Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 52 Железо

Текст урока

  • Конспект

     Сулейманов Артур Фаильевич
    учитель химии и биологии
    МОБУ "Никитинская средняя общеобразовательная школа"
    Саракташского района Оренбургской области
    Класс: «9»
    УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: «Железо»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11
    Место урока в системе уроков по теме: 7
    Цель урока: Сформировать понятие об особенностях строения атомов железа, химических свойствах простого вещества железа и его соединений.
    Задачи урока:
    Образовательные. 
    - Дать понятие о свойствах железа и его соединений.
    - Закрепить умение составлять уравнения химических реакций. 
    
    Воспитательные. 
    - Проиллюстрировать принцип познаваемости мира.
    - Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету.
    Развивающие. 
    - Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. 
    - Учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы.
    - Учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.
    Тип урока: Урок изучения нового материала.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И.Менделеева.
    
    Содержание:
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся
    (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе на уроке.
    Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
    Осознанное самоопределения в учебной деятельности.
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности.
    Учитель: в черном ящике «тема урока»
    Этот металл
    На Землю метеоритом упал,
    Из руды его человек получает,
    В сталь и чугун превращает.
    Что в «Черном ящике» (железный гвоздь)?
    Что же будем изучать исходя из загадки? 
    
    
    
    
    
    - Железо.
    - Элемент «железо», его нахождение в природе.
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности.
    Учитель: - Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с какими металлами?
    - Какой из щелочных металлов самый активный?
    - Почему щелочные металлы хранят под керосином?
    - Какой металл, не смотря на то, что не является столь активным как щелочные, всё же очень часто подвергается коррозии? 
    
    - Со щелочными металлами.
    
    
    - Потому-что, они очень активно взаимодействуют с водой.
    - Железо.
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
    Химический элемент «железо» является представителем побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. В чем же особенность строения атома этого элемента?
    Для выяснения этого момента давайте (устно) выполним задание:
    1. Назовите зашифрованные металлы.
    2. Определите, какие данные отражают строение атомов побочных подгрупп.
    2, 8, 2 - 1s22s22p63s2
    2, 8, 13, 2 - 1s22s22p63s23p64s23d5
    2, 8, 9, 2 - 1s22s22p63s23p64s23d1
    2, 8, 8, 1 - 1s22s22p63s23p64s1
    Железо – второй по распространённости металл после алюминия. Наиболее важные природные соединения лимонит Fe2O3*nH2O, красный железняк Fe2O3, магнитный железняк Fe3O4, серный колчедан
    (пирит) FeS2.
    Соединения железа входят в состав живых организмов.
    Железо получают пирометаллургическим способом:
    2Fe2O3 + 3C = 4Fe + 3CO2
    Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2
    Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
    Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3
    Физические свойства:
    Железо серебристо-белого цвета, пластичный и ковкий. Плотность железа 7,87 г/см3,  температура плавления 1539 0С.
    Железо обладает магнитными свойствами.
    Химические свойства:
    - взаимодействует с кислородом:
    4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
    - с активными неметаллами (фтор, бром, хлор):
    2Fe + 3Cl2 = 2Fe+3Cl3
    - с серой:
    Fe + S = F+2S
    - реагирует с разбавленными серной и соляной кислотами:
    Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2      
    Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
    Концентрированные азотная и серная кислоты при обычной
    температуре пассивируют железо.
    Железо вытесняет (восстанавливает) металлы, которые в ряду
    активности стоят правее него, из растворов их солей:
    Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
    Fe + Cu2+ = Fe2+ + Cu
    1. Mg, Mn, Sc, K.
    2. У представителей побочных подгрупп периодической системы Д.И. Менделеева заполняется предвнешний энергетический уровень. Валентные электроны располагаются на внешнем и предвнешнем энергетических уровнях.
    
    
    
    
    Учащиеся записывают в тетрадях.
    5
    Первичная проверка понимания
    Выявление качества знаний.
    Задача: Не так давно в Моравском музее г. Брно появился новый экспонат – небольшой топор, найденный археологами при раскопках древнего поселения Мстенице, относящегося к раннему средневековью. Масса топора – 6 кг. Оказалось, что в отличие от других железных изделий, найденных при раскопках, топор изготовлен из природно-легированного железа, содержащего 2,8% никеля и 0,6% кобальта. Такой состав свидетельствует о небесном происхождении материала, которым воспользовался средневековый мастер из Мстенице. Сколько килограммов железа в этом топоре?
    К доске выходит ученик (по желанию) и решает задачу.
    
    ? Для борьбы с вредителями садовых деревьев применяют раствор медного купороса (CuSO4). Можно ли готовить и хранить раствор медного купороса в железном ведре?
    
    Решение:
    l) m(Ni) = 0,028•6 = 0,168 кг;
    2) m(Со) = 0,006•6 = 0,036 кг;
    3) m(Fe) = 6 – (0,168 + 0,036) = 6 – 0,204 = 5,796 (кг).
    Ответ: железа в топоре было 5,796 (кг).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    - Нет. Между раствором медного купороса и железным ведром будет идти реакция.
    6
    Первичное закрепление
    Организовать первичное закрепление знаний.
     ?  При определенных условиях реагирует железо:
    1. вода
    2. водород
    3. кислород
    4. галогены
    5. цинк
    6. кислота
    7. соль
    Ответ: 1, 3, 4, 6, 7.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения.
    §45, задания   1-2
    Записывают домашнее задание.
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Прием «комплимент»
    Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
    
    
     

    Автор(ы): Сулейманов А. Ф.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx