Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 30 Итоговый урок по темам "Галогены, скорость химических реакций и их классификаций", "Подгруппа кислорода"

Текст урока

  • Конспект

     Столбоушкина Ольга Алексеевна
    учитель химии и биологии 
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
    "Гавриловская средняя общеобразовательная школа"  
    Саракташского района Оренбургской области
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК:Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С.  Химия 9 класс. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:Итоговый урок по темам «Галогены», «Скорость химических  реакций и их классификаций», «Подгруппа кислорода»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1час
    Место урока в системе уроков по теме: 13
    Цель урока:
    – образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о  скорости химических реакций строении атомов неметаллов, свойствах неметаллов и их соединений, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; рассмотреть значение неметаллов в жизни человека.
    – развивающая: развивать логическое мышление, способность обобщать, речь, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;
    – воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы.
    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
    Планируемые результаты:
    Техническое обеспечение урока:компьютер, мультимедийный проектор, таблица для заполнения, карточки для учащихся четырех групп, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.  И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская .Химия 9 класс. Москва. Оникс. Мир и образование. 2012.
    2. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская. Самостоятельные работы по химии 9 класс.Москва.» Оникс 21 век», « Мир и образование». 2012.
    3. Н.П. Гаврусейко Проверочные работы по неорганической химии 9 класс. Москва. «Просвещение». 1990.
    4. А. М. Радецкий Проверочные работы по химии 8-11. Москва. «Просвещение». 2000.
    5. Р.П. Суровцева Методика подготовки и проведения зачетов по химии 8-10 классы. ТОО «Перспективы образования». 1997.
    6. Приложение к газете «Первое сентября». Москва. Издательский дом «Первое сентября». 2009.
    
    
    Содержание урока 
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся;обеспечение нормальной обстановки на уроке.
    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
    Готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
    
    2
    Мотивация учебной деятельности 
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока, используя игровой момент «Угадай вещество», к самостоятельному определению и постановке  целей урока. Обеспечивает мотивацию.
    
    Знаете ли вы, что:
    1) …алхимикам удалось получить серную кислоту еще в Х в. при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда и произошло историческое название купоросное масло.
    2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров – вода – горит в струе фтора светло-фиолетовым пламенем;
    3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана»;
    Задание 4
    Учитель загадывает загадки. Право отвечать первым дается тому, кто быстрее поднимет руку.
    1) Джозеф Пристли как-то раз,
    Окись ртути нагревая,
    Обнаружил странный газ.
    Газ без цвета, без названья,
    Ярче в нем горит свеча,
    Угадайте Вы меня! (Кислород)
    
    2) Тяжелый, жидкий и пахучий,
    Подвижный, сильно ядовит.
    Удушлив и весьма летучий
    Сквозь поры пробки он летит.
    Лечебным действием заметен
    И всем известен потому. (Бром.)
    
    3) Гулять в грозу - какой резон?
    Подышим воздухом, дружище.
    В природе словно стало чище,
    Повсюду в воздухе ... (Озон.)
    
    Определяют загаданное вещество, определяют цели урока.
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Организует работу по актуализации опорных знаний и умений.
    
    Вспомните,условия, влияющие на скорость химической реакции.
    Проверим наши знания в игре:
    Если я назову фактор, влияющий на скорость реакции, то вы хлопаете в ладоши: температура, ветер, количество веществ,климат, вода, концентрация веществ,объем, катализатор, масса,площадь поверхности, природа веществ, электрический ток.
     С наибольшей скоростью при комнатной температуре реагируют:
    CuSO4(тв)  и  Fe (порошок)
    CuSO4(тв)  и  Fe (гвоздь)
    CuSO4(р-р)  и  Fe (порошок)
    CuSO4(р-р)  и  Fe (гвоздь)
    Предлагает выполнить тест (приложение 1)
    Активно включаются в мыслительную деятельность, используя имеющиеся знания, пишут самостоятельную работу
    Закрепляют знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций: определяют верный фактор хлопком в ладоши.
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопрос.
    Выполняют тест.
    Взаимопроверка по шаблону.
    4
    Обобщение и систематизация знаний
    закрепление нового знания и умения при решении типовых задач.
    Учащиеся класса разбиваются на 4 группы для работы над учебным материалом.
    Учитель предлагает вспомнить строение галогенов и выводит на экран задание (слайды 4-5):
    
    Разбиваются на группы.
    Отвечают на вопросы.
    Обсуждение результатов.
    Проверка.
    5
    Применение знаний и умений в новой ситуации
    Проводит работу по определению усвоения изученного материала.
    
    
    Задание 2
    Учитель зачитывает определения, относящиеся к загаданному химическому элементу неметаллу. 
    Задание для группы №1
    - Его простое вещество называют всесъедающим.
    - Он обладает высокой химической активностью.
    - Его соединения входят в состав зубных паст.
    - Он входит в состав фреона.
    -Его находят в тефлоновых покрытиях.
    О т в е т. Фтор
    Задание для группы №2
    - Это распространенный неметалл.
    - Его атомы входят в состав белков.
    - Простое вещество горит синеватым пламенем.
    - Используют в производстве резины.
    -Используют в производстве спичек.
    О т в е т. Сера
    Задание для группы №3
    - Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
    - Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
    - Простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
    - Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
    - Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
    О т в е т. Хлор
    Осуществите превращения:
    H2S → SО2 → Na2SO3 → Na 2SO4
    
    Определяют вещества.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Выполняют упражнения в тетрадях и у доски
    6
    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
    Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач Индивидуальная работа над допущенными ошибками.
    Предлагает выполнить работу по карточкам в группах (Приложение 2) Ребята, для закрепления нашей темы, я предлагаю вам выполнить в группах следующие задания:
    Каждому учащемуся раздаются карточки с заданиями, а консультанту карта для выставления оценок.
    Выполняют задания.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
    Дает информацию о домашнем задании. Обеспечивает понимание цели и содержания его выполнения.
    Подготовка к контрольной работе
    Повторить п.13-26
    
    Записывают домашнее задание в дневник и осмысливают его.
    
    
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности.
    Создает условия для оценки деятельности на уроке.
    Оценивают свою деятельность на уроке.
    
    
    Приложение 2.
    Индивидуально-групповая работа по карточкам.
    В группу входят 4 человека: один слабоуспевающий, два средних ученика и сильный ученик (консультант) – ассистент учителя (могут быть другие варианты создания групп, в зависимости от индивидуальности класса). Сильный ученик является консультантом и работает со слабым учеником (выполняют 1-3 задания из карточки),  средние ученики решают задания 4,5,6 самостоятельно, если нужно советуясь с консультантом. Консультант должен выставить оценки в карту за соответствующие задания, и вывести общую оценку. Карта сдается учителю в конце урока. 
    Такая работа очень эффективна. При этом очень важно соблюдать принцип совместимости  в работе. Ассистентом обычно выбирают авторитетного, справедливого ученика, интересующегося химией. При такой работе прослеживается взаимосвязь учитель–ученик, ученик-ученик и главное взаимодоверие. Дифференцированный подход к обучению, позволяет активизировать деятельность абсолютно всех учащихся в классе, каждый получает задания, которые он сможет выполнить и не чувствовать себя не нужным, не задействованным. Учащиеся выполняют задания в группах, проявляя собственные способности и возможности. Результатом данной работы является формирование сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.     
    Учитель. Ребята, для закрепления нашей темы, я предлагаю вам выполнить в группах следующие задания:
    Каждому учащемуся раздаются карточки с заданиями, а консультанту карта для выставления оценок.
    
                                           Образец карты.
    Ф.И. ассистента _________________________________  класс _______________
    Название темы ______________________________________________________
    
    № п/п
    Ф.И. опрашиваемого
    Оценка  за вопрос из карточки 
    
    
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    Итог
    1.
    
    
    
    
    
    
    
    
    2.
    
    
    
    
    
    
    
    
    3.
    
    
    
    
    
    
    
    
    4.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                            Образец карточки.
    Задание 1. Опишите физические свойства озона. 
    
    Задание 2. Что такое индикатор? Какие индикаторы ты знаешь? Какую окраску будут иметь индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде?
    
    Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, указать тип реакции (соединения, разложения, замещения, обмена).
    Al + S = Al2S3                                                        K2S + PbCl2 = PbS + KCl
    Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2                      CaCO3t= CaO + CO2
    
    Задание 4. Осуществить превращения: 
    O2 --1- SO2 --2- SO3 -3-- H2SO4 --4- Na2SO4 
    Для реакции 1 составьте электронный баланс, для реакции 4 полное и сокращенное ионные уравнения реакций. 
    
    Задание 5. Получите серную кислоту из сероводорода, укажите условия протекания реакций.
    
    Задание 6. Закончите уравнения реакций:
    H2S + O2 =                                                 SO2 + O2 =
    SO3 + NaOH =                                           Na2S + Br2 =
    K2SO4 + Ba(OH)2 =                                   SO2 + H2O =
    
    
     

    Автор(ы): Столбоушкина О. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx
  • Приложение 1

          Приложение 1.   
    Тест  по химии Скорость химической реакции 
    Скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов
    1. Скорость гомогенной химической реакции пропорциональна изменению
    1) концентрации вещества в единицу времени
    2) количества вещества в единице объёма
    3) массы вещества в единице объёма
    4) объёма вещества в ходе реакции
    2 Для увеличения скорости химической реакции
    2СО+O2=2CO + Q необходимо
    1) увеличить концентрацию оксида углерода (II)
    2) уменьшить концентрацию кислорода
    3) понизить давление
    4) понизить температуру
    3. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между
    1) Zn и HCl (1 % р-р)
    2) Zn и HCl (30 % р-р)
    3) Zn и HCl (10 % р-р)
    4) ZnCl2 (р-р) и AgNO3 (р-р)
    4. На скорость химической реакции между раствором серной кислоты и железомНе оказывает влияния
    1) концентрация кислоты
    2) измельчение железа
    3) температура реакции
    4) увеличение давления
    5. Для увеличения скорости взаимодействия железа с хлороводородной кислотой следует
    1) добавить ингибитор
    2) понизить температуру
    3) повысить давление
    4) увеличить концентрацию соляной кислоты HCl
    6. С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействуют
    1) азот и водород
    2) магний и вода
    3) раствор гидроксида натрия и соляная кислота
    4) сера и железо
    7. Оцените справедливость суждений о скорости химических реакций.
    А. При нагревании скорость одних реакций увеличивается, а скорость других – уменьшается.
    Б. Причиной увеличения скорости реакции при нагревании является увеличение частоты столкновений частиц.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    8. Оцените правильность утверждений.
    А. Катализатор – это вещество, которое увеличивает скорость химической реакции, но при этом не расходуется.
    Б. Увеличение давления реагирующих газов приводит к увеличению скорости реакции.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    9. Оцените правильность утверждений.
    А. При нагревании скорость многих реакций уменьшается.
    Б. Катализатор – это вещество, которое увеличивает скорость химической реакции, но само в ней не расходуется
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    10. Оцените справедливость суждений.
    А. Катализатор увеличивает скорость реакции, но не вызывает смещение химического равновесия..
    Б. Увеличение давления реагирующих газов приводит к увеличению скорости реакции.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    11. Какой металл реагирует с серной кислотой быстрее других?
    1)
    Zn
    2)
    Mg
    3)
    Fe
    4)
    Pb
    12. Реакция, скорость которой зависит от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, – это
    1) нейтрализация серной кислоты раствором гидроксида натрия
    2) горение водорода в кислороде
    3) взаимодействие растворов хлорида меди и гидроксида калия
    4) горение алюминия в кислороде
    Ответ: 1-1,  2-1, 3-4, 4-4, 5-4, 6-3,  7-2, ,8-3,    9-2,   10-3,  11-2, 12-4.
    
     

    Автор(ы): Столбоушкина О. А.

    Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docx