Название предмета: история Класс: 10 УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. Уровень обучения: базовый Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра и определить основные направления внешней политики правителей в эпоху дворцовых переворотов, Задачи урока: - проследить взаимосвязь событий в начале и в конце XVIII века, - развивать умения и навыки самостоятельной работы обучающихся, - способствовать развитию исторического мышления-умения видеть и оценивать события и факты, - воспитывать чувство патриотизма и любви Родине. Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - развитие навыков использования различных источников информации, способности решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России Техническое обеспечение урока: схема династии Романовых, схема «Участие России в Семилетней войне», портреты правителей. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Схемы Тип урока: комбиниронный ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Мотивационно-целевой момент - Мы с вами завершили изучение периода правления Петра I, который закончился с его смертью в 1725 г. Возникли ли у вас какие-либо вопросы по пройденному материалу? III. Актуализация знаний Устный опрос: 1. Расскажите об экономических реформах Петра I, с какими целями они проводились? 2. Как изменился характер прохождения гражданской и военной службы? 3. Расскажите о личности Петра I. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны реформ. IV. Изучение нового материала по плану: 1.Проблема Итак, обобщая и подводя итоги правления Петра I, ответьте на вопрос: Какие реформы способствовали движению России вперед, а какие ухудшили положение народа? 2. Беседа После смерти Петра I встал вопрос о наследнике, вспомните, в чем суть указа о престолонаследии? Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся узким кругом из членов придворных группировок и руками гвардейских полков. Как вы думаете, можно ли провести сравнение роли, которою играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов, с ролью стрельцов в конце XVII века? 3. Работа с документами У обучающихся на партах лежат дополнительные материалы по теме урока. Задание- прочитать о Верховном тайном совете, ответить на вопрос : какими функциями обладал Верховный тайный совет? На что была направлена его деятельность? Кто входил в тайный совет? Задание – прочитать о правительственном кризисе после смерти Екатерины I, возведении на престол Петра II и борьбе за влияние на него. 1 слайд Портрет Екатерины I 4. Работа со схемой: на основании схемы родства династии Романовых на заднем форзаце учебника обосновать права Петра II на престол. (запись в тетрадь) Петр II Алексеевич (1727-1730) 2 слайд Портрет Петра II 5. Работа в группах «Императрица Анна Иоанновна. Бироновщина». После смерти Петра II «верховники» предложили трон Анне Иоанновне. Расчет был на то, что племянница Петра I и дочь Ивана V , жившая вне России, не будучи связанной ни с гвардией, ни с одной из политических группировок при дворе, станет послушной игрушкой в их руках. По инициативе влиятельного члена совета Д.М.Голицына для Анны были составлены письменные кондиции (условия) её правления. Задание – выписать из учебника условия правления Анны. (запись в тетрадь) кондиции – условия из 8 пунктов: будущая императрица не должна выходить замуж, назначать наследника престола, без согласия 8 членов тайного совета не решать важнейшие вопросы во внутренней и внешней политике, жаловать высшие чины, вотчины, вводить новые налоги, отнимать у дворян без суда «жизнь, имение и честь» 6. Работа со схемой: на заднем форзаце учебника, обосновать права Анны Иоанновны на престол. (запись в тетрадь) Анна Иоанновна (1730-1740) 3 слайд Портрет Анны Иоанновны 7. Работа в парах О судьбе Петра III и Ивана VI Антоновича прочитать на с.53. V. Закрепление изученного материала Ответьте на вопросы: в чем причины дворцовых переворотов? Каковы движущие силы дворцовых переворотов? На доске изобразить схему «Правители России в эпоху дворцовых переворотов» с указанием дат правления. VI. Итог урока. В эпоху «дворцовых переворотов» внешнеполитическое могущество России падает, наблюдается расстройство во внутренних делах. Преемники Петра I не были фигурами столь выдающимися. Характерной для этого времени является борьба за власть между придворными группировками, в которых активное участие принимают гвардия и дворянство. VII. Рефлексия Самооценка деятельности VIII Домашнее задание Параграф 4-5. Составить кроссворд, используя имена и исторические термины или составить отзыв о публикации ( прочитанной статьи или книги) по теме урока.
Автор(ы): Латыпов Э. Р.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc