Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

46 Эпоха дворцовых переворотов (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века
    Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра и определить основные направления внешней политики правителей в     эпоху дворцовых переворотов,
    
    Задачи урока:
    - проследить взаимосвязь событий в начале и в конце XVIII века,
    - развивать умения и навыки самостоятельной работы обучающихся,
    - способствовать развитию исторического мышления-умения видеть и         оценивать события и факты,
    - воспитывать чувство патриотизма и любви Родине.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока: схема династии Романовых, схема «Участие России в Семилетней войне», портреты правителей.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Схемы
    
    Тип урока: комбиниронный
    
    ХОД УРОКА:
    I. Организационный момент.
    
       II. Мотивационно-целевой момент
    - Мы с вами завершили изучение периода правления Петра I, который закончился с его смертью в 1725 г. Возникли ли у вас какие-либо вопросы по пройденному материалу? 
    III.  Актуализация знаний
    Устный опрос:
    1. Расскажите об экономических реформах Петра I, с какими целями они проводились?
    2. Как изменился характер прохождения гражданской и военной службы?
    3. Расскажите о личности Петра I. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны реформ.
    IV. Изучение нового материала по плану:
    1.Проблема
    Итак, обобщая и подводя итоги правления Петра I, ответьте на вопрос: 
     Какие реформы способствовали движению России вперед, а какие ухудшили положение народа? 
    2. Беседа
    После смерти Петра I встал вопрос о наследнике, вспомните, в чем суть указа о престолонаследии?
    Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся узким кругом из членов придворных группировок и руками гвардейских полков.
    Как вы думаете, можно ли провести сравнение роли, которою играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов, с ролью стрельцов в конце XVII века?
    
    3. Работа с документами
    У обучающихся  на партах лежат дополнительные материалы по теме урока. 
    Задание- прочитать о Верховном тайном совете, ответить на вопрос : какими функциями обладал Верховный тайный совет? На что была направлена его деятельность? Кто входил в тайный совет?
    Задание –  прочитать о правительственном кризисе после смерти Екатерины I, возведении на престол Петра II и борьбе за влияние на него.
    1 слайд Портрет Екатерины I
    
    4. Работа со схемой: на основании схемы родства династии Романовых на заднем форзаце учебника обосновать права Петра II на престол.
    (запись в тетрадь) Петр II Алексеевич (1727-1730)
    2 слайд Портрет Петра II
    
    5. Работа в группах  «Императрица Анна Иоанновна. Бироновщина».
      После смерти Петра II «верховники» предложили трон Анне Иоанновне. Расчет был на то, что племянница Петра I  и дочь Ивана V , жившая вне России, не будучи связанной ни с гвардией, ни с одной из политических группировок при дворе, станет послушной игрушкой в их руках. По инициативе влиятельного члена совета Д.М.Голицына для Анны были составлены письменные кондиции (условия) её правления. 
    Задание – выписать из учебника  условия правления Анны.
    (запись в тетрадь) кондиции – условия из 8 пунктов: будущая императрица не должна выходить замуж, назначать наследника престола, без согласия 8 членов тайного совета не решать важнейшие вопросы во внутренней и внешней политике, жаловать высшие чины, вотчины, вводить новые налоги, отнимать у дворян без суда «жизнь, имение и честь»
    6. Работа со схемой: на заднем форзаце учебника, обосновать права Анны Иоанновны на престол.
    (запись в тетрадь) Анна Иоанновна (1730-1740)
    3 слайд Портрет Анны Иоанновны
    
    7. Работа в парах   О судьбе Петра III  и Ивана VI Антоновича прочитать на с.53.
    
    V. Закрепление изученного материала
    Ответьте на вопросы: в чем причины дворцовых переворотов? Каковы движущие силы дворцовых переворотов?
    На доске изобразить схему «Правители России в эпоху дворцовых переворотов» с указанием дат правления.
    VI. Итог урока. В эпоху «дворцовых переворотов» внешнеполитическое могущество России падает, наблюдается расстройство во внутренних делах. Преемники Петра I не были фигурами столь выдающимися. Характерной для этого времени является борьба за власть между придворными группировками, в которых активное участие принимают гвардия и дворянство.
    VII. Рефлексия
       Самооценка деятельности
    
    VIII Домашнее задание
    Параграф 4-5. Составить кроссворд, используя имена и исторические термины или составить отзыв о публикации ( прочитанной статьи или книги) по теме урока.
    
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc