Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок № 59 Непредельные углеводороды - алкены, алкины

Текст урока

  • Конспект

     Белькова Татьяна Николаевна
    учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Непредельные углеводороды – алкены и алкины 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
    Место уроков в системе уроков по теме: третий урок в разделе «Органические соединения»
    Цельурока: организация деятельности учащихся, направленной на прочное усвоение знаний по непредельным углеводородам.
    Задачи урока
    Образовательные:  
    Познакомить учащихся с общей формулой, правилами, изомерией, номенклатурой непредельных углеводородов, рассмотреть свойства и их применение .
    Развивающие:  создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение  работать с текстом учебника и другими источниками информации, выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
    Воспитательные: Продолжить формирование химической картины мира, умение рационально оценивать ответы товарищей, самокритичность, аккуратность.
    Тип урока: комбинированный
    Планируемые результаты: Получить общее представление о непредельных углеводородах. Знать физические свойства,  основные области применения алкенов, алкинов.
    Уметь давать названия непредельным углеводородам. Уметь составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ на примере этана, ацетилена. Выявлять причинно-следственные связи, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя 
     (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
    Приветствуют учителя
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Сегодня нам предстоит расширить наши знания об органических веществах- тех, которые мы «носим, которые входят в состав вполне привычных для нас веществ (авторучка, все изделия из пластмасс...).
    Тема нашего сегодняшнего урока пока не определена. Мы назовем ее попозже.
    
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    А пока я предлагаю вам выполнить химический диктант (на столах находятся карточки с текстом):
    а) Углеводороды, в молекуле которых все связи одинарные называются ……
    б) Вещества, которые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся по строению  - …….
    в) Вещество, в молекуле которого 4 атома углерода и 10 атомов водорода - …..
    г) Газ, основной компонент того, который мы используем для обогрева жилища  …..
    д) Гомологи – это……
    ж) Атом, обязательный компонент органического вещества …..
    
    Чтобы определить тему урока учитель предлагает задание «Найди лишнее»
    
    
    
    
    
    Учитель озвучивает тему урока.
    Ученики выполняют химический диктант и осуществляют самопроверку (ответы на доске)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работают по вариантам.
    1 вариант: СН4,С2Н6, С5Н12, С2Н4
    2 вариант: СН4,С2Н6, С2Н2, С3Н8
    Определяют отличие «лишнего» вещества.
    Записывают тему урока в тетрадь
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности.
    Что вы  хотите узнать об этих веществах? 
    Учитель, обобщая ответы учащихся, вместе формулирует план и цели урока.
    Отвечают на вопрос
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Применяя уже полученные раннее знания об алканах, попробуйте  самостоятельно  заполнить таблицу
    класс
    алкан
    алкен
    алкин
    формула
    C2Н6
    C2Н4
    C2Н2
    Структурная формула
    
    
    
    название
    
    
    
    Общая формула
    
    
    
    Формула гомолога
    
    С3Н…
    С5Н….
    
    Какие же углеводороды мы называем непредельными?
    
    Вспомним, что такое изомеры?
    
    Задание: Составьте структурную формулу алкена разветвленного строения состава С5Н10 (1 вариант)  и алкина разветвленного строения состава С6Н10 (2 вариант) и пользуясь алгоритмом дайте названия полученным веществам.
    
    
    
    
    
    Учитель контролирует, при необходимости корректирует работу учащихся.
    
    
    
    
    
    
    
    Используя текст учебника и дополнительный материал охарактеризуйте физические  и химические свойства алкенов и алкинов и ответьте на вопросы:
    -Какой тип реакции характерен для непредельных УГВ?
    - В чем предельные и непредельные УГВ сходны между собой и чем отличаются?
    Непредельные УГВ имеют широкий спектр применения. 
    Учитель предлагает послушать еще одно выступление о вреде и пользе ПВХ.
    
    Заполняют таблицу, комментируют. Работают в парах.
    В ходе работы выводят общую формулу гомологического ряда, дают названия веществам, делают вывод о наличии кратных связей. 
    
    
    Дают определение и записывают его в тетрадь.
    Отвечают на вопрос.
    2 человека работают у доски, остальные на местах.
    Алгоритм:
    -выберите самую длинную углеродную цепь с кратной связью.
    -пронумеруйте  ее с того края, где ближе находится кратная связь.
    -цифрой укажите номер атома углерода, где находится радикал.
    - назовите радикал.
    -назовите  углеводород по главной цепочке, цифрой укажите  положение кратной связи.
    Взаимопроверка
    
    Работа в группе. Работают с текстом, записывают необходимые уравнения реакций, комментируют свои ответы.
    
    
    
    
    Сообщение ученика о применении непредельных углеводородов.
    Выступление ученика.
    Ученики обсуждают услышанное , делают вывод о том, что ПВХ является ценным продуктом химической промышленности, но при утилизации этого полимера следует соблюдать определенные меры безопасности. Сжигать его нельзя
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
    Предлагает выполнить тест
    Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет отметки
    
    Самопроверка учащихся теста.
    
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
    Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение
    Записывают домашнее задание в тетради
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    1. Сегодня на уроке Я узнал(а)…
    2. Для меня самым сложным на уроке было…
    3. Я сам(сама) могу сделать….
    4. Урок мне понравился/нет, так как…
    5. Кто может утвердительно ответить на вопрос: «Я могу самостоятельно изучать химию без помощи учителя!»
    Высказывают свое мнение, оценивают результаты своей деятельности.
    
     

    Автор(ы): Белькова Т. Н.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку