Белькова Татьяна Николаевна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: химия Класс: 9 УМК: Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Уровень обучения: базовый Тема урока: Предельные углеводороды – алканы (токсичные, горючие и взрывоопасные вещества) Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час. Место уроков в системе уроков по теме: второй урок в разделе «Органические соединения» Цельурока: формирование представления о предельных углеводородах как классе органических соединений. Задачи урока Образовательные: Дать понятия о гомологах, ознакомить с правилами составления названий органических соединений по систематической номенклатуре. Рассмотреть химические и физические свойства алканов, показать взаимосвязь между строением и свойствами. Познакомить с основными областями применения насыщенных углеводородов. Развивающие: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника и другими источниками информации, выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы. Воспитательные: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию экологической культуры личности. Создать условия для проявления самостоятельности, для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать, общаться в группе. Тип урока: комбинированный Планируемые результаты: Получить общее представление о предельных углеводородах. Знать физические свойства, нахождение в природе, основные области применения алканов. Уметь давать названия предельным углеводородам. Уметь составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ на примере метана. Выявлять причинно-следственные связи, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: набор шаростержневых моделей, таблица «Алканы», карточки – задания. Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Приветствуют учителя 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Постановка проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан. «Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?» Решают расчетную задачу, определяют вещество. Записывают тему урока в тетрадь 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Фронтальная беседа: Что такое органическая химия? Каковы особенности органических веществ? Каким общим свойством обладают органические вещества? Какие вещества мы называем углеводородами? Учитель уточняет метан относится к предельным углеводородам. Отвечают на вопросы учителя Отмечают, что формула вещества, полученного при решении задачи относится к углеводородам. 4 Постановка учебной задачи Постановка целей учебной деятельности. Ребята, а что бы вы хотели бы узнать о предельных углеводородах. Корректирует при необходимости цели и задачи урока Отвечают на вопросы Формулируют цели и задачи урока 5 Освоение нового учебного материала Освоение новых знаний и умений Предлагает записать молекулярную, электронную и структурную формулу метана. Почему метан называют предельным? Демонстрирует шаростержневую модель молекулы метана. Учитель знакомит с первыми 10 представителями алканов и их названиями Раз, два, три, четыре, пятью Станем атомы считать. Учим новые слова: Мета — раз, а эта — два. Три — пропан, бутан - четыре, Все соседи по квартире. Вьется атомная лента, Номер пятый будет пента. Шесть — гексан, а семь -гептан. Углеводороды, по местам! А в октане, как в октаве, Восемь атомов в составе. Соответственно Закону, Атом девять значит нона. Наконец, как истукан, Возвышается декан! Учитель вводит понятие гомологи Задание: 1 уровень сложности 1. Из перечисленных углеводородов выпишите формулы алканов: С3Н8, С3Н6, С10Н18, С11Н24, С6Н6, С12Н26, С2Н2, С9Н20. 2 уровень сложности 1.Составьте молекулярные формулы алканов: С4Н?, С13Н?, С20Н?, С?Н12, С?Н22, С?Н36, На прошлом уроке мы познакомились с изомерами. Что такое изомеры? Задание: составьте возможные структурные формулы веществ состава С5Н12 Учитель знакомит с алгоритмом названия изомеров. А теперь предлагаю поработать в группах. Предлагает выполнить дифференцированное задание. Даёт задания группам обучающихся по самостоятельной работе над блоком материала по теме урока. Организует работу групп. Контролирует и координирует работу групп. Выполняют задание 1 ученик доски, остальные в тетрадях. Делают вывод о насыщенности атома углерода. Дают определение предельным УГВ и сравнивают с определением в учебнике (стр. 216) Записывают в тетрадь, определяют общую формулу гомологического ряда. Работают самостоятельно на местах. Ученики отвечают на вопрос. Составляют формулы изомеров. Ученики записывают названия полученных изомеров. Объединяются в группы, определяют свою роль в группе, работают по карточке-заданию (Приложение №1), готовят презентацию результатов работы группы. По истечении времени каждая группа отчитывается о проделанной работе, приводят необходимые уравнения реакций, делают выводы. 6 Закрепление учебного материала Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Предлагает выполнить задание №1 (Приложение №2) Задание №2 на местах (Приложение №2) У доски работает 1 ученик Выполняют все учащиеся, осуществляют взаимопроверку. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение п 49 № 1,3 с.219 или № 4 с.219 (на выбор) Творческое задание: составить ребус или кроссворд по теме: «Алканы», 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Какова была тема урока? Какие цели были поставлены, достигли ли мы поставленных целей? Благодарит всех за урок. Ребята высказывают свое отношение к уроку, оценивают свою деятельность на уроке.
Автор(ы): Белькова Т. Н.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Белькова Т. Н.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx