Сулейманов Артур Фаильевич учитель химии и биологии МОБУ "Никитинская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Класс: «9» УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: «Железо» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11 Место урока в системе уроков по теме: 7 Цель урока: Сформировать понятие об особенностях строения атомов железа, химических свойствах простого вещества железа и его соединений. Задачи урока: Образовательные. - Дать понятие о свойствах железа и его соединений. - Закрепить умение составлять уравнения химических реакций. Воспитательные. - Проиллюстрировать принцип познаваемости мира. - Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету. Развивающие. - Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. - Учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы. - Учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность. Тип урока: Урок изучения нового материала. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И.Менделеева. Содержание: № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих. Осознанное самоопределения в учебной деятельности. 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности. Учитель: в черном ящике «тема урока» Этот металл На Землю метеоритом упал, Из руды его человек получает, В сталь и чугун превращает. Что в «Черном ящике» (железный гвоздь)? Что же будем изучать исходя из загадки? - Железо. - Элемент «железо», его нахождение в природе. 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности. Учитель: - Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с какими металлами? - Какой из щелочных металлов самый активный? - Почему щелочные металлы хранят под керосином? - Какой металл, не смотря на то, что не является столь активным как щелочные, всё же очень часто подвергается коррозии? - Со щелочными металлами. - Потому-что, они очень активно взаимодействуют с водой. - Железо. 4 Первичное усвоение новых знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Химический элемент «железо» является представителем побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. В чем же особенность строения атома этого элемента? Для выяснения этого момента давайте (устно) выполним задание: 1. Назовите зашифрованные металлы. 2. Определите, какие данные отражают строение атомов побочных подгрупп. 2, 8, 2 - 1s22s22p63s2 2, 8, 13, 2 - 1s22s22p63s23p64s23d5 2, 8, 9, 2 - 1s22s22p63s23p64s23d1 2, 8, 8, 1 - 1s22s22p63s23p64s1 Железо – второй по распространённости металл после алюминия. Наиболее важные природные соединения лимонит Fe2O3*nH2O, красный железняк Fe2O3, магнитный железняк Fe3O4, серный колчедан (пирит) FeS2. Соединения железа входят в состав живых организмов. Железо получают пирометаллургическим способом: 2Fe2O3 + 3C = 4Fe + 3CO2 Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2 Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3 Физические свойства: Железо серебристо-белого цвета, пластичный и ковкий. Плотность железа 7,87 г/см3, температура плавления 1539 0С. Железо обладает магнитными свойствами. Химические свойства: - взаимодействует с кислородом: 4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 - с активными неметаллами (фтор, бром, хлор): 2Fe + 3Cl2 = 2Fe+3Cl3 - с серой: Fe + S = F+2S - реагирует с разбавленными серной и соляной кислотами: Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 Концентрированные азотная и серная кислоты при обычной температуре пассивируют железо. Железо вытесняет (восстанавливает) металлы, которые в ряду активности стоят правее него, из растворов их солей: Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu Fe + Cu2+ = Fe2+ + Cu 1. Mg, Mn, Sc, K. 2. У представителей побочных подгрупп периодической системы Д.И. Менделеева заполняется предвнешний энергетический уровень. Валентные электроны располагаются на внешнем и предвнешнем энергетических уровнях. Учащиеся записывают в тетрадях. 5 Первичная проверка понимания Выявление качества знаний. Задача: Не так давно в Моравском музее г. Брно появился новый экспонат – небольшой топор, найденный археологами при раскопках древнего поселения Мстенице, относящегося к раннему средневековью. Масса топора – 6 кг. Оказалось, что в отличие от других железных изделий, найденных при раскопках, топор изготовлен из природно-легированного железа, содержащего 2,8% никеля и 0,6% кобальта. Такой состав свидетельствует о небесном происхождении материала, которым воспользовался средневековый мастер из Мстенице. Сколько килограммов железа в этом топоре? К доске выходит ученик (по желанию) и решает задачу. ? Для борьбы с вредителями садовых деревьев применяют раствор медного купороса (CuSO4). Можно ли готовить и хранить раствор медного купороса в железном ведре? Решение: l) m(Ni) = 0,028•6 = 0,168 кг; 2) m(Со) = 0,006•6 = 0,036 кг; 3) m(Fe) = 6 – (0,168 + 0,036) = 6 – 0,204 = 5,796 (кг). Ответ: железа в топоре было 5,796 (кг). - Нет. Между раствором медного купороса и железным ведром будет идти реакция. 6 Первичное закрепление Организовать первичное закрепление знаний. ? При определенных условиях реагирует железо: 1. вода 2. водород 3. кислород 4. галогены 5. цинк 6. кислота 7. соль Ответ: 1, 3, 4, 6, 7. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения. §45, задания 1-2 Записывают домашнее задание. 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Прием «комплимент» Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Автор(ы): Сулейманов А. Ф.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx