Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Восточная Европа во второй половине XX века.

Текст урока

  • Конспект

     
    История 11 класс
    Учебник «Всеобщая история» Н.В.Загладин.  2007г.
    Уровень обучения базовый.
    Тема урока: Восточная Европа во второй половине 20 века.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 час
    Цели и задачи урока: 
    Определить процессы европейской интеграции после II Мировой войны.
    Выявить сущность основных исторических терминов и понятий, затрагиваемых в ходе урока.
    Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
    Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
    Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, историческими первоисточниками, учебником.
    Развивать умения учащихся анализировать и критически оценивать изучаемый материал.
    Вырабатывать демократический подход в решении проблемы реформирования общества на пути к евроинтеграции.
    Формировать у учащихся осознание личностной причастности к мировому историческому процессу, осознание себя “гражданином мира”.
    Техническое обеспечение урока: 
    Мультимедиа-проектор для показа карты.
    Учебник по Всемирной истории для 11 класса.
    Классная доска, заранее оформленная к уроку.
    Содержание урока: 
    1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.
    2. Проверка предыдущего домашнего задания (проводится в процессе всего урока).
    3. Актуализация опорных знаний учащихся (проводится путем беседы по вопросам). Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя, работа с историческими терминами и понятиями). 
    4. Изучение нового материала по следующему плану:
    План изучения нового материала: 
    1.Восточная Европа: особенности модели развития.
    2.Политика СССР в отношении восточно-Европейских стран.
    3. Демократические преобразования в Восточной Европе. 
    Ход урока:
    I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.
    II. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.
    Вопросы для беседы с учащимися: 
    1. Назовите страны-победительницы во Второй Мировой войне.
    2. Кому принадлежат следующие слова: “Советское руководство намеревалось отгородиться от стран Восточной Европы “железным занавесом”?
    3. Определите государственное устройство Великобритании.
    4. В чем заключается суть “проблемы Ольстера”?
    5. Кто из премьер-министров Великобритании дольше всех был у власти в ХХ веке?
    6. Кому принадлежит идея, согласно которой Франция должна стать “соединительной планкой между двумя мирами” - странами Западной и Восточной Европы?
    7. В каком году во Франции была принята Конституция Четвертой республики?
    8. В каком году Франция присоединилась к “плану Маршала”?
    9. В каком году Франция стала членом НАТО?
    10. В каком году во Франции была принята Конституция Пятой республики?
    11. Раскройте понятия: “Ассимиляция”, Большая Семерка”.
    III. Изучение нового материала.
    Восточная Европа: особенности модели развития.
    Слово учителя:
    С разгромом фашизма к власти в восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства, в которых были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. С обострением противоречий между СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции, США и Великобританией, началом «холодной войны» в странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил на сторонников прозападной и просоветской ориентации. В 1947—1948-е гг. в этих странах, в большинстве из которых находились советские войска, все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.
    При изучении пункта 1 просим учащихся показать на карте Европы государства, которые образовались во второй половине XX в., так называемый социалистический лагерь (страны Восточного блока, народной демократии). Общей особенностью этих государств (кроме Албании) явилось то, что в их освобождении приняли участие советские вооруженные силы и после окончания Второй мировой войны практически все они оказались в сфере советского влияния. 
    Ставим проблему: какую роль в так называемом «социалистическом выборе» пути послевоенного развития сыграл СССР? Для ее разрешения предлагаем выполнить задания, используя информацию учебника. 
    
    Задание 1. Составьте логическую цепочку «Механизм прихода к власти коммунистических партий»: Активное участие в народных фронтах и коалиционных правительствах; Контроль над силовыми министерствами ; Контроль за министерствами экономики и иностранных дел; Завоевание большинства в правительстве; Подавление политической оппозиции.
    
    Задание 2. На основании документов и информации учебника докажите, что советская модель общественного развития лежала в основе изменений в странах Восточной Европы.
     Из статьи В. Пика (лидера Социалистической единой партии Германии). 1959 г. Мы выполнили заветы Карла Либкнехта. ...Жертвенная смерть Карла Либкнехта и многих борцов «Спартака» была не напрасной. В большей части Германии — в Германской демократической республике — заветы незабвенных погибших товарищей были выполнены... Социалистическая единая партия Германии — партия рабочего класса... — прочно стоит на позициях марксизма- ленинизма... Германский милитаризм и фашизм был искоренен в Германской Демократической Республике до основания. Монополисты и военные преступники экспроприированы, а их заводы переданы в собственность народа. Милитаристская каста юнкеров была удалена из их дворянских имений, и земля передана безземельным и малоземельным крестьянам. Капиталистический государственный аппарат был полностью сломан. В рамках антифашистского строя были совершенно заново построены армия, полиция, юстиция, администрация, органы народного образования и все другие государственные институты. Неуклонное развитие революции привело в итоге к созданию рабоче-крестьянской власти и осуществлению диктатуры пролетариата. Из закона Великого Национального Собрания Румынии. 11 июня 1948 г. 
    Статья. Национализируются все богатства недр, не являющиеся... собственностью государства, а также все промышленные, банковские, страховые, горнорудные, транспортные и телекоммуникационные частные предприятия, общества и объединения... Из Отчетного доклада ЦК Венгерской социалистической партии VIII съезду партии. 1962 г. 
    Несомненно, самым большим достижением последних трех лет была социалистическая перестройка сельского хозяйства. Наша партия правильно применила марксистско-ленинскую научную теорию в решении аграрного вопроса... Она ясно сознавала, что партия, рабочий класс должны организовать крестьянство и повести его по пути социализма. Главной формой массовой организации являлась сельскохозяйственная производственная кооперация...  
    
    Страны Восточной Европы.Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Югославия, Албания, Румыния, ГДР.1945-1948гг.  в этих странах осуществляются  демократические преобразования: восстанавливаются парламенты, восстанавливается многопартийность, восстанавливается всеобщее избирательное право, принимаются конституции, проводятся аграрные реформы, идет национализация собственности, наказываются военные преступники.
    1947-1948гг  прямое давление и помощь со стороны СССР.
    Страны Восточной Европы выбрали социалистический путь развития: 1945г – Югославия, 1946г -  Албания, Болгария, 1947г -  Польша,  Венгрия, Румыния,1948г -  Чехословакия,1949г -   ГДР.
    Общие принципы развития:
    1. Устанавливается тоталитарный режим.  Признаки как  в  СССР.
    2. Права, свободы граждан формально декларируются, в реальной жизни не соблюдаются.
    3. В области экономики: национализация,  индустриализация, коллективизация.
     Выделяем характерные черты установившихся режимов
    1. Диктатура коммунистической партии. 
    2. Сращивание партийного и государственного аппарата. 
    3. Контроль за общественно-политической и культурной жизнью, ущемление прав свобод граждан. 
    4. Ограничение или запрет частной собственности. 
    5. Создание плановой экономики, индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. 
    
    К этим чертам необходимо добавить такую характеристику, как господство коммунистической идеологии. Просим класс по перечисленным признакам определить историческое явление и делаем вывод о тоталитарной сущности политического режима, установленного в странах народной демократии. 
    Выделяем этапы эволюции коммунистических режимов.
    Это 1944—1945 гг. — 1948— 1949 гг. — создание основ тоталитарных режимов; 
    до 1956 г. — развитие сталинской модели социализма; 
    конец 60-х гг. — трансформация сталинской модели, попытка реформирования режима; 
    70-е — конец 80-х гг. — отказ от реформ, нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни общества; 
    конец 80 — начало 90-х гг. — демократические революции в Восточной Европе, крах тоталитарных режимов. 
    
    Политика СССР в отношении восточно-Европейских стран.
    Попытки демонтажа тоталитарных структур власти в Венгрии в 1956 г., перехода к многопартийности, предпринятые руководством правящей партии, переросли в антитоталитарную, демократическую революцию. Эти стремления были подавлены советскими войсками. Попытка реформ, перехода к «социализму с человеческим лицом», предпринятая в Чехословакии в 1968 г., также была пресечена вооруженной силой. 
     Правовое обоснование ввода войск в обоих случаях отсутствовало. Поводом выступала просьба «группы руководителей» об оказании помощи в борьбе с «контрреволюцией», якобы направлявшейся извне и угрожавшей основам социализма. Верность принципу его коллективной защиты неоднократно декларировалась правящими партиями СССР и стран Восточной Европы.50-60гг первые протесты населения против социалистической системы.
    1953г - восстание в Польше
    1953г – события в ГДР
    1956г – события в Венгрии
    1968г – «Пражская весна», события в Чехословакии.
    
    Демократические преобразования в Восточной Европе. 
    Просим показать новые государства, образовавшиеся в Восточной Европе в начале 90-х гг., назвать их столицы. Отмечаем, что создание национальных государств было лишь одним из революционных преобразований. 
    При изучении  данного пункта даем предварительное задание: «На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций». 
    1) Внутренние факторы: 
    1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям. Динамика ежегодного прироста совокупного национального дохода стран-членов СЭВ: 50-е гг. — 9,5% 60-е гг. — 6,7% 70-е гг. — 4,5% 1981—1989 гг. — менее 2% 
    2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии). 
    3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий. 
    4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии). 
    2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).
     28 июня 1991 г. представители стран-членов СЭВ подписали в Будапеште протокол о расформировании организации, действие Варшавского Договора было прекращено 1 июля 1991 г. протоколом пражского совещания Политического консультативного комитета государств-участников. Заканчиваем изучение вопроса обсуждением предварительного задания. 
    Делаем вывод об антитоталитарном, антикоммунистическом, демократическом характере революций, в качестве основных задач революций выделяем создание открытого демократического общества с политическим и идеологическим плюрализмом; формирование рыночной модели экономики, повышение жизненного уровня населения; достижение национально- государственной независимости. 
    1989-1991гг – Демократические революции в странах Восточной Европы.
    Рушится социалистический строй, осуществляется переход к рыночной экономике. В ряде стран возникают национальные конфликты, что приводит к их распаду.
    1993г – образовались  Чехия и Словакия.
    1992-1997гг.- национальные конфликты в бывшей Югославии привели к образованию Боснии и Герцеговины.
    Задание 3. Проанализируйте демократические преобразования в европейских странах ( пользуясь учебником). Выделите основные преобразования в политической и экономической сферах. Сравните их с преобразованиями, проходящими в нашей стране в 90-е гг.
    IV. Закрепление и систематизация знаний учащихся проводится путем беседы по вопросам:
    1. Какими факторами был обусловлен выбор модели развития государств Восточной Европы после второй мировой войны? 
    2.Что было общее и что отличало послевоенное развитие этих стран? 
    3. Какие события 1940—1980-х гг. показали неустойчивость политических режимов восточноевропейских государств?
    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
    VI. Объяснение нового домашнего задания. 
    Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx