Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

Текст урока

  • Конспект

     
             
    
    
    
    
    
    
    
              Методическая разработка урока истории 11 класс
    
    Загладин Н.В., Петров Ю.А.
    
    История конец 19 – начало 20 века: учебник для 11 класса. Базовый уровень – 3е издание – М.: ООО «Русское слово» 2016 г
    
                  Тема: «Третьеиюньская монархия и реформы  П.А. Столыпина»
    
                                 1 час  №7
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Тема урока:		"Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина"
    
    Цель урока:	Раскрыть сущность "третьеиюньской монархии", охарактеризовать личность и деятельность П.А.Столыпина как величайшего реформатора.
    Особое внимание уделить аграрной реформе, показать ее положительные, отрицательные стороны и результаты.
    Способствовать развитию у учащихся умения сравнивать, выделять главное, анализировать исторические факты и явления, давать характеристику исторической личности.
    
    Тип урока:			урок объяснения нового материала.
    
    Оборудование урока:
    
    1. Классная доска.
    2. Схема: "Крестьянская община в России".
    3. Сравнительная таблица "Положительные и отрицательные стороны аграрной реформы".
    4. Карточки для индивидуальной работы (по предыдущей теме).
    5. Денежные знаки Российской империи начала XX в.
    6. Книга М.Ферро "Николай II" (о личности Столыпина П.А.)
    
    Основные понятия:
    "третьеиюньская монархия";
    "крестьянская община";
    "отруб, хутор";
    "расслоение крестьянства"
    
    Ход урока:
    
    I. Опрос по теме: "Итоги и значение I русской революции 1905-1907 гг." (Фронтальный и индивидуальный по карточкам).
    II. Объяснение нового материала по плану урока, с элементами беседы и конспектированием.
    III. Закрепление изученного материала.
    IV. Подведение итогов, выставление оценок.
    
    I. Опрос.
    
    1. Какой характер носила I русская революция? Объясните почему?
    2. В чем состояли причины ее поражения?
    3. Каковы были основные итоги революции?
    4. В чем состояло историческое значение I русской революции?
    Параллельно идет работа по карточкам с индивидуальными заданиями.
    Подведение предварительных итогов I этапа урока.
    
    II. Объяснение нового материала
    
    План урока:
    
    1. "Третьеиюньская монархия", ее сущность.
    2. Личность П.А.Столыпина.
    3. Содержание аграрной реформы.
    4. Положительные и отрицательные стороны реформы.
    5. Убийство П.А.Столыпина. Оценка его деятельности.
    
    Работа идет в строгом соответствии с планом урока, основные моменты учащиеся конспектируют, в ходе объяснения возникают "мини - проблемы", разрешаемые путем беседы с группой.
    При объяснении материала используется наглядность, составляется сравнительная схема - таблица (совместно с группой).
    Большое внимание уделяется личности П.А.Столыпина: его происхождению,  внешнему облику, деловым качествам, отношениям с императором Николаем II.
    Петр Аркадьевич Столыпин (2 апреля 1865 - 5 апреля 1911) государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного правителя дворянства в Ковно, губернатора Горденской и Саратовской губернии, министра внутренних дел и премьер-министра. 
    В российской истории начала 20 века известен в первую очередь, как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905 года. 26 апреля император Николай II предложил Столыпину пост премьер-министра внутренних дел России. 8 июля 1906 Столыпин стал председателем Совета Министров Российской империи. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с государственной думой 1 созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром. 
    
    На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели (1907-1911), Столыпин провел целый ряд законопроектов.. Ключевое вместо в его политической программе занимала аграрная реформа. В 1906 году провозгласил курс социально-политических реформ. Начал проведение  аграрной реформы, главным содержанием которой было введение частной крестьянской и земельной собственности. Его замысел состоял в том, чтобы стимулировать развитие аграрного предпринимательства, рынка, создать фермерские хозяйства, укрепить слой мелких и средних собственников, повысить уровень благосостояния российской деревни. Снизить социальное напряжение. Аграрная реформа завершена не была. 
    
    Также правительством был принят закон о военно-полевых судах, который ужесточал наказания за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жесткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер министра особое значение имею введения земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства (закон, увеличивал представительство правых и центристских партий) и роспуск 2 думы. 
    на Столыпина планировалось и было совершено более 11 покушений. Во время последнего, совершенного в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер. 
    ___________ 
    Итоги Столыпинских реформ вызывают споры историков и современников. С одной стороны, были достигнуты впечатляющие результаты: более 25% крестьян вышли из общины, более 15% надельных земель перешло в их личную собственность, возникли крепкие фермерского типа хозяйства, В несколько раз увеличилось применение машин. С Другой стороны не принесла ожидаемых результатов переселенческая политика: многие из переселенцев встретившись с непреодолимыми трудностями возвращались в родные места, перенаселенность центральных губерний сохранялась.
    
    После  рассмотрения п. 5 подводится итог изучения нового материала путем выводов и обобщений, которые делаются учащимися.
    
    
    Крестьянская община в России
    Пахотные								покосы
    наделы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Сравнительная таблица
    
    Положитель
    Положительные  и отрицательные стороны аграрной реформы П.А.Столыпина.
    (составляется в ходе беседы с учащимися)
    
    (+)
    (-)
    1. Крестьяне получили полную самостоятельность.
    
    1. У крестьян была сильна общинная психология.
    
    2. В сельском хозяйстве стали использоваться рационализация и наемный труд.
    
    2. Реформой воспользовались только  15-20% крестьян.
    
    3. Возросла производительность труда,  увеличился выпуск сельскохозяйственной продукции.
    
    3. Государство не могло обеспечить всех денежными кредитами.
    
    4. Россия стала крупнейшим поставщиком хлеба.
    
    4. Переселенческая политика себя не оправдала.
    
    5. Важнейшим последствием реформы был экономический подъем 1909-1913 гг.
    
    5. Реформа не затронула помещичье землевладение.
    
    
    
    III. Закрепление.
    1. Что такое "третьеиюньская монархия"? В чем состояла ее сущность?
    2. Охарактеризуйте личность П.А.Столыпина.
    3. В чем состоял главный смысл аграрной реформы?
    4. Каковы были отрицательные стороны реформы? Объясните.
    5. Каким было отношение Николая II к П.А.Столыпину?
    6. Оцените деятельность П.А.Столыпина как реформатора.
    
    
    I. Подведение стогов, выставление оценок
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: История 11кл - Конспект.doc