Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

25 Внешняя политика Ивана 4 (Дюкарева И. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: История 
    Класс: 10
    УМК: История России. XVIII - XIX века. Часть 2 Учебник для 10 класса, авт. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., 11-е изд. - М.: 2013. — 288 с. 
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Внешняя политика Ивана 4
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час
    Место урока в системе уроков по теме: второй урок в разделе Россия в XVI в.
    Цель урока: формирование представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти; понимание определения основных направлений внешней политики;
    Задачи урока: 
    Образовательная: рассмотреть основные события внешней политики Ивана Грозного.
    Воспитательная: способствовать воспитанию патриотических чувства на основе изучения положительных примеров русской истории (Ермак).
    Развивающая: способствовать развитию познавательных процессов: речь (при ответе на вопросы учителя и докладах), проблемное мышление (при ответах на вопросы и выполнении д/з), а также такие умения и навыки как анализ картографической информации, работа с текстом учебника. 
    Планируемые результаты:
    Личностные: оценивать внешнеполитическую деятельность первого русского царя.
    Предметные: знать основные события, факты внешней политики России в середине XVI века, прослеживать основные этапы расширения русских земель и его последствия.
    Метапредметные:
    Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию в разных знаковых формах (хронологическая таблица, план-конспект, рисунок, схема).
    Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации, аргументировать собственную точку зрения.
    Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты.
    Техническое обеспечение урока: История России. XVIII - XIX века. Часть 2 Учебник для 10 класса, авт. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., 11-е изд. - М.: 2013. — 288 с.
    Презентация «Внешняя политика Ивана Грозного»
    
    Содержание урока
    Ход урока:
    1.Организационный момент
    -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует? (отметка учителем отсутствующих обучающихся)
    2.Проверка домашнего задания
    На прошлом уроке мы изучали деятельность Елены Глинской, приход к власти Ивана 4 и преобразования, которые были осуществлены в годы его правления во внутренней политике.
    Первое задание (6 обучающихся выполняют тестирование по предыдущей теме)
    Тестирование №1
    1. Что такое избранная рада – это:
    А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ
    Б) сословно-представительный орган власти
    В) орган местной власти
    2. Кто из перечисленных лиц входил в Избранную Раду:
    А) Б.Ф. Годунов   Б) А.Ф. Адашев В) Б.И.Морозов   
    3. Принятие  «Стоглава»:
    А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556
    4. В результате изменений в системе местного управления: (несколько вариантов ответов)
    а) окончательно сложилась система приказов
    б) отменено кормление
    в) изменен порядок замещения высших должностных лиц
    г) территория страны стала делиться на уезды
    5. Итогом военной реформы былопоявление:
    а)ополченцев                                                                                                                                                                                    в) стрельцов
    б)драгун                                                                                                                                                                                                                                                                                         г) гвардейцев.
    
    Тестирование №2
    1.Елена Глинская провела следующие реформы:
    А) изъятие уголовных дел из ведения наместников
    Б) денежная реформа        
    2. Регентство Елены Глинской начинается с:
    А) 1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г.
     3. Окончание регенства Елены Глинской:
    А) 1530 Б) 1533 В) 1538 Г) 1547
    4. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:
    А) Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев
    5. Продолжите логический ряд.
    Посольский приказ, Разбойный приказ,____________________________________________
    6. Найдите лишнее:
    «Уложение о службе» определяло порядок прохождения службы:
    А) купечества   Б) землевладельцев   В) духовенства
    
    2. Второе задание (устный опрос по предыдущей теме)
    Какие изменения в жизни страны произошли в период  первого боярского правления? 
    Какие качества характера малолетнего Ивана IV сформировала обстановка борьбы боярских группировок за власть?
    В чем был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события  1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его отношение  к столице?
    Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чем их значение? 
    Чем сословное представительство в России отличалось от аналогичного явления в государствах Западной Европы?
    
    3.Изучение новой темы.
    Давайте вернемся на несколько веков и посмотрим, какие задачи стояли перед Россией XVI века. Вы помните, что в период правление Василия III происходит присоединение Пскова, Рязанского княжества, но тенденция к разобщенности земель не была полностью искоренена. Давайте, рассмотрим какие же задачи стояли перед Иваном Грозным для того чтобы искоренить разобщенность и попробуем определить то о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
    -Предлагаю познакомиться с отрывком из труда неизвестного автора под названием «Казанская история», написанного в XVI веке. В определении темы вам поможет карта.
    Когда же вырос великий князь Иван и пришел в великий разум, принял он после смерти отца своего всю власть великого Русского царства Московского, и воцарился, и был поставлен на царство великим поставлением царским в год 7055 (1547), января в 16 день... И узнал царь и великий князь Иван Васильевич, что издавна стоит на Русской его земле сарацинское царство Казань, а по-русски – Котел золотое дно, и что приносит оно большие несчастья и беды пограничным русским землям, и о том, как отец его и прадед воевали с казанцами и как не смогли они окончательно покорить Казань.
    -Итак, какие же направления во внешней политике Ивана 4 выделяют?
    (обучающие отвечают: западное, восточное, южное)
    
    4.Организация работ в группах (класс делится на 5 групп, в зависимости от количества учеников). По ходу рассмотрения данных вопросов обучающиеся заполняют общую таблицу. Один представитель от группы должен на карте показать ход событий.
    Задание:
    1 группа: просмотрите карту «Присоединение Казани», прочитайте текст и ответьте на вопросы(стр. 281-285):
    1.покажите на карте Казанское ханство (расположение, к какому направлению относится, 
    2. как вы можете охарактеризовать отношения русского государства с Казанью?
    3.Представляло ли угрозу Казанское ханство для русских земель?
    4.Была ли завоевана Казань? Кем?
    5.Какие народы вошли в состав русского государства?
    
    2 группа. Просмотрите дополнительный материал  «Присоединение Астраханского ханства», ответьте на вопросы:
    1. Покажите на карте Астраханское ханство (его расположение, к какому направлению относится)
    2.Представляло ли Астраханское ханство угрозу для русских земель?
    3.Представляло ли угрозу Казанское ханство для русских земель?
    4.Была ли завоевана Астраханское ханство? Кем?
    5. Какие земли и народы вошли в состав русского государства с завоеванием
    Астраханского ханства?
    Астраханское ханство
    Астраханское ханство — государство в районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Астраханское ханство возникло в результате распада Золотой Орды. Около 1460 г. хан Большой Орды (одного из государств, выделившихся из Золотой Орды) Махмуд, потерпев поражение в борьбе за власть со своим братом Ахматом, ушёл в Астрахань, где создал собственное государство. Однако до начала XVI в. Астраханское ханство продолжало находиться в зависимости от Большой Орды, но и после её окончательного разгрома Крымским ханством полной независимости государство не получило — Крымское ханство распространило на него своё влияние.
    Основным занятием жителей Астраханского ханства было кочевое скотоводство, развивались также охота, рыболовство и соледобыча. Астрахань находилась на пересечении торговых путей с Востоком, что способствовало росту благосостояния города.
    В 1553 г. астраханский хан Абдурахман заключил договор о дружбе с Иваном IV, надеясь таким образом получить помощь в противостоянии Крымскому ханству. В ответ крымский хан добился свержения Абдурахмана и посадил на астраханский престол своего ставленника Ямгурчея, который разорвал договор с Россией и заключил договоры с Турцией и Крымом.
    Расположение Астраханского ханства по нижнему течению Волги было исключительно выгодным, что давало ему огромные преимущества в торговле с Востоком. Политика ханов зачастую шла вразрез с интересами России. На русские земли регулярно совершали набеги татары
    3 группа: Рассматривает вопрос о строительстве засечной черты (стр. 285-286)
    4 группа: Рассматривает вопрос о ходе Ливонской войны (стр. 287-291)
    5 группа: Рассматривает вопрос о походе Ермака в Сибирь (стр. 291-294)
    Учитель контролирует, направляет работу учащихся.
    
    5.Обсуждение групповой работы 
    Проблема 
    Решение 
    Результат 
    Набеги казанцев, астраханцев, крымчаков, сибиряков
    1552г. – завоевание Казани
    1556г. – завоевание Астрахани
    1555-е г. – строительство засечной черты от набегов крымчаков
    1581г. – начало завоевания Сибири
    Россия становится многонациональным государством
    Грабительских набегов на ее территории становится меньше.
    Ливонцы препятствовали торговле русских купцов на Балтийском море
    1558-1589гг. – Ливонская война
    Россия утратила выход к балтийскому морю, привела к экономическому кризису
    
    Полученный результат представляется всему классу в виде таблицы, полученные выводы записываются в тетрадь.
    Обучающиеся от групп показывают на карте ход событий.
    
    6. Контроль усвоения 
     - Назовите причину неудачи  в Ливонской войне?
     - Как бы вы охарактеризовали Ивана Грозного как политика?
    -можно ли политику в восточном направлении назвать противоречивой? 
    - В связи с чем применялась оборонительная тактика в южном направлении? 
    -  в чем заключается роль Ермака Тимофеевича в освоении Сибири?
    (обучающиеся высказывают свою точку зрения, приводят аргументы. Обсуждают вопросы, представляют ответы).
    7.Закрепление
    
    1. Восточная политика Ивана IV привела к: 
    а) завоеванию Западной Сибири и Поволжья; 
    б) разгрому Крымского ханства; 
    в) освоению Восточной Сибири;
     г) войне с Османской империей
    
    2. Выберите правильные ответы. Определите значение присоединения Казанского и Астраханского ханств:
    а) улучшение отношений с Крымским ханством
    б) получение с местного населения большой дани
    в) увеличение числа нерусских народов в составе России
    г) ухудшение положения крестьянства
    д) расширение торговых связей с восточными стра­нами
    е) превращение крупнейшей водной магистрали Волги на всем ее протяжении в русскую реку
    ж) укрепление безопасности Русского государства на юге и юге-востоке
    
    3.В итоге Ливонской войны (1558 -1583 гг.) Россия потеряла:
    А) крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван – город; 
    Б) побережье Каспийского моря;
     В) Новгород и Псков;
     Г) Смоленские и Чернигово –Северские земли
    4.Отметьте причину Ливонской войны:
    А) стремление России выйти к Балтийскому морю;
     Б) стремление России выйти к Черному морю; 
    В) стремление Речи Посполитой посадить на российский престол королевича Владислава; Г) недовольство Англии усилением России в Восточной Сибири
    
    8.Домашнее задание 
    П.21 пересказ, выучить даты, работа с картой.
    
     

    Автор(ы): Дюкарева И. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx