Логинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Конспект урока I Орг. момент II Мотивация Учитель: Я предлагаю начать урок словами Льва Николаевича Толстого: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство». О каком классе веществ идет речь? Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого? Ученики: Спирты Учитель: С давних пор люди использовали растения в качестве приправы для придания пище кислого вкуса. Для этого они использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, крапиву. В настоящее время мы не представляем себе процесс консервирования без этого вещества. О каком веществе идет речь? Ученики: Уксусная кислота Учитель: Сформулируйте тему урока. Ученики: Спирты. Уксусная кислота. Учащиеся записывают в тетради тему урока. III Актуализация знаний и умений Учитель: Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материла, я предлагаю вам вспомнить предыдущий материал Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов» 1. Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса. 2. Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2. 3. Основной представитель этого класса ацетилен. 4. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь. 5. Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2. 6. В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь. 7. Один из важнейших представителей этого класса – этилен. 8. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом. 9. Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения. 10. Общая формула этих веществ CnH2n . 11. Основным представителем этого класса является метан. 12. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10. 13. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом. 14. Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов. 15. При дегидрировании этого класса веществ получают алкины. 16. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6. 17. Какому классу не характерна реакция присоединения. Учащиеся проводят взаимопроверку по эталону. IV Постановка учебной задачи Учитель: Ребята, а что бы вы хотели бы узнать о спиртах и уксусной кислоте (ответы учащихся). Сегодня на уроке мы постараемся узнать, что такое спирты и карбоновые кислоты, их физические и химические свойства, а также какое влияние они оказывают на организма человека. V Освоение нового учебного материала Учитель: Попробуйте заменить атом водорода в молекуле метана сначала на гидроксильную группу, а потом на группу -COOH. Какие формулы у вас получились? Ученики: Формулы CH3OH и CH3COOH (записывают эти формулы на доске) Учитель: Как вы видите, в состав многих органических соединений помимо углерода и водорода входят атомы или группы атомов других элементов, которые определяют химические свойства вещества. Группы атомов, которые обуславливают характерные химические свойства данных органических соединений, называют функциональными. (Записывают определение в тетрадь) Учитель: Назовите функциональные группы в молекулах метилового спирта и уксусной кислоты. Ученики: -OH и -СOOH Учитель: Попробуйте дать определение спиртам (ответы учащихся; сравнивают с определением в учебнике, записывают определение в тетрадь) Спирты, в которых одна группа -OH, называют одноатомными, а если несколько групп -OH, то многоатомными. Традиционно названия спиртов образуют от названий соответствующих предельных углеводородов путем замены суффикса -ан на -иловый с добавлением слова "спирт". CH3OH - метиловый спирт C2H5OH - этиловый спирт Это бесцветные жидкости, имеют резкий запах, смешиваются с водой в любых соотношениях. Из многоатомных спиртов известен глицерин, молекула которого содержит 3 гидроксильных групп и является производным пропана. Задание: Составьте формулу глицерина, заменив атомы водорода в пропане на -OH группы. (Ученик выполняет у доски) Как и другие органические соединения спирты горят: C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O (записывают в тетради) Дифференцированное задание Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (Класс делится на 4 группы) Две группы изучают текст в учебнике о вредном влиянии спирта на организм человека и информационный лист, который у вас лежит на столах. Рисуют плакат на тему "Алкоголю стоп! Мы за здоровый образ жизни!" А две другие группы проводят лабораторный опыт (учебник с.228), где необходимо будет ответить на вопрос: обладает ли уксусная кислота свойствами неорганических кислот? По истечении времени каждая группа отчитывается о проделанной работе, приводят необходимые уравнения реакций, делают выводы. VI Закрепление учебного материала Учитель: Решите тест и осуществите взаимопроверку 1. Функциональная группа спиртов: 1. –ОН 2. –СОН 3. –СООН 4. –С=О 2. Какое органическое соединение является гомологом этанола? 1. СН4 2. СН3ОН 3. С6Н5ОН 4. С2Н4(ОН)2 3. В результате горения этанола в кислороде образуется 1. С и Н2О 2. СО и Н2О 3. СО2 и Н2О 4. С2Н2 и Н2О 4. Количество коэффициентов в уравнении реакции горения метанола равно: 1) 4 2) 5 3) 6 4) 7 5. Глицерин имеет --- гидроксильные группы. 6. Уксусная кислота не взаимодействует с: а) CH3OH б) Al в) Cu г) NH3 7. Реакция этерификации - это взаимодействие между: а) кислотой и спиртом в) кислотой и основанием б) кислотой и солью г) кислотой и металлом Учитель оглашает отметки за урок VII Домашнее задание п.52, 53 упр. №2,3 с.229 подготовить сообщение о применении спиртов и уксусной кислоты VIII Рефлексия 1. О каких органических веществах шла речь на уроке? 2. Каков состав спиртов и уксусной кислоты? 3. Какое агрегатное состояние не характерно для спиртов? 4. Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков? 5. На что влияет алкоголь в организме человека? 6. Почему говорят, что алкоголь – «социальное зло»? 7. Какой вред может причинить неумелое обращение в быту уксусная кислота? 8. Помогут ли знания, полученные на уроке сохранить здоровье? Спасибо всем за урок. До свидания!
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docЛогинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: Кислородсодержащие органические соединения. (Спирты, уксусная кислота). Влияние на организм человека. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Данная тема является пятой в изучении раздела "Органические вещества" после изучения первоначальных сведений об алканах, алкенах и алкинах. Цель урока: сформировать первоначальные знания о спиртах, уксусной кислоте. Задачи. Образовательная: - обеспечить усвоение знаний о классификации, составе и свойствах спиртов, а также уксусной кислоты их применении, воздействии на организм человека. Развивающая: - формировать способность к самостоятельному приобретению знаний; - продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы; -развивать политехнические навыки через ученический эксперимент; - развивать мышление через установление причинно-следственных связей «строение – свойства – применение». Воспитательная: - формировать навыки здорового образа жизни и нравственно- этические нормы и правила поведения; - развивать коммуникабельность, интерес к предмету. Тип урока: комбинированный Планируемые результаты: Предметные: давать определение «спирты», "карбоновые кислоты", распознавать их среди других веществ, составлять формулы, классифицировать, описывать физические и химические свойства. Метапредметные : регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки; коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью; познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: информационный лист "Влияние алкоголя на организм человека", инструкция к выполнению лабораторного опыта № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся Приветствуют учителя, настраиваются на работу 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство». Лев Николаевич Толстой О каком классе веществ идет речь? Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого? С давних пор люди использовали растения в качестве приправы для придания пище кислого вкуса. Для этого они использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, крапиву. В настоящее время мы не представляем себе процесс консервирования без этого вещества. О каком веществе идет речь? Отвечают на вопросы Формулируют тему урока. Записывают в тетради тему урока. 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов» Выполняют химический диктант Учащиеся проводят взаимопроверку по эталону. 4 Постановка учебной задачи Постановка целей учебной деятельности. Ребята, а что бы вы хотели бы узнать о спиртах и уксусной кислоте Корректирует при необходимости цели и задачи урока Отвечают на вопросы Формулируют цели и задачи урока 5 Освоение нового учебного материала Освоение новых знаний и умений Попробуйте заменить атом водорода в молекуле метана сначала на гидроксильную группу, а потом на группу -COOH. Какие формулы у вас получились? Как вы видите, в состав многих органических соединений помимо углерода и водорода входят атомы или группы атомов других элементов, которые определяют химические свойства вещества. Дает определение "функциональная группа" Назовите функциональные группы в молекулах метилового спирта и уксусной кислоты. Просит дать определение спиртам Вводит понятие одноатомные и многоатомные спирты Задание: Составьте формулу глицерина, заменив атомы водорода в пропане на -OH группы. Как и другие органические соединения спирты горят: C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O Предлагает выполнить дифференцированное задание. Организует работу в группах, делит класс на 4 группы Проводит инструктаж Контролирует работу учащихся, оказывает помощь Записывают формулы на доске CH3OH и CH3COOH Записывают определение в тетрадь Сравнивают с определением в учебнике, записывают определение в тетрадь Учащиеся делают необходимые записи в тетрадях Ученик выполняет у доски Записывают в тетради Две группы изучают текст в учебнике о вредном влиянии спирта на организм человека и информационный лист (Приложение), который лежит на столах. Рисуют плакат на тему "Алкоголю стоп! Мы за здоровый образ жизни!" Две другие группы проводят лабораторный опыт (учебник с.228), отвечают на вопрос: обладает ли уксусная кислота свойствами неорганических кислот? По истечении времени каждая группа отчитывается о проделанной работе, приводят необходимые уравнения реакций, делают выводы. 6 Закрепление учебного материала Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Предлагает решить тест Оценивает работу учащихся на уроке Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение Записывают в тетради домашнее задание 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Фронтальный опрос 1. О каких органических веществах шла речь на уроке? 2. Каков состав спиртов и уксусной кислоты? 3. Какое агрегатное состояние не характерно для спиртов? 4. Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков? 5. На что влияет алкоголь в организме человека? 6. Почему говорят, что алкоголь – «социальное зло»? 7. Какой вред может причинить неумелое обращение в быту уксусная кислота? 8. Помогут ли знания, полученные на уроке сохранить здоровье? Спасибо всем за урок. До свидания! Беседа по вопросам Делают выводы
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docxАвтор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx