Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

64 Страны Западного полушария в XIX в. (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: Н.В.Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до 19 века», М., «Русское слово», 2006г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Страны Западного полушария в XIX в.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цель урока: показать губительное влияние иностранного засилья на судьбу народов латиноамериканских стран; выяснить суть гражданской войны в США, ее итоги и значения.
    Задачи урока:
    а). образовательные:
    углубить знания учащихся об основных тенденциях развития Латинской Америки в 19в., определить значение освободительных войн в Аргентине и Мексике; 
      определить за счет каких земель произошло расширение территории США в первой половине XIX века, почему в 1850-е годы отношения между южными и северными штатами обостри­лись, что послужило поводом к войне между Севером и Югом, ка­кие мероприятия президента А. Линкольна содействовали перело­му в ходе военных действий в пользу Севера, что означала полити­ка реконструкции Юга.
    б). воспитательные:
    способствовать воспитанию уважительного отношения к истории других стран.
    в). развивающие:
    способствовать развитию у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями;
    способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных государственных деятелей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом;
    продолжить отрабатывать навыки учащихся давать четкие полные логические ответы на вопросы, развивать умение раскрывать сущность исторических понятий, терминов, определений.
    Планируемые результаты: уважать историю других народов мира, принимать их, демонстрировать межэтническую толерантность при анализе колониальной политики европейских государств; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей.
    
    Основные понятия: антиколониальная революция, колониальная политика, каудильо экспансия, интервенция латифундия, авторитарный режим; аболиционизм, конфедерация, гомстед, реконструкция, иммигрант, резервация.
    Тип урока: комбинированный.
    
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2. Проверка д/з: фронтальный опрос.
    3. Актуализация знаний:
    С этой целью учитель проводит беседу с классом:
    - Вспомните, какие страны и когда начали колонизацию Латинской Америки.
    - Какой общественный уклад привносили колонизаторы на завоеванных землях?
    4. Изучение нового материала. 
    1. Положение стран Латинской Америки в начале 19 века.  Учитель дает общую характеристику положения стран Латинской Америки в начале 19 века. Внимание учащихся обращается на экономическую отсталость стран Латинской Америки, которая была обусловлена сохранившейся от феодализма системой гигантских землевладений -  латифундий и безземельем крестьян. Экономика большинства стран Латинской Америки имела ярко выраженный аграрный характер и, как правило, монокультурный.
    Лишь в Боливии, Мексике, Перу и Чили определенную роль играла горнодобывающая промышленность.
    В политической жизни всех латиноамериканских государств господствовали крупные светские и церковные землевладельцы. Как правило, формой власти была личная диктатура представителей боровшихся между собой групп латинофундистов. Часто случались государственные перевороты.
    Экономическая отсталость и политическая слабость, нестабильность стран Латинской Америки делали их беззащитными перед натиском капиталистов Европы и США. Особенно активно начинают проникать в экономику и политическую жизнь латиноамериканских стран США, стремясь наверстать упущенное время по сравнению с Англией, Францией и другими европейскими державами.
    2. Освободительное движение в испанских колониях. 
    З. Крушение Испанской колониальной империи.  
    4. Священный союз и доктрина Монро. Вопросы учащиеся рассматривают самостоятельно, конспектируя материал учебника (можно также дать задания составить опорный конспект).
    Закрепление изученного материала.Вопросы и задания.
    На этом уроке учащиеся должны оперировать такими понятиями, как колониализм, колониальный гнет как тормоз развития капитализма, буржуазная революция.
    Выполняя задания, нацеленные на выяснение причин национально-освободительных революций в Латинской Америке (1 -3), учащиеся убеждаются, что во всех колониях Испания сохраняла и укрепляла феодальные порядки и тормозила развитие капиталистических отношений.
    Вторая группа заданий (4 -8) требует анализа проведенных в ходе освободительных войн мероприятий, выявления роли различных классов и хода борьбы (на основе работы с картой).
    Третья группа заданий направлена на закрепление итоговой антиколониальных революций (9), оставшихся незавершенными, и выяснения отношений к этим революциям европейских держав (10).
    1)	До 19 века Испания владела самыми обширными колониями в мире. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд. долларов, вывозя много богатств. В колонии ввозилось много промышленных товаров, в основном иностранного производства.
    Чем объяснить, что Испания, несмотря на наличие огромных колониальных владений и приток из них богатств, так и осталась отсталой страной, а значительная доля этих богатств досталась Англии, Франции и другим странам Европы?
    2)	Экономическая политика Испании в колониях тормозила развитие хозяйства в странах Латинской Америки: разрешалось разводить лишь те культуры, которые не выращивались в Испании, было запрещено разведение винограда, олив, шелковичных червей, посевы льна, а также была запрещена торговля с иностранными государствами.
    -	Недовольство, каких слоев населения колоний вызывала такая политика? К чему она могла привести?
    3) Определите предпосылки войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.
    4) Первыми вождями освободительной борьбы в Мексике были сельские священники Идальго и Морелос, тогда как католическая церковь во главе с высшим духовенством активно поддерживала испанских колонизаторов, отлучала от церкви и предавала суду инквизиции священников, участвовавших в борьбе за независимость.
    -	Чем объяснить, что церковь поддерживала колониальные власти? Выскажите предложение, почему первыми вождями освободительной борьбы стали сельские священники.
    5)	Вожди восстания в Мексике Идальго и Морелос издали указы о ликвидации рабства, расового неравенства, феодальных повинностей, о возвращении индейцам земель, захваченных колонизаторами, об отмене многочисленных налогов, о провозглашении независимости страны.
    -	Интересы, каких классов и слоев населения, участвовавших в борьбе, удовлетворили эти указы?
    6)	До 1816 года отдельные восстания в испанских колониях Латинской Америки терпели неудачу. В этом же году Боливар обратился к населению Венесуэлы с воззванием о полной отмене рабства, а затем издал указы о конфискации имущества испанского короля и его сторонников, о наделении землей солдат революционной армии. После этого борьба за независимость велась успешнее.
    Чем объясняются успехи освободительной борьбы в Южной Америке после указов Боливара?
    Дайте характеристику Боливару.
    7)	Между различными классами, участвовавшими в освободительной борьбе, существовали глубокие противоречия.
    -	Какие общие цели объединяли участников освободительной борьбы? Какие существовали между ними противоречия? Как они влияли на ход освободительной борьбы?
    8)	Найдите на карте «Освободительные революции в Латинской Америке»:
    крупнейшие центры и районы национально-освободительной борьбы;
    походы освободительных армий под руководством Боливара и Сан-Мартина;
    государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы, а также даты их образования.
    9)	Определите итоги национально-освободительных буржуазных революций в Латинской Америке, заполнить таблицу:
    Задачи революции, которые были решены
    Нерешенные задачи революции
    
    
    -	На основе анализа мероприятий определите сущность войны за независимость в Латинской Америке. Сравните эти мероприятия с теми, которые были проведены в Англии, США и Франции в ходе буржуазных революций. Попытайтесь объяснить, почему страны Латинской Америки в дальнейшем отставали от них в своем развитии.
    10) Война за независимость испанских колоний вызвала различное к себе отношение: Англия и США считали для себя выгодным отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный союз, в течение ряда лет разрабатывали планы вооруженной интервенции с целью восстановления владычества в Латинской Америке.
    -	Чем объяснить различное отношение держав к борьбе испанских колоний за независимость?
    
    5. Гражданская война в США.
    Когда были созданы США?
    Каким было государственное устройство США?
    
