Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок № 58 Предельные углеводороды - алканы

Текст урока

  • Конспект

     Белькова Татьяна Николаевна
    учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Предельные углеводороды – алканы (токсичные, горючие и взрывоопасные вещества)
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
    Место уроков в системе уроков по теме: второй урок в разделе «Органические соединения»
    Цельурока: формирование представления о предельных углеводородах как классе органических соединений.
    Задачи урока
    Образовательные:  
    Дать понятия о гомологах, ознакомить с правилами составления названий органических  соединений по систематической номенклатуре.
    Рассмотреть химические и физические свойства алканов, показать взаимосвязь между строением и свойствами.
    Познакомить с основными областями применения насыщенных углеводородов.
    Развивающие:  создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение  работать с текстом учебника и другими источниками информации, выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
    Воспитательные: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию экологической культуры личности. Создать условия для проявления самостоятельности, для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать,  общаться в группе.
    Тип урока: комбинированный
    Планируемые результаты: Получить общее представление о предельных углеводородах. Знать физические свойства,  нахождение в природе, основные области применения алканов.
    Уметь давать названия предельным углеводородам. Уметь составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ на примере метана. Выявлять причинно-следственные связи, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  набор шаростержневых моделей,  таблица «Алканы», карточки – задания.
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
    Приветствуют учителя
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Постановка  проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан.
    «Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?»
    Решают расчетную задачу, определяют вещество.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Записывают тему урока в тетрадь
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Фронтальная беседа:
    Что такое органическая химия?
    Каковы особенности органических веществ?
    Каким общим свойством обладают органические вещества?
    Какие вещества мы называем углеводородами?
    Учитель уточняет метан относится к предельным углеводородам.
     Отвечают на вопросы учителя
    
    
    
    
    
    
    
    Отмечают, что формула вещества, полученного при решении задачи относится к углеводородам.
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности.
    Ребята, а что бы вы хотели бы узнать о предельных углеводородах.
    Корректирует при необходимости цели и задачи урока
    Отвечают на вопросы
    Формулируют цели и задачи урока
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Предлагает записать молекулярную, электронную и структурную формулу метана. Почему метан называют предельным? 
    Демонстрирует шаростержневую модель молекулы  метана.
    
    
    
    Учитель знакомит с первыми 10 представителями алканов и их названиями
    Раз, два, три, четыре, пятью
    Станем атомы считать.
    Учим новые слова:
    Мета — раз, а эта — два.
    Три — пропан, бутан - четыре,
    Все соседи по квартире.
    Вьется атомная лента,
    Номер пятый будет пента.
    Шесть — гексан, а семь -гептан.
    Углеводороды, по местам!
    А в октане, как в октаве,
    Восемь атомов в составе.
    Соответственно Закону,
    Атом девять значит нона.
    Наконец, как истукан,
    Возвышается декан!
    
    Учитель вводит понятие гомологи
    
    Задание: 1 уровень сложности
    1. Из перечисленных углеводородов выпишите формулы алканов: С3Н8, С3Н6, С10Н18, С11Н24, С6Н6, С12Н26, С2Н2, С9Н20.
    2 уровень сложности
    1.Составьте молекулярные формулы алканов: С4Н?,   С13Н?,  С20Н?, С?Н12, С?Н22, С?Н36,
    На прошлом уроке мы познакомились с изомерами. Что такое изомеры?
    Задание: составьте возможные структурные формулы веществ состава С5Н12
    Учитель знакомит с алгоритмом названия изомеров.
    
    А теперь предлагаю поработать в группах. Предлагает выполнить дифференцированное задание. 
    Даёт задания группам обучающихся по самостоятельной работе над блоком материала по теме урока. Организует работу групп. Контролирует и координирует работу групп.
    
    Выполняют задание 1 ученик доски, остальные в тетрадях. Делают вывод о насыщенности атома углерода. Дают определение предельным УГВ и сравнивают с определением в учебнике (стр. 216)
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Записывают в тетрадь, определяют общую формулу гомологического ряда.
    Работают самостоятельно на местах.
    
    
    Ученики отвечают на вопрос.
    Составляют формулы изомеров.
    Ученики записывают названия полученных изомеров.
    
    Объединяются в группы, определяют свою роль в группе, работают по карточке-заданию (Приложение №1), готовят презентацию результатов работы группы.
    По истечении времени каждая группа отчитывается о проделанной работе, приводят необходимые уравнения реакций, делают выводы.
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
    Предлагает выполнить задание №1 (Приложение №2)
    Задание №2 на местах (Приложение №2)
    У доски работает 1 ученик
    
    Выполняют все учащиеся, осуществляют взаимопроверку.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
    Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение
    п 49 № 1,3 с.219 или № 4 с.219 (на выбор)
    Творческое задание: составить ребус или кроссворд по теме: «Алканы», 
    
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Какова была тема  урока?
    Какие цели были поставлены, достигли ли мы поставленных целей?
    Благодарит всех за урок.
    Ребята высказывают свое отношение к уроку, оценивают свою деятельность на уроке.
    
     

    Автор(ы): Белькова Т. Н.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку