Столбоушкина Ольга Алексеевна учитель химии и биологии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Гавриловская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: химия Класс: 9 УМК:Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с. Уровень обучения: базовый Тема урока:Итоговый урок по темам «Галогены», «Скорость химических реакций и их классификаций», «Подгруппа кислорода» Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1час Место урока в системе уроков по теме: 13 Цель урока: – образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о скорости химических реакций строении атомов неметаллов, свойствах неметаллов и их соединений, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; рассмотреть значение неметаллов в жизни человека. – развивающая: развивать логическое мышление, способность обобщать, речь, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес; – воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Планируемые результаты: Техническое обеспечение урока:компьютер, мультимедийный проектор, таблица для заполнения, карточки для учащихся четырех групп, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская .Химия 9 класс. Москва. Оникс. Мир и образование. 2012. 2. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская. Самостоятельные работы по химии 9 класс.Москва.» Оникс 21 век», « Мир и образование». 2012. 3. Н.П. Гаврусейко Проверочные работы по неорганической химии 9 класс. Москва. «Просвещение». 1990. 4. А. М. Радецкий Проверочные работы по химии 8-11. Москва. «Просвещение». 2000. 5. Р.П. Суровцева Методика подготовки и проведения зачетов по химии 8-10 классы. ТОО «Перспективы образования». 1997. 6. Приложение к газете «Первое сентября». Москва. Издательский дом «Первое сентября». 2009. Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся;обеспечение нормальной обстановки на уроке. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока, используя игровой момент «Угадай вещество», к самостоятельному определению и постановке целей урока. Обеспечивает мотивацию. Знаете ли вы, что: 1) …алхимикам удалось получить серную кислоту еще в Х в. при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда и произошло историческое название купоросное масло. 2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров – вода – горит в струе фтора светло-фиолетовым пламенем; 3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана»; Задание 4 Учитель загадывает загадки. Право отвечать первым дается тому, кто быстрее поднимет руку. 1) Джозеф Пристли как-то раз, Окись ртути нагревая, Обнаружил странный газ. Газ без цвета, без названья, Ярче в нем горит свеча, Угадайте Вы меня! (Кислород) 2) Тяжелый, жидкий и пахучий, Подвижный, сильно ядовит. Удушлив и весьма летучий Сквозь поры пробки он летит. Лечебным действием заметен И всем известен потому. (Бром.) 3) Гулять в грозу - какой резон? Подышим воздухом, дружище. В природе словно стало чище, Повсюду в воздухе ... (Озон.) Определяют загаданное вещество, определяют цели урока. 3 Актуализация знаний и умений Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Организует работу по актуализации опорных знаний и умений. Вспомните,условия, влияющие на скорость химической реакции. Проверим наши знания в игре: Если я назову фактор, влияющий на скорость реакции, то вы хлопаете в ладоши: температура, ветер, количество веществ,климат, вода, концентрация веществ,объем, катализатор, масса,площадь поверхности, природа веществ, электрический ток. С наибольшей скоростью при комнатной температуре реагируют: CuSO4(тв) и Fe (порошок) CuSO4(тв) и Fe (гвоздь) CuSO4(р-р) и Fe (порошок) CuSO4(р-р) и Fe (гвоздь) Предлагает выполнить тест (приложение 1) Активно включаются в мыслительную деятельность, используя имеющиеся знания, пишут самостоятельную работу Закрепляют знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций: определяют верный фактор хлопком в ладоши. Отвечают на вопрос. Выполняют тест. Взаимопроверка по шаблону. 4 Обобщение и систематизация знаний закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. Учащиеся класса разбиваются на 4 группы для работы над учебным материалом. Учитель предлагает вспомнить строение галогенов и выводит на экран задание (слайды 4-5): Разбиваются на группы. Отвечают на вопросы. Обсуждение результатов. Проверка. 5 Применение знаний и умений в новой ситуации Проводит работу по определению усвоения изученного материала. Задание 2 Учитель зачитывает определения, относящиеся к загаданному химическому элементу неметаллу. Задание для группы №1 - Его простое вещество называют всесъедающим. - Он обладает высокой химической активностью. - Его соединения входят в состав зубных паст. - Он входит в состав фреона. -Его находят в тефлоновых покрытиях. О т в е т. Фтор Задание для группы №2 - Это распространенный неметалл. - Его атомы входят в состав белков. - Простое вещество горит синеватым пламенем. - Используют в производстве резины. -Используют в производстве спичек. О т в е т. Сера Задание для группы №3 - Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. - Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов. - Простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей. - Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях. - Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. О т в е т. Хлор Осуществите превращения: H2S → SО2 → Na2SO3 → Na 2SO4 Определяют вещества. Выполняют упражнения в тетрадях и у доски 6 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач Индивидуальная работа над допущенными ошибками. Предлагает выполнить работу по карточкам в группах (Приложение 2) Ребята, для закрепления нашей темы, я предлагаю вам выполнить в группах следующие задания: Каждому учащемуся раздаются карточки с заданиями, а консультанту карта для выставления оценок. Выполняют задания. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Дает информацию о домашнем задании. Обеспечивает понимание цели и содержания его выполнения. Подготовка к контрольной работе Повторить п.13-26 Записывают домашнее задание в дневник и осмысливают его. 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности. Создает условия для оценки деятельности на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке. Приложение 2. Индивидуально-групповая работа по карточкам. В группу входят 4 человека: один слабоуспевающий, два средних ученика и сильный ученик (консультант) – ассистент учителя (могут быть другие варианты создания групп, в зависимости от индивидуальности класса). Сильный ученик является консультантом и работает со слабым учеником (выполняют 1-3 задания из карточки), средние ученики решают задания 4,5,6 самостоятельно, если нужно советуясь с консультантом. Консультант должен выставить оценки в карту за соответствующие задания, и вывести общую оценку. Карта сдается учителю в конце урока. Такая работа очень эффективна. При этом очень важно соблюдать принцип совместимости в работе. Ассистентом обычно выбирают авторитетного, справедливого ученика, интересующегося химией. При такой работе прослеживается взаимосвязь учитель–ученик, ученик-ученик и главное взаимодоверие. Дифференцированный подход к обучению, позволяет активизировать деятельность абсолютно всех учащихся в классе, каждый получает задания, которые он сможет выполнить и не чувствовать себя не нужным, не задействованным. Учащиеся выполняют задания в группах, проявляя собственные способности и возможности. Результатом данной работы является формирование сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки. Учитель. Ребята, для закрепления нашей темы, я предлагаю вам выполнить в группах следующие задания: Каждому учащемуся раздаются карточки с заданиями, а консультанту карта для выставления оценок. Образец карты. Ф.И. ассистента _________________________________ класс _______________ Название темы ______________________________________________________ № п/п Ф.И. опрашиваемого Оценка за вопрос из карточки 1 2 3 4 5 6 Итог 1. 2. 3. 4. Образец карточки. Задание 1. Опишите физические свойства озона. Задание 2. Что такое индикатор? Какие индикаторы ты знаешь? Какую окраску будут иметь индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде? Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, указать тип реакции (соединения, разложения, замещения, обмена). Al + S = Al2S3 K2S + PbCl2 = PbS + KCl Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2 CaCO3t= CaO + CO2 Задание 4. Осуществить превращения: O2 --1- SO2 --2- SO3 -3-- H2SO4 --4- Na2SO4 Для реакции 1 составьте электронный баланс, для реакции 4 полное и сокращенное ионные уравнения реакций. Задание 5. Получите серную кислоту из сероводорода, укажите условия протекания реакций. Задание 6. Закончите уравнения реакций: H2S + O2 = SO2 + O2 = SO3 + NaOH = Na2S + Br2 = K2SO4 + Ba(OH)2 = SO2 + H2O =
Автор(ы): Столбоушкина О. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx Приложение 1. Тест по химии Скорость химической реакции Скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов 1. Скорость гомогенной химической реакции пропорциональна изменению 1) концентрации вещества в единицу времени 2) количества вещества в единице объёма 3) массы вещества в единице объёма 4) объёма вещества в ходе реакции 2 Для увеличения скорости химической реакции 2СО+O2=2CO + Q необходимо 1) увеличить концентрацию оксида углерода (II) 2) уменьшить концентрацию кислорода 3) понизить давление 4) понизить температуру 3. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между 1) Zn и HCl (1 % р-р) 2) Zn и HCl (30 % р-р) 3) Zn и HCl (10 % р-р) 4) ZnCl2 (р-р) и AgNO3 (р-р) 4. На скорость химической реакции между раствором серной кислоты и железомНе оказывает влияния 1) концентрация кислоты 2) измельчение железа 3) температура реакции 4) увеличение давления 5. Для увеличения скорости взаимодействия железа с хлороводородной кислотой следует 1) добавить ингибитор 2) понизить температуру 3) повысить давление 4) увеличить концентрацию соляной кислоты HCl 6. С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействуют 1) азот и водород 2) магний и вода 3) раствор гидроксида натрия и соляная кислота 4) сера и железо 7. Оцените справедливость суждений о скорости химических реакций. А. При нагревании скорость одних реакций увеличивается, а скорость других – уменьшается. Б. Причиной увеличения скорости реакции при нагревании является увеличение частоты столкновений частиц. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8. Оцените правильность утверждений. А. Катализатор – это вещество, которое увеличивает скорость химической реакции, но при этом не расходуется. Б. Увеличение давления реагирующих газов приводит к увеличению скорости реакции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 9. Оцените правильность утверждений. А. При нагревании скорость многих реакций уменьшается. Б. Катализатор – это вещество, которое увеличивает скорость химической реакции, но само в ней не расходуется 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Оцените справедливость суждений. А. Катализатор увеличивает скорость реакции, но не вызывает смещение химического равновесия.. Б. Увеличение давления реагирующих газов приводит к увеличению скорости реакции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 11. Какой металл реагирует с серной кислотой быстрее других? 1) Zn 2) Mg 3) Fe 4) Pb 12. Реакция, скорость которой зависит от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, – это 1) нейтрализация серной кислоты раствором гидроксида натрия 2) горение водорода в кислороде 3) взаимодействие растворов хлорида меди и гидроксида калия 4) горение алюминия в кислороде Ответ: 1-1, 2-1, 3-4, 4-4, 5-4, 6-3, 7-2, ,8-3, 9-2, 10-3, 11-2, 12-4.
Автор(ы): Столбоушкина О. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docx