбоновые кислоты", распознавать их среди других веществ, составлять формулы, классифицировать, описывать физические и химические свойства.
    Метапредметные :
    регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
    коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;
    познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
    Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: информационный лист "Влияние алкоголя на организм человека", инструкция к выполнению лабораторного опыта
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя                     
     (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся
    Приветствуют учителя, настраиваются на работу
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство».
    Лев Николаевич Толстой
    О каком классе веществ идет речь? Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого? 
    С давних пор люди использовали растения в качестве приправы для придания пище кислого вкуса. Для этого они использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, крапиву. В настоящее время мы не представляем себе процесс консервирования без этого вещества. 
    О каком веществе идет речь?
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопросы 
    
    
    
    
    
    
    Формулируют тему урока.
    Записывают в тетради тему урока.
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»
    
    Выполняют химический диктант
    Учащиеся проводят взаимопроверку по эталону.
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности.
    Ребята, а что бы вы хотели бы узнать о спиртах и уксусной кислоте 
    Корректирует при необходимости цели и задачи урока
    Отвечают на вопросы
    Формулируют цели и задачи урока
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Попробуйте заменить атом водорода в молекуле метана сначала на гидроксильную группу, а потом на группу -COOH. Какие формулы у вас получились?
    Как вы видите, в состав многих органических соединений помимо углерода и водорода входят атомы или группы атомов других элементов, которые определяют химические свойства вещества.
    Дает определение "функциональная группа"	
    Назовите функциональные группы в молекулах метилового спирта и уксусной кислоты.
    Просит дать определение спиртам 
    
    Вводит понятие одноатомные и многоатомные спирты
    
    Задание: Составьте формулу глицерина, заменив атомы водорода в пропане на -OH группы. 
    Как и другие органические соединения спирты горят: 
    C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O 
    
    Предлагает выполнить дифференцированное задание. Организует работу в группах, делит класс на 4 группы
    Проводит инструктаж
    Контролирует работу учащихся, оказывает помощь
    Записывают формулы на доске CH3OH и CH3COOH 
    
    
    
    Записывают определение в тетрадь
    Сравнивают с определением в учебнике, записывают определение в тетрадь
    Учащиеся делают необходимые записи в тетрадях 
    
    Ученик выполняет у доски 
    Записывают в тетради 
    
    
    Две группы изучают текст в учебнике о вредном влиянии спирта на организм человека и информационный лист (Приложение), который лежит на столах. Рисуют плакат на тему "Алкоголю стоп! Мы за здоровый образ жизни!" 
    Две другие группы проводят лабораторный опыт (учебник с.228), отвечают на вопрос: обладает ли уксусная кислота  свойствами неорганических кислот?
    По истечении времени каждая группа отчитывается о проделанной работе, приводят необходимые уравнения реакций, делают выводы.
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
    Предлагает решить тест
    Оценивает работу учащихся на уроке
    Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
    Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение
    Записывают в тетради домашнее задание
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Фронтальный опрос
    1. О каких органических веществах шла речь на уроке?
    2. Каков состав спиртов и уксусной кислоты?
    3. Какое агрегатное состояние не характерно для спиртов?
    4. Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков?
    5. На что влияет алкоголь в организме человека?
    6. Почему говорят, что алкоголь – «социальное зло»?
    7. Какой вред может причинить неумелое обращение в быту уксусная кислота?
    8. Помогут ли знания, полученные на уроке сохранить здоровье?
    Спасибо всем за урок. До свидания!
    Беседа по вопросам
    Делают выводы
    
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docx

Задания к уроку