    1. Расширение территории США.
    2. Гражданская война в США, ее итоги и значение.
    3. Причины быстрого экономического развития США после окончания гражданской войны.
    1-2. Учитель предлагает ученикам прочитать материал по учебнику, § (можно это задание задать ученикам на дом в каче­стве опережающего задания). После прочтения текста учебника можно дать возможность выступить учащимся с сообщениями, за­ранее приготовленными, а затем провести обсуждение.
    Учитель дает необходимые пояснения, объясняет основные понятия.
    Учащимся предлагается также ознакомиться с документаль­ными материалами, приведенными в учебнике. При обсуждении можно использовать вопросы учебника.
    В ходе беседы учитель подводит учеников к выводу о том, что победа Севера в гражданской войне устранила рабство - глав­ную преграду на пути развития капитализма в США и, несмотря на оставшиеся некоторые пережитки рабства, высвободила значи­тельные силы, обеспечившие бурное развитие экономики в конце XIX века.
    3. Далее раскрываются причины быстрого развития капита­лизма в США после окончания гражданской войны.
    Учащиеся записывают в тетрадь эти причины:
    ликвидация рабства в результате победы Севера в граждан­ской войне;
    раздача гомстедов, освоение западных земель, строительст­во железных дорог (это свидетельство расширения внутреннего рынка в стране);
    богатые естественные ресурсы;
    быстрое развитие техники, совершенствование технологии производства (ускорялось нехваткой рабочих рук), здесь следует добавить то, что в США активно использовались научные откры­тия европейских ученых и новейшие достижения европейской тех­ники;
    значительная эксплуатация трудящихся;
    наличие демократических свобод и духа предприниматель­ства;
    приток капитала из Европы;
    благоприятные для сельскохозяйственного производства кли­матические условия почти на всей территории страны;
    благоприятная внешнеполитическая обстановка.
    Последние три причины требуют дополнительного разъясне­ния учителем. Почему европейские капиталисты предпочитали вкладывать скопившиеся у них капиталы в американскую про­мышленность? Обилие сырья и обширный рынок давали более вы­сокую по сравнению с Европой прибыль на вложенный капитал.
    На карте учитель показывает северную границу посевных площадей США. Учитель также напоминает, что на территории США кроме гражданской войны не было войн.
    
    Закрепление изученного материала.
    1)	После завоевания независимости в XVIII веке США разви­вались в условиях, когда на Западе страны был большой фонд «свободных земель».
    Выясните последствия этого факта для развития:
    а)	капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве;
    б)	плантационного рабства.
    
    Составьте таблицу.-
    ДВА ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США
    План сражения
    Первый период (1861-1862 гг.)
    Второй период (1863-1865 гг.)
    Цели буржуазии Севера, политические мероприятия, военные планы северян и их действия.
    
    
    
    	Заполните таблицу (вопросы для сравнения можно соста­вить самим ученикам).
    ИЗМЕНЕНИЯ В США И РЕЗУЛЬТАТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
    Вопросы для сравнения
    До гражданской войны
    После гражданской войны
    
    
    
    
    6. Рефлексия.
    РАБОТА С ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
    
    Антиколониальная революция
    Борьба колоний за независимость с целью освобождения и создания самостоятельных государств.
    Колониальная политика
    Политика порабощения и эксплуатации с помощью военного, политического и экономического принуждения народов, стран и территории, преимущественно с населением другой национальности, как правило, менее развитым в экономическом отношении.
    Каудильо
    В ряде стран Латинской Америке глава государства, осуществляющий личную диктатуру.
    Экспансия
    Расширение сферы господства какой-либо страны над определенными территориями; влияние одного государства на другое, может осуществляться военным (захват территорий), дипломатическим (принуждение к невыгодному союзу) или экономическим (захватам рынков сбыта и т.д.) путем.
    Интервенция
    Военное вмешательство извне в дела независимого государства с целью насильственного изменения его политического строя.
    Латифундия
    Крупное земельное владение.
    Авторитарный режим
    Режим, основанный на самовластии, на диктаторской власти.
    
    
    Аболиционизм
    Общественное движение,  добивающееся  отмены какого-либо закона. Движение в США за отмену рабства нефов.
    Конфедерация
    Форма государственного устройства, при которой центральная власть отвечает лишь за дипломатию и оборону, а все вопросы внутренней политики ре­шаются на местах.
    Гомстед
    Участки земли, которые предоставлялись в США (а также, например, в Австралии, Новой Зеландии) поселенцам бесплатно или на льготных условиях, прежде всего в колонизаторских целях.
    Реконструкция
    Программа восстановления Юга США после гражданской войны. Реконструкция Юга должна была обеспечить хозяйственное и политическое единство страны.
    Иммигрант
    От лат. - вселяющийся иностранец, поселившийся в какой-либо стране на постоянное жительство.
    Резервация в США
    Территория, отведенная для проживания индейцев, за пределами которой они не имели права нахо­диться.
    
    7. Д/з: П.48, термины.
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx