История 11 класс Учебник «Всеобщая история» Н.В.Загладин. 2007г. Уровень обучения базовый. Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 час Цели и задачи урока: Определить процессы интеграции после распада СССР. Выявить сущность основных исторических терминов и понятий, затрагиваемых в ходе урока. Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения. Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий. Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, историческими первоисточниками, учебником. Развивать умения учащихся анализировать и критически оценивать изучаемый материал. Формировать у учащихся осознание личностной причастности к мировому историческому процессу, осознание себя “гражданином мира”. Техническое обеспечение урока: Мультимедиа-проектор для показа карты. Учебник по Всемирной истории для 11 класса. Классная доска, заранее оформленная к уроку. Содержание урока: 1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. 2. Актуализация опорных знаний учащихся (проводится путем беседы по вопросам). 3. Изучение нового материала по следующему плану: План изучения нового материала: 1.Образование и развитие СНГ. 2.Вооружённые конфликты в СНГ. 3.Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. Ход урока: I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей. II. Актуализация опорных знаний учащихся. Вопросы для беседы с учащимися: 1. Какие факторы повлияли на социалистический выбор стран Восточной и Юго-Восточной Европы? 2. Сравните процессы, проходящие в период строительства социализма в СССР и странах «народной демократии». 3. Какие процессы происходили в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в 1944—1945 гг. — 1948—1949 гг.; в 1949—1956 гг.; в конце 50-х — конце 60- х гг.; в 70-х — конце 80-х гг.; в конце 80-х — начале 90-х гг.? 4. Какие проблемы возникли в отношениях между социалистическими государствами в 50—70-е гг.? 5. На примере одной из восточноевропейских стран покажите формирование, развитие, кризис и крушение социализма. 6. Какую роль в истории государств Восточной и Юго-Восточной Европы сыграл СССР? 7. Выскажите свою точку зрения о существовании альтернатив развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы после Второй мировой войны. 8. Почему социально-политические преобразования в странах «народной демократии» приняли форму революций? С чем связана специфика революционных процессов в различных государствах? III. Изучение нового материала. 1.Образование и развитие СНГ. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) президенты России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о роспуске СССР и создании СНГ При изучении пункта 1 просим учащихся показать на карте государства, которые образовались после распада Советского Союза. В состав СНГ вошли республики бывшего СССР (кроме государств Балтии – Литвы, Латвии и Эстонии, а также Грузии, вступившей в СНГ 1993 г). Ставшие суверенными государства были приняты в ООН. Цели стран – участников СНГ 1. Сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; 2. Всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; 3. Обеспечение прав и свобод человека; 4. Сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; 5. взаимная правовая помощь; 6. Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации Органы СНГ. Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения, как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества. В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: « Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников ». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика, развитие единых транспортных коммуникаций, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Альтернативные Интеграционные формы Организация Договора о коллективной безопасности - ОДКБ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 г. с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 г. Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ , в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей Многие участники СНГ одновременно искали союзников и партнёров вне содружества: 1997 г. представители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии создали союз, названный ГУАМ . Они обязались развивать сотрудничество не в рамках СНГ, а в рамках ЕС и НАТО. В этом же году Украина подписала Хартию об особых отношениях с НАТО . На ее территории стали проводиться военные учения Североатлантического альянса. В 2003 г. Украина поддержала военную операцию США против Ирака. В 2003 г. окончательно решилась крымская проблема. 2.Вооружённые конфликты в СНГ. По данному вопросу заслушиваются индивидуальные сообщения, приготовленные учащимися заранее, по конфликтным ситуация возникавшим на территориях государств СНГ с момента образования до настоящего времени (при подготовке используются материалы текущей прессы и Интернета). Необходимо сделать вывод и ответить на вопрос: какую роль Россия играла в урегулировании данных конфликтов? 3.Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. "Цветные революции" – название попыток смены правящих режимов в постсоветских республиках. Серия " цветных революций " в ряде государств постсоветского пространства резко изменила ближайшее окружение России, создав качественно новую геополитическую реальность. Недавно прошедшие "цветные революции" в Грузии, Украине и Киргизии положили начало качественным изменениям в существовании всего постсоветского пространства, создавая новую конфигурацию сил в Евразии. Возможность проведения "цветной революции" складывается в странах, где, несмотря на существующие демократические институты, можно в широких пределах манипулировать избирательным процессом и не допускать победы оппозиции, то есть в странах с полуавторитарными или "мягко авторитарными" режимами. Такими были кучмовский режим на Украине , режимы Шеварднадзе — в Грузии и в революционно-демократической Киргизии , где президент Акаев много лет пытался формально следовать западным правилам демократии, и где действовало рекордное количество в СНГ западных фондов и обществ. Однако не во всех странах, бывших республиках Советского Союза, "цветные революции" имели успех, так например их провал в Азербайджане и Казахстане в 2005г. и в Белоруссии в 2006г. стал свидетельством того, что в этих странах достаточно высокая популярность действующей власти и слабая оппозиция. Не подлежит сомнению, что "цветные революции" все же были революциями: они меняли общественный строй . При этом в ряде случаев ( Центральная Европа, Прибалтика, Закавказье ) менялась и властная элита , в других же случаях ( Центральная Азия, Украина, Белоруссия, Молдова ) у власти закреплялся тот слой партийно-советской номенклатуры, который поднялся наверх в последние годы перестройки. "Цветные революции" справедливо указывают на то, что они символизируют завершение процесса превращения бывших советских республик в независимые государства. Интеграция в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), проходившая неоднозначно. Эта политика была продолжена и в 2000-е годы. 10 октября 2000 г. президенты пяти стран СНГ – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан по инициативе Н. Назарбаева в Астане подписали Договор об учреждении экономического сообщества (ЕврАзЭС). Концепция внешней политики от 28 июня 2000 г. в числе важных задач политики России в отношении государств – участников СНГ указывает на то, что практические отношения с каждым из государств-участников необходимо строить с учетом трех условий: «встречной открытости» для сотрудничества; готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации; обеспечения прав российских соотечественников. Совместно с классом сформулировать и записать Причины трудностей и проблем интеграции в рамках СНГ. Причины трудностей и проблем интеграции в рамках СНГ: – различия в уровне социально-экономического развития стран; – разное отношение лидеров к проведению экономических и политических реформ; – опасение чрезмерного усиления влияния России; – рост национализма и шовинизма в обществах; – противодействие интеграции со стороны других мировых и региональных лидеров (США, Турция, Румыния и др.); – межэтнические конфликты, которые не удалось разрешить в рамках СНГ (нагорно-карабахский, грузино-абхазский, приднестровский, киргизо-узбекский). IV. Закрепление и систематизация знаний учащихся проводится путем беседы по вопросам: 1.Каие соглашения были заключены между странами СНГ? 2.Какие страны СНГ отказались от их заключения и почему? 3. Работа с картой: показать государства СНГ. V. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Вывод: ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СНГ Экономическая интеграция СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. VI. Объяснение нового домашнего задания. Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
Автор(ы):
Скачать: История 11кл - Конспект.docx