Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    
    Класс:11
    
    УМК (название учебника, автор, год издания):
    Учебник «Всеобщая история XX век», авторская группа: Н.В. Загладин С.И. издательство М., «Русское слово»,2011год. Программа курса «Всеобщая история XX век» авторская группа: Н.В. Загладин, С.И Козленко, издательство М., «Русское слово», 2012год.
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: «Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм».
    Общее количество часов, отведенных на изучение темы:1час
    Место урока в системе уроков по теме: урок № 8
    Цель урока: изучение международного положения после Первой мировой войны.
    Задачи:
    Образовательные:
    - Познакомить с новыми понятиями – «милитаризм», «пацифизм», «Версальско-Вашингтонская система», «изоляционизм».
    - Познакомить учащихся с проявлениями милитаризма и пацифизма в международной политике в 20-е – 30-е годы; узнать о нерешенных противоречиях, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне.
    Развивающие:
    а) развивать критическое мышление у старшеклассников;
    б) развивать умение анализировать и делать выводы;
    в) развивать картографические умения старшеклассников.
    Воспитательные:
    формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активной жизненной позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
    Тип урока: урок освоения новых знаний
    Планируемые результаты: 
    Учащиеся узнают о нерешенных противоречиях, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне.  
    Учащиеся научатся 
    устанавливать причинно-следственные связи и причины противоречий в международной политики, планировать свою деятельность по подготовке сообщения и работы с документами, аргументировано высказывать своё мнение, делать самостоятельно вывод.
    Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: документы, презентации; карта «Первая мировая война» и «Территориальные изменения после Первой мировой войны», рабочий лист урока
                     
    Содержание урока
    1. Организационный момент.  Добрый день! Все готовы к уроку? Вам понадобятся учебник, тетрадь и ваше желание узнать, что-то новое и интересное 
    2. Постановка целей и задач урока. Мотивация урока. 
    Проблемы войны и мира остаются актуальными на сегодняшний день? Какова роль современной России в разрешении военных противостояний?
    Ученик. Российская дипломатия ищет пути мирного разрешения международных конфликтных ситуаций и борется с глобальными угрозами. 
    3. Актуализация знаний.
    Учитель: Ситуация конца 1918 г., когда победителям в I мировой войне  предстояло определить основы нового миропорядка, была крайне сложной и неоднозначной.
    В годы войны страны Антанты приняли на себя ряд взаимных обязательств, в частности, не заключать сепаратного мира и не выдвигать мирных условий, не согласованных с союзниками. В предварительном плане были достигнуты договоренности о перераспределении сфер влияния, территориальных изменениях.
    -Можно ли согласится, что вопрос войны и мира был решен?
    Ученик (предполагаемый ответ) Вопрос войны и мира не был решён, так как не все страны были удовлетворены условиями мира, перераспределениями сфер влияния. 
    Учитель. Следовательно, наша задача на сегодняшнем уроке выявить проблемы войны мира и дать оценку международным отношениям после первой мировой войны. 
    4. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
    4.1. Антанта и Советская Россия
    Учитель: Одна из проблем была связана с Россией, выход которой из войны означал нарушение обязательств перед союзниками. Страны Антанты игнорировали Советское правительство, контролировавшее лишь несколько центральных губерний.
    В итоге основы послевоенного миропорядка были заложены без России, ее интересы не были учтены, что закладывало семена будущего конфликта между СССР и странами-победительницами в мировой войне. Показательно, что большинство лидеров белого движения (генералы А.И. Деникин, П.Н. Врангель, адмирал А.В. Колчак) выступало за сохранение «единой и неделимой» России. Они отрицали право на самостоятельность стран, выделившихся из состава империи, — Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии.
    Вопрос: В каких международных условиях складывались основы послевоенного мира?
    Примерные ответы учащихся (В условиях подъема революционного движения в Германии , в условиях  опасения Антанты перед большевизмом, в условиях  конфликта между  Россией и странами победительницами.)
    Учитель: Определенную проблему для Великобритании и Франции создавали и условия мира, которые отстаивались президентом США В. Вильсоном. Вильсона принято считать одним из основоположников так называемого «политического идеализма». Мировая война, по мнению Вильсона, была последним уроком, доказывающим необходимость внесения упорядоченности в международные отношения. Чтобы эта война стала последней, условия мира, как считал Вильсон, не должны унижать достоинства побежденных государств. Еще в начале 1918 г. он сформулировал «14 основных принципов» послевоенного мира.
    4.2. Работа с документом «Мирный план В. Вильсона».
     Опережающее задание было дано группе учащихся: Выявить суть и дать оценку мирному плану Вильсона, в виде мультимедийной презентации.  (Приложение №1)
    Учащиеся: в общей своей сути предложения Вильсона сводились к следующему: 
    Выводы: Идея создания Лиги Наций, ставшей своего рода прототипом ООН, была грандиозной для того времени, но именно поступившее предложение о равноправии всех стран, входящих в данную организацию, оттолкнуло от нее Соединенные Штаты. В планы американского президента и американского правительства не входило подчинение своей политики кому бы то ни было, даже в рамках международных соглашений между государствами, входящими в состав Лиги Наций. 
    Фактически 14 пунктов Вудро Вильсона были приняты Европейскими державами, но были отвернуты в самой Америке. Из-за этого в мире возникло немало разногласий, приведших к проведению Соединенными Штатами собственной мирной конференции в Вашингтоне и отказу во вступлении в Лигу Наций – организации, созданной под эгидой Америки, но все свое существование обходящейся без участия этой страны.
     В целом «14 пунктов» Вильсона представляли собой довольно ловко замаскированную демократическими фразами экспансионистскую программу, рассчитанную на то, чтобы оправдать продолжение империалистической войны и парализовать выступления Советского правительства за подлинно демократический мир
    4.3. Работа в рабочих листах урока «Итоги первой мировой войны.»
    Учитель: Компромисс между победителями был найден с большим трудом.  В своих рабочих листах найдите   условия в системе подписанных договоров.  (Приложение №2)
    Учитель. Все ли страны были удовлетворены условиями мира? Кого и почему Версальско-Вашингтонская система не устраивала?   
    Предполагаемые ответы учащихся. (В Германии, Венгрии и Болгарии вопрос о возврате территориальных потерь стал одним из главных в их внутренней политике, основой консолидации милитаристских, реваншистских сил. Италия была недовольна соглашениями в плане раздела колоний и приращения территории. Не была удовлетворена своим положением на международной арене и Япония, которая была вынуждена вернуть бывший германский порт Циндао. Турция лишилась своих территорий. Таким образом условия мира удовлетворили далеко не все европейские государства).
    4.4. Пацифизм 1920-х гг. 
    Учитель: 1920 год вошёл в историю как «десятилетие пацифизма». Народы Европы устали от войны, что содействовало росту пацифистских, антивоенных настроений.
    Защита группового проекта «Десятилетие пацифизма: процессы и проблемы».  (Остальные обучающиеся делают наиболее важные записи в тетради в ходе доклада)
    Учитель. Приход в октябре 1917 г. к власти в России партии большевиков, выступавшей с лозунгами пораженческого характера, был встречен в странах Антанты с настороженностью. Тем не менее, несмотря на отказ Советского правительства от соблюдения прежних международных обязательств России, включая выплату долгов, призывы к народам воюющих стран «взять дело мира в свои руки», союзники были готовы оказывать ему поддержку при продолжении войны с Германией.
    4.5. Брестский мир 1918 г. и его последствия.
    Учитель.  Вопреки собственному лозунгу «мира без аннексий и контрибуций», проигнорировав угрозу раскола в своих рядах, большевики пошли в марте 1918 г. на заключение сепаратного Брестского мира со странами Центрального блока. Условия мира были равнозначны капитуляции. 
    Работа в тетрадях (Условия Брестского мира, обучающиеся записывают в тетрадь.)
    - Россия отказалась от Польши, Прибалтики, большей части Закавказья, территорий Белоруссии и собственно России, оккупированных на момент заключения мира германскими войсками. 
    -  признала независимость Украины
    - по дополнительному договору, подписанному в августе 1918 г., Россия, в дополнение к поставкам Германии нефти, угля, продовольствия, должна была выплатить и контрибуцию - свыше 450 тонн золота (245,5 тонн немедленно, остальное — поэтапно до марта 1920 г.). 
    Вопросы: 
    - Как советское правительство мотивировало свои действия по подписанию Брестского мира?  (Примерные ответы: свои действия советское правительство мотивировало невозможностью продолжения войны, необходимостью обеспечить «мирную передышку» для укрепления новой власти.)
     - Какие последствия Брестский мир имел для Германии и России?
    (Примерные   ответы обучающихся: Брестский договор позволил Германии оттянуть свое окончательное поражение на несколько месяцев. Он исключил Россию из лагеря победителей в Первой мировой войне, чем вызвал возмущение в стране, подтолкнул ее к гражданской войне, в которой потери оказались намного большими, что способствовало бы продолжению противоборства с Германией).
    - Какова реакция стран Антанты на подписание сепаратного мира России с Германией? (Предполагаемые ответы обучающихся: Брестский мир был расценен в странах Антанты как фактический переход России на сторону враждебного блока. Находящийся на ее территории чехословацкий корпус, сформированный из добровольцев - военнопленных, которым в случае выдачи их властям Австро-Венгрии грозил военный трибунал, отказался подчиниться требованиям Советского правительства о сдаче оружия. Взбунтовавшийся корпус в мае 1918 г. занял города по линии Транссибирской магистрали от Поволжья до Владивостока, где Советская власть была свергнута. Страны Антанты высадили десанты в портовых городах: Япония - во Владивостоке, Англия - в Мурманске и Архангельске, чтобы предотвратить передачу немцам запасов оружия, ранее доставленного в эти города союзниками)
    4.6. Сообщение учащихся «Советская дипломатия 1920-х гг.», составление хронологической таблицы «Дипломатические отношения Советской России»
    4.7. Практическая работа по теме: Коминтерн и внешняя политика СССР (работа с документами)
    
    Документы и материалы 
    Из речи И.В. Сталина «Международное положение и оборона СССР», 1 августа 1927 г.: 
    «Два лагеря создались теперь перед лицом угрозы войны и в связи с этим две позиции: позиция безусловной защиты СССР и позиция борьбы против СССР. Тут надо выбирать, ибо нет и не может быть третьей позиции. Нейтральность в этом деле, колебания, оговорочки, искание третьей позиции являются попыткой уйти от ответственности, увернуться от безусловной борьбы в защиту СССР, оказаться в нетях в ответственнейший момент обороны СССР. А что значит уйти от ответственности? Это значит незаметно соскользнуть в лагерь противников СССР <...> Товарищи! Перед нами две опасности: опасность войны, которая превратилась в угрозу войны, и опасность перерождения некоторых звеньев нашей партии. Идя на подготовку обороны, мы должны создать железную дисциплину в нашей партии. Без этой дисциплины оборона невозможна. Мы должны укрепить партийную дисциплину, мы должны обуздать всех тех, кто дезорганизует нашу партию. Мы должны обуздать всех тех, кто раскалывает наши братские партии на Западе и на Востоке».
    Из речи И.В Сталина «Троцкистская оппозиция прежде и теперь», 23 октября 1927 г.: «У нас нет войны, несмотря на неоднократные пророчества Зиновьева и других, - вот основной факт, против которого бессильны кликушества нашей оппозиции. А это важно для нас, ибо только в условиях мира можно двигать дальше, с желательной для нас быстротой, строительство социализма в одной стране. А ведь сколько у нас было пророчеств насчет войны! Зиновьев пророчил, что война будет у нас весной этого года. Потом он стал пророчить, что война начнется, по всей вероятности, осенью этого года. Между тем мы уже перед зимой, а войны все нет».
    Из ответа Правительства СССР на предложение присоединиться к пакту Бриана - Келлога, 31 августа 1928 г.: «Положив с самого начала своего существования в основу своей внешней политики сохранение и обеспечение всеобщего мира, Советское правительство всегда и всюду выступало последовательным сторонником мира и шло навстречу каждому шагу в этом направлении. При этом единственным действительным средством предотвращения вооруженных конфликтов Советское правительство считало и считает проведение в жизнь плана всеобщего и полного разоружения, ибо в атмосфере всеобщего лихорадочного вооружения всякое соперничество держав неминуемо ведет к войне, тем более истребительной, чем совершеннее система вооружений. Детально разработанный проект полного разоружения был предложен делегацией Советского Союза подготовительной комиссией к конференции по разоружению при Лиге Наций, но он, к сожалению, не нашел поддержки < ... >  Тем не менее, поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением и дает Советскому правительству новую возможность поставить перед всеми участниками пакта важнейший для дела мира вопрос - вопрос о разоружении, разрешение которого является единственной гарантией предотвращения войны, - Советское правительство изъявляет свое согласие на подписание парижского пакта».
    Из тезисов VI Конгресса Коминтерна 17 августа - 1 сентября 1928 г. «Меры борьбы с опасностью империалистических войн»: «Через 10 лет после мировой войны империалистические великие державы подписывают пакт о незаконности войны, они говорят о разоружении, они стараются при поддержке вождей международной социал-демократии внушить рабочим и трудящимся, что господство монополистического капитала обеспечивает будто бы мир во всем мире <...> 
    Шестой Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала клеймит все эти маневры как гнусный обман трудящихся масс <...> Пролетариат Советского Союза не предается иллюзиям о возможности прочного мира с империалистами. Он знает, что нападение империализма на Советскую власть неизбежно, что в процессе мировой пролетарской революции неизбежны и необходимы войны пролетарских государств с буржуазными, войны за освобождение мира от капитализма». 
    
    Вопросы и задания:
    1. Как изменили ход первой мировой войны и отношение стран Антанты к России события октября 1917 г.? 
    2. Какие идеологические установки определяли характер внешней политики СССР, как они влияли на его отношения с ведущими государствами мира? 
    3. Какие проблемы вызывали сложности во взаимоотношениях СССР с Великобританией, Францией, США? 
    4. Изучите материалы текста учебника, прилагающиеся документы. Подумайте, какое влияние на лидеров зарубежных государств оказывали расхождения в оценках перспектив войны и мира советским правительством и Коминтерном? 
    
    Итог урока:
    -Что такое пацифизм и милитаризм?
    -Приведите аргументы проявления данных процессов во внешней политике после первой мировой войны?
    -Что такое Лига наций? Выполнила ли она поставленные цели? 
    
    Домашнее задание: § 14-15, знать хронологию основных событий
    
    Рефлексия
    Я узнал…
    Мне нужно повторить….
    
     

    Автор(ы): Кадысева Е. П.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку