Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

35 Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История России
    Класс 10
    УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, 2004.
    Уровень обучения  базовый
    Тема урока: Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 9
    Цель урока:  способствовать формированию у учащихся национального самосознания. 
    Задачи урока: 
    -познакомить учащихся с внутренней  и внешней политикой Алексея Михайловича;
    -развивать у учащихся навыки работы с картой, умение выделять существенное в изучаемом материале;	
    -способствовать формированию у учащихся  уважения к историческому наследию России. 
    Планируемые результаты: выявлять особенности перехода к Новому времени в России в ХVIIв.; определять черты экономического строя;  характеризовать причины и сущность церковного раскола; определять черты сходства и различия этого явления с Реформацией в Европе.
    Техническое обеспечение урока: карта «Россия в XVII веке», стенд «Сегодня на уроке», газета, посвящённая теме урока, доска, мел.
    Содержание урока
    Ход урока.										
    1. Организационный момент.								
    2. Проверка домашнего задания по  параграфу 6 (3 человека), работа  по карточкам (2 человека).										
    3. Объяснение нового материала.						
    Вступительное слово учителя:								
       Ребята! Цель нашего урока – охарактеризовать историческую эпоху Алексея Михайловича и рассмотреть внешнюю и внутреннюю  политику, проводимую в годы его  правления.		
    Перед классом ставятся задачи:							
    1.    Разобрать церковный раскол XVII - века						
    2.    Определить хронологические рамки  и выделить этапы национально – освободительной борьбы украинского и белорусского народа.
    Беседа учителя с классом.
    1)     Характеристика личности царя.
    2)     Церковный раскол
          В XVII веке происходили изменения, которые были направлены на усиление власти православной церкви в объединение её с украинской церковью. Поводом к церковным преобразованием явилась необходимость исправления богослужебных книг. Одни церковные служители считали, что за основу надо брать решения Стоглавого Собора 1551 года, который провозгласил незыблемость древнерусских обрядов. 
         Другие служители церкви считали, что за основу надо брать греческие оригиналы, с которых делались русские переводы богослужебных книг.
      Конец 40-х годов  XVII века создаётся кружок «Ревнителей древнего благочестия».
    Цель кружка – разработка церковной реформы, в основу которой были положены греческие образцы.
    Внутренняя   политика: 
         Реформу возглавил избранный на патриарший престол архиерей Никон. Он разрывает с членами кружка, проводит реформу, в ходе которой меняется обрядовая часть. Меняется два перста на три, при службе повторяется слово « АЛИЛУЕ» не два, а три раза  и т.д. 
         В 1654 году церковный Собор одобрил все нововведения. 
         Усиливается противостояние между Никоном и Аввакумом. В 1656 году люди, не принявшие  реформу, были преданы анафеме и ссылались. (Рассказ о боярыне Морозовой), использовать  картину Сурикова.
         «Священство»  выше «Царства», что приводит к конфликту между царём и Никоном. Никон  ссылается в Воскресенский монастырь, в 1666 году лишается патриаршего сана и высылается в Кирилло-Белозёрский монастырь, где умер в 1681 году. В 1971 году с раскольников было снято проклятие.  
    Внешняя политика:
         В 1569 году по Люблинской Унии Польша и Литва объединяются в государство Речь Посполитая. Украина и Белоруссия входят  в состав этого государства и испытывают три формы гнёта: 
    - крепостнический, национальный, религиозный. В 40 – 50 годы XVII – века центром борьбы становится Запорожская Сечь. 
    Доклад ученика: «О Богдане Хмельницком и национально- освободительной борьбе украинского и белорусского народа».
         В 1653году по решению Земского собора принимается решение о принятие в состав России Украины. Переяславская рада в 1654 году принимает решение о воссоединении Украины с Россией.
         Русско – Польская вона – 1654 – 1667 года.
    Итоги войны:  1667 год – подписание Андрусовского мира по которому России отошли Смоленские и Черниговские земли, утерянные Россией в период смутного времени, левобережная Украина и Киев на правом берегу.
         Итог урока: 
    1. Проверка цели, поставленной  перед классом в начале урока.
    2.Записать даты по данной теме (запомнить).
    3.По карте показать основные события национально – освободительной борьбы украинского и белорусского народа.
    4.В ходе урока было показано, что  в области внутренней  политики Алексеем Михайловичем была проведена церковная реформа, а в области внешней политики Россия вернула себе земли, утерянные в период смутного времени, произошло воссоединение Украины с Россией.
    Даётся оценка работы учащихся на уроке.
    Домашнее задание – параграф  7.
    
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx