Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок № 11 Водород

Текст урока

  • Конспект

     Петрунин Павел Иванович 
    Учитель химии 
    МОБУ "Каировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
    Гущина Николая Федоровича"
    Саракташского района Оренбургской области
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК:  Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Водород
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: «Водород» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Водород и его важнейшие соединения», является первым в изучении данного раздела.
    Цель урока: Рассмотреть характеристику химического элемента водорода на основе представлений о двойственном положении водорода в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. 
    Задачи урока: 
    Продолжить формирование понимания зависимости между составом, строением, свойствами и применением веществ на примере водорода;
    Используя интерактивные формы организации урока, создать условия для усвоения обучающимися основных знаний по изучаемой теме;
    Продолжить развитие умений обучающихся работать с информационно-коммуникатиционными источниками; развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать;
    Способствовать экологическому воспитанию обучающихся через знакомство с темами «Водород на службе у человека», «Водород в природе».
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Планируемые результаты: 
    - личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
    - метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
    - предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки  в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
    Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, проектор; штатив с пробирками, соляная кислота, цинк, алюминий, медь, железо,  спиртовка; отпечатанные таблицы для самостоятельной работы обучающихся на уроке.
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока.
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
    
    
    2
    Мотивация учебной деятельности 
    выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    1. На доске написан эпиграф. (Приложение 1.) Привлекает внимание обучающихся к эпиграфу.
    «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б. Паскаль) 
    2.Загадывает загадку 
    Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с одним удивительным веществом. Как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
    Вы со мною уже встречались -
    Я космический скиталец,
    Элементов прародитель
    И отважный предводитель.
    Я любитель кислорода, 
    Вместе с ним даю я воду.
    1. Обсуждают    эпиграф  (проблемную ситуацию).
    
    
    
    
    
    2. Ученики отгадывают загадку и говорят ответ: «Речь идет о веществе водороде». 
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
    Организует работу в группах. 
    
    1 группа – Что вы знаете об атоме водорода? 
    2 группа – Что вы знаете о веществе водороде? (Выполненные задания учеников, как верные, так не верные,  учитель фик сирует на доске).
    Работа в группах выполняется на больших листах.
    1 группа – атома водорода:
    - схема строения атома –  
    
    
    - электронная формула – 1s 1
    - степень окисления – +1 в соединениях с неметаллами, -1 в соединениях с металлами
     2 группа - вещество водород: простое вещество, самый легкий газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, ковалентная неполярная химическая связь, молекула водорода состоит из 2 атомов  
    Ученики смотрят правильность выполнения заданий, делают выводы
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
    Проблемная ситуация.
    Мы узнали  физические свойства вещества водорода. Достаточно ли этих знаний чтобы охарактеризовать вещество водород? 
    Предлагает дополнить схему: 
    Водород
    	
    Физические 
    свойства
    Химические свойства 
    Значение водорода в природе и в  жизни человека 
    
    Предлагают варианты. Выделяют проблему, планируют свою работу.
    
    Дополняют схему: химические свойства, открытие, название, получение, применение. 
    
    5
    Первичная проверка понимания
    Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
    Организует работу в парах, группах наблюдает за деятельностью обучающихся.
    Выполнение заданий.
    Каждой паре раздает карточки с заданиями «Открытие  и название водорода» (Приложение 2) 
    
    
    
    
    Организует работу в группах на больших листах. Обращает внимание на ПСХЭ им. Д.И. Менделеева. Задает вопрос. 
    
    Почему водород записывают две резко противоположные группы химических элементов? 
    Фиксирует на доске выполненные задания. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Задает вопрос
    Как распознать газ водород? 
    Демонстрирует эксперимент распознавание газа водорода
    
    Составляют план работы, используя учебник п. 7 стр. 31-35
    
    Работают с дополнительным материалом. Заполняют таблицы «Открытие и название водорода» 
    После заполнения проводят взаимопроверку, анализируют, делают вывод.
    
    Работают в парах, с ПСХЭ и текстом учебника стр. 31-33, находят ответ, фиксируют на больших листах, проговаривают, составляют химические реакции:
    Подобно атомам щелочных металлов атом водорода содержит на единственном энергетическом уровне один электрон, поэтому легко отдает его и проявляет восстановительные свойства, получая при этом степень окисления +1. 
    Подобно атомам галогенов, атому водорода до завершения внешнего энергетического уровня не хватает одного электрона, поэтому водород способен проявлять окислительные свойства в реакциях с металлами, получая степень окисления -1.  
    
    Наблюдают, делают вывод: если поднести горящую спичку к пробирке будет слышан хлопок. 
    
    
    
    
    
    
    6
    Первичное закрепление
    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
    Организует работу обучающихся в группах для проведения эксперимента и проговаривания материала. Проводит инструктаж по ТБ.
    Выполнение заданий на получение водорода
    Провести эксперимент и составить уравнение реакции взаимодействия металла (1 группа- медь, 2 группа - алюминий, 3 группа - железо) с соляной кислотой. 
    После проводится проверка, если нет ошибок, похвалили, если есть исправили, повторили правила взаимодействия металлов с растворимыми кислотами.
     Самостоятельная работа. Запишите уравнения реакций для следующих переходов:
    Н2        NaH         H2          HCl
    
                
                NaOH
    
    Прослушивают инструктаж по ТБ, расписываются в журнале ТБ. Выполняют задание, делают необходимые записи на больших листах, анализируют записи.
    Проговаривают материал.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Решают самостоятельно.
    Применяют знания на практике. 
    Проверяют материал по эталону Выполняют задания в тетрадях.
    
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
    Формулирует задание, комментируя его при необходимости. 
    Обязательное задание: п.7 «Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение», выполнить задания 1, 3 на стр. 36.  
    Дополнительное творческое задание: дать развернутый ответ на вопрос, почему водород называют  «Гремучий газ», используя образовательные ресурсы:
    http://school-collection.edu.ru/      
    http://wikischool-ru.livejournal.com/ 
    Записывают домашнее задание в дневник.
    8
    Рефлексия
    Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
    
    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
    Подведение итогов работы на уроке 
    Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
    Для этого давайте вернемся к эпиграфу
    Как вы считаете, достигли ли мы целей?
    
    
    
    
    
    
    
    
    Оценивают свою деятельность на уроке в форме «Шесть шляп мышления». Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп  по цвету. Объединить учеников в группы по цвету шляп.  Организует работу в группах по цвету шляп  для создания синквейна о веществе водороде по предложенному алгоритму: 
    - название темы (одно существительное)
    - описание темы (2 прилагательных)
    - описание действия (2 глагола, деепричастие)
    - отношение к теме (4 слова)
    - суть темы (два слова)
    Коррекция  самооценок, самоанализа, выставление оценок.
    Читают эпиграф, делают выводы.
    Проводят самооценку по критериям:
    красная шляпа – выражение своих чувств без объяснения и причин их возникновения; белая – перечень фактов; 
    черная – выявление недостатков и их обоснование; 
    желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему;
    зеленая – творческий позитив; синяя – философский вывод. 
    
    Проводят рефлексию (в группах по выбранному цвету шляп)  по алгоритму, составляют синквейн:
    
    Водород
    Легкий, гремучий
    Восстанавливает, окисляет, помогает
    Необходим для образования воды
    Основа жизни!
    
    Сдают учителю.
    
     

    Автор(ы): Петрунин П. И.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку