Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления

Текст урока

  • Конспект

     
    Предмет – история
    Класс – 11
    История России в хх в. Загладин Н.В.М., Русское слово, 2005г.
    Базовый уровень.
    Тема –  «Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления»
    Кол – во часов 102
    Урок 33
    Цель урока:
      Сформировать представление о противоречиях теории и практики политико- правовых аспектов управления обществом в 1930-е годы. (провозглашение демократических свобод в     Конституции СССР 1936 г. И массовые политические репрессии)
    Познакомить  учащихся с событиями советской истории 20-30 годов;
    проследить хронологические этапы политических репрессий в СССР;
    формирование представлений о механизмах репрессий;
    выделить причины данного явления в нашей истории.
      подвести учащихся к пониманию причин возникновения в СССР тоталитарного режима; обеспечить усвоение учащимися понятия “тоталитарный режим ”, «культ личности»,»репрессии»
    
         Задачи урока:
    1.Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и   событий, работы с компьютером. 
    2. Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм;
    Учить принимать на себя ответственность за совершаемые действия.
    3Продолжить формирование умений анализировать текст учебника и документов, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал, работать с документами и  вопросами в форме ЕГЭ, самостоятельно делать выводы, аргументировано высказывать свою точку зрения, оценивать деятельность исторических лиц. 
    
    4Воспитывать общую культуру поведения, умение выслушать собеседника, вести дискуссию , 
    
    
      Планируемые результаты:
            1.Метапредметные: вырабатывать умение сопоставлять и давать оценку событиям, развивать речь учащихся, развивать самостоятельность.
            2.Предметные: познакомить с причинами и содержанием репрессивной политики И.В.Сталина ,формировать умения анализа влияния личности на историю.
            3.личностные: развивать у учащихся универсальные способы мыслительной деятельности: анализ, обобщение, сформировать умение учебного сотрудничества с учителем.
    
    Техническое обеспечение урока: учебник Н.В.Загладина «История России  в  XX  веке» (§6-7), раздаточный материал к уроку (документы),  экран, проектор,  презентация, тетрадь.
    Основные понятия: культ личности, враг народа, СЛОН, ГУЛАГ, репрессии, узурпация, тоталитаризм.
    Основные события:
    1922г – И.В.Сталин Генеральный секретарь ЦК партии;
    21.01.1924г – смерть Ленина;
    1928-29г – процессы вредителей(шахтинское дело, дело промпартии, дело  «Трудовой крестьянской партии»)
    1929г – победа Сталина над оппонентами;         
    5.12.1936г – принятие Конституции СССР (сталинской);
    1936 – 37г – московские политические процессы.
    Персоналии:И.В.Сталин,Г.Г,Ягода.,Л.Д.Троцкий,Г.Е.Зиновьев,Н.И.Бухарин, М.Н.Тухачевский,С.М.Киров,М.Н.Рютин,А.И.Микоян,В.М.Молотов, Л.М.Каганович,Г.К.Ордженикидзе.
    
    Ход урока:
    1. Организационный момент (1 мин.)
    
          2.Проверка знаний.
                                                                           
                                                                                        
    Что это?                                         Когда это было?
    -коллективизация
    -индустриализация
    -культурная революция
    -колхозы
    -совхозы
    -МТС
    -кулаки
    -раскулачивание
    -25тысячники
    
    
    
    
    
    
    3.Сообщение темы и цели урока:
     План:
    1. Борьба за власть в партии большевиков.
    2. Негативные последствия возвышения И.В. Сталина и утверждения его в качестве лидера.
    3. Культ личности вождя и репрессии в 1930-е гг.
    4. Предпосылки «большого террора» 1936-1938 гг.
    5. Жертвы среди высшего командного состава Красной Армии.
    6. Конституция 1936года.
    4.Объяснение нового.
    Сегодня тема нашего урока: Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР.
    Мы с вами поговорим: о специфике социально – политических процессов в  СССР периода «культа личности»;
    о противоречиях теории и практики политико - правовых аспектов управления обществом в 1930-е годы. (провозглашение демократических свобод в Конституции СССР 1936 г. И массовые политические репрессии); 
     Чтобы перейти к изучению новой темы, ответьте на следующий вопрос: Что послужило причиной обострения внутрипартийной борьбы в 1920-е годы? 
    (Борьба за «наследство» после смерти В.И. Ленина, разногласия о вопросах НЭПА)
     Уже в 20-е годы пропагандистский аппарат большевистской партии начал возвеличивать своих лидеров. Их имена получали города, поселки, фабрики, артели и колхозы, улицы и площади, их прославляли в стихах и песнях.
    Весной 1922 года Генеральным секретарем ЦК стал И.В. Сталин. Ленин считал, что эта должность должна наладить четкость в кадровой работе, а именно добиться, чтобы между центральным органом руководства партии и партийными организациями на местах был налажен оперативный обмен информацией. Сталин очень быстро поставил под свой контроль почти все стороны деятельности партийного аппарата. Под его влиянием оказались партийные средства массовой пропаганды и карательные органы.
    В 1923- 1928 г. В партии большевиков развернулась борьба за власть между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и Сталиным.
    В 1929 году победу во внутрипартийной борьбе одержал И.В. Сталин.
    Результатами внутрипартийных дискуссий 20-х гг. были осуждение оппозиционных  групп, изоляция, а затем- устранение противников Сталина, утверждения культа личности Сталина .
    Партийная пропаганда 1930-х гг. рассматривала Сталина как верного продолжателя учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Рядовые партийцы видели в  Сталине борца за осуществление коммунистических идеалов, вождя международного революционного движения.
     В действительности же взгляды И.В.Сталина во многом противоречили воззрениям классиков марксизма.
    Провозгласив цели построения социализма в СССР, он обосновал право партии большевиков на монопольное удержание власти в стране на неопределенно длительный срок. 
    В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс.
    После разгрома оппозиций партия большевиков в  СССР  в 30-х гг. стала отлаженным механизмом: единым, строго централизованным, жестко соподчиненным.
    
    Вопрос. Как вы думаете, к каким негативным последствиям привело возвышение И.В. Сталина?
    
     Репрессии в СССР не прекращались со времени Гражданской войны и интервенции. Однако после завоевания Сталиным в 1929 г. позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Подчеркивалось, что все достигнуто благодаря  «мудрому руководству» Сталина.  Формировался ореол непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Формировалось массовое репрессивное сознание: искреннее желание выявить «врага», что поощрялось руководством всех уровней. Люди становились простыми исполнителями. Система пронизывала все сферы жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, почти невозможно. Если кто пытался это делать, то его постигали репрессии.
     В  1928-1931 гг. были сфабрикованы дела:  «Шахтинское»,  «Промышленной партии», «Трудовой крестьянской  партии»)
    Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80 % репрессированных в 30-е гг. погибли по доносам соседей и коллег по службе. 
    Продолжали действовать концентрационные лагеря. Наиболее известным был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В связи с резким увеличением количества заключенных после проведения кампании борьбы с кулачеством в 1930-1931 гг. было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ). Постоянные ужесточения законодательства позволяли направлять в лагеря рядовых граждан за малейшие проступки. Политика репрессий позволила в широких масштабах применить бесплатный труд заключенных на стройках первых пятилеток.
      
     Своего апогея репрессии достигли  после трагедии, разразившейся в Ленинграде 1 декабря 1934 г. –убийства первого секретаря ленинградской партийной организации С.М. Кирова. Основанием вынесения приговора было личное признание подозреваемого. Следствию разрешалось использовать пытки, процесс проходил без участия  прокурора и защитника, приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно.
     Репрессии 30-х гг. решали ряд задач:
    1.​ Физически устраняли тех, кто не соглашался со сталинскими методами строительства социализма;
    2.​ Уничтожали лучшую, свободомыслящую часть нации, способную критически оценивать действительность;
    3.​ Позволяли объяснять трудности на производстве и быту;
    4.​ Ослабляли сепаратистские настроения в союзных республиках;
    5.​ Обеспечивали государство дешевой рабочей силой - заключенными
    4.Выступление уч-ся:
    -выдворение Троцкого из СССР;
    -шахтинское дело,
    - 17 съезд ВКПб ,убийство С.М.Кирова
     -репрессии в армии
    Вопрос: как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина? Работа в тетрадях.
    Организаторские способности Сталина
    Выдвижение на ключевые посты в центре и на местах  своих соратников
    Контроль со стороны партии органов госбезопасности
    Тактика разобщения и соперничества в отношении свои оппонентов 
    Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.
    
    5. Словарная работа 
     Репрессии – это карательные меры государства против своих граждан, нарушающие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.
    Культ личности – это единовластие, сложившееся в СССР с 20-х гг. как культ И.В. Сталина. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим. Источники культа личности коренятся как в объективных, так и в субъективных условиях, сложившихся в советском обществе.
    ГУЛАГ – это главное управление исправительно- трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения- образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Ему переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Существовал до 1956 г.
      Термин «ГУЛАГ» используется как общее название системы лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола, периода культа личности, тоталитарного режима в СССР
    СЛОН-соловецкий лагерь особого назначения.
    Сталинизм – политическая система, ориентирующаяся на достижение всеобъемлющего контроля государства за общественной жизнью, административно – командные методы руководства страной. Была связана с насаждением культа личности И. В. Сталина. Одним из важнейших методов управления обществом в годы с. Выступали массовые репрессии.
    Тоталитаризм – система, предполагающая полный, тотальный контроль власти за жизнью общества
     Авторитаризм – антидемократическая система политической власти. В СССР к середине 30-х  гг. сложилась тоталитарная система. Этот режим закрепила Конституция СССР 1936 г., прикрывавшая в стране беззаконие. Национальные объединения наделялись минимальными правами и жестко контролировались центром. Развивалась бюрократическая система руководства, все держалось на политике страха, террора, демагогии.
    Патернализм -
    6.Принятие Конституции 1936г.(работа с учебником.)
    
    
     
    Вывод: Конституция 1936г была демократичнее, чем прежняя, но цена создания и обеспечения функционирования централизованной системы управления страной оказалась невообразимо высокой.
    
                                                        
     
    
    8.Подведение итогов.
    
    
    9. Дома  п19,написать мини сочинение «30годы в моём понимании»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку