Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Китай и китайская модель развития.

Текст урока

  • Конспект

     
    История 11 класс
    Учебник «Всеобщая история» Н.В.Загладин.  2007г.
    Уровень обучения базовый.
    Тема урока: Китай и китайская модель развития.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 час
    Цели и задачи урока: 
    Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных событиях истории Китая во второй половине XX века. 
    Познакомить учащихся с основными событиями, которые происходили в Китае во второй половине XX века.
    Развивать умения анализировать источники информации разных типов, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи. 
    Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
    Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, историческими первоисточниками, учебником.
    Техническое обеспечение урока: 
    Мультимедиа-проектор для показа карты.
    Учебник по Всемирной истории для 11 класса.
    Классная доска, заранее оформленная к уроку.
    Содержание урока: 
    1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.
    2. Актуализация темы, целеполагание.
    3. Актуализация опорных знаний учащихся (проводится путем беседы по вопросам). 
    4. Изучение нового материала .
    5. Рефлексия.
    6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
    План изучения нового материала: 
    1. Строительство основ социализма в Китае.
    2. Социально-политические эксперименты в КНР. «Большой скачок».
    3. Социально-политические эксперименты в КНР. «Культурная революция».
    4. Курс прагматических реформ.
    Ход урока:
    I.   Организационный момент. 
    II. Актуализация темы, целеполагание. 
    Актуализирует знание учащимися терминов, использованных в названии темы Подводит учащихся к формулировке целей урока. Актуализирует тему урока: Китай одна из наиболее динамично развивающихся стран, важный торговый партнёр России.
    III. Актуализация опорных знаний учащихся. 
    Актуализирует знания учащихся по предыдущей теме Государства СНГ в мировом сообществе.
    Вопросы для беседы с учащимися: 
    1.Каие соглашения были заключены между странами СНГ? 
    2.Какие страны СНГ отказались от их заключения и почему? 
    3. Работа с картой: показать государства СНГ.
    
    IV. Изучение нового материала.
    Строительство основ социализма в Китае.
    К концу второй мировой войны Китай оказался на пороге гражданской войны между Компартией Китая (КПК) и Гоминьданом. США старались примирить КПК и Гоминьдан. Однако этого не произошло. В 1946—1949 гг. в  Китае разгорелась граждан­ская  война, закончившаяся победой коммунистов. Лидер Гоминьдана Чан Кайши эваку­ировался на остров Тайвань, который защищал американ­ский флот. На Тайване до се­годняшнего дня существует   гоминьдановская  Китайская рес­публика. СССР признал КНР и в феврале 1950 г. подписал с Китаем договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет.
    - И так, какие проблемы предстояло решить новому коммунистическому правительству Китая? 
    Страна была разорена в ходе войн, перед коммунистами стояла не простая задача: преодолеть отставание от западных стран. То есть фактически сразу новое правительство сталкивается с вопросом: как модернизировать страну? Основные этапы модернизации мы представим в виде схемы. 
    
    
    
    Первым модулем в нашей схеме станет само образование КНР. Что в таком случае будет следующим модулем? Это та задача, с которой столкнулась страна:
    
    
    
    Модернизация может проводится различными путями, какой же путь выбрал  лидер КПК – Мао Цзэдун?  
    Была выбрана советской модели развития, которая на начальном этапе копировалась почти без изменений. Она включала в себя коллективизацию – то есть ликвидацию частного землевладения и превращение его в общественное, индустриализацию, то есть создание крупной промышленности. В политической сфере эти события сопровождались установлением власти одной партии и её лидера – Мао Цзэдуна.  
    Социально-политические эксперименты в КНР. «Большой скачок».
    После смерти Сталина в отношениях с  СССР наметилось охлаждение, связанное со сменой лидера. Новый лидер СССР – Хрущёв подверг критике сталинский режим, что было неприемлемо для Мао Цзэдуна, который считал его идеалом руководителя. Темпы модернизации казались китайскому лидеру слишком медленным и тогда было принято решение о переходе к «Большому скачку».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Как вы думаете, к каким последствиям привел страну «большой скачок»?  (голод, огромные убытки от кампании «малой металлургии», нарушение экосистемы)
    
    
    
    Социально-политические эксперименты в КНР. «Культурная революция».
    Кто, по вашему мнению, был виноват в провале «большого скачка»?
    Однако во всех бедах обвинили советских специалистов, отозванных из Китая в 1960 году и «внутреннюю оппозицию», например Лю Шаоци и Дэн Сяопина, которые были одними из тех, кто пытался сгладить последствия большого скачка. После того как им удалось частично вывести страну из кризиса, Мао попытался вернуть свой авторитет в ходе, так называемой «культурной революции». Государственной политикой во время Культурной революции в Китае стала идея о необходимости  покончить с «четырьмя пережитками»: старое мышление, старая культура, старые привычки, старые обычаи. Казалось бы, ку4льтурная революция должна была коснуться духовной сферы жизни общества, но она приобрела политическую цель.
    Основной движущей силой «культурной революции» стали стихийно создававшиеся народные отряды, у которых была одна цель – уничтожить всех противников Мао.  
    
    
    
    
    
    Революция была завершена со смертью Мао. Её итогами стали убийство около  миллиона человек, около ста миллионов так или иначе пострадало, было уничтожено огромное количество древних китайских ценностей, стран была просто истерзана. Преодоление кризиса связано с деятельностью Дэна Сяопина. Это политический деятель пострадавший в годы Культурной революции, но обретший  популярность в последние годы жизни Мао Цзэдуна. Он берёт курс на проведение прагматических реформ. Что означает слово прагматические?
    Курс прагматических реформ.
    
    
    
    
    
    
    
    Нам осталось заполнить последний модуль. К чему пришел Китай в результате всех потрясений, на пути модернизации и реформирования?
    
    
    
    
    V. Рефлексия. Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи в тетради, постарайтесь запомнить основные события. Закройте тетрадь и посмотрите на доску, постарайтесь составить верную последовательность событий. Целью нашего урока было выяснить, что же позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран, нашли мы ответ на этот вопрос? 
    VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Домашнее задание текст соответствующего параграфа учебника.
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx