Название предмета: История Класс: 10 УМК: История России. XVIII - XIX века. Часть 2 Учебник для 10 класса, авт. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., 11-е изд. - М.: 2013. — 288 с. Уровень обучения: базовый Тема урока: Внешняя политика Ивана 4 Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час Место урока в системе уроков по теме: второй урок в разделе Россия в XVI в. Цель урока: формирование представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти; понимание определения основных направлений внешней политики; Задачи урока: Образовательная: рассмотреть основные события внешней политики Ивана Грозного. Воспитательная: способствовать воспитанию патриотических чувства на основе изучения положительных примеров русской истории (Ермак). Развивающая: способствовать развитию познавательных процессов: речь (при ответе на вопросы учителя и докладах), проблемное мышление (при ответах на вопросы и выполнении д/з), а также такие умения и навыки как анализ картографической информации, работа с текстом учебника. Планируемые результаты: Личностные: оценивать внешнеполитическую деятельность первого русского царя. Предметные: знать основные события, факты внешней политики России в середине XVI века, прослеживать основные этапы расширения русских земель и его последствия. Метапредметные: Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию в разных знаковых формах (хронологическая таблица, план-конспект, рисунок, схема). Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации, аргументировать собственную точку зрения. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты. Техническое обеспечение урока: История России. XVIII - XIX века. Часть 2 Учебник для 10 класса, авт. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., 11-е изд. - М.: 2013. — 288 с. Презентация «Внешняя политика Ивана Грозного» Содержание урока Ход урока: 1.Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует? (отметка учителем отсутствующих обучающихся) 2.Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы изучали деятельность Елены Глинской, приход к власти Ивана 4 и преобразования, которые были осуществлены в годы его правления во внутренней политике. Первое задание (6 обучающихся выполняют тестирование по предыдущей теме) Тестирование №1 1. Что такое избранная рада – это: А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ Б) сословно-представительный орган власти В) орган местной власти 2. Кто из перечисленных лиц входил в Избранную Раду: А) Б.Ф. Годунов Б) А.Ф. Адашев В) Б.И.Морозов 3. Принятие «Стоглава»: А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556 4. В результате изменений в системе местного управления: (несколько вариантов ответов) а) окончательно сложилась система приказов б) отменено кормление в) изменен порядок замещения высших должностных лиц г) территория страны стала делиться на уезды 5. Итогом военной реформы былопоявление: а)ополченцев в) стрельцов б)драгун г) гвардейцев. Тестирование №2 1.Елена Глинская провела следующие реформы: А) изъятие уголовных дел из ведения наместников Б) денежная реформа 2. Регентство Елены Глинской начинается с: А) 1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г. 3. Окончание регенства Елены Глинской: А) 1530 Б) 1533 В) 1538 Г) 1547 4. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили: А) Б.Ф. Годунов Б) М.И. Воротынский В) А.Ф. Адашев 5. Продолжите логический ряд. Посольский приказ, Разбойный приказ,____________________________________________ 6. Найдите лишнее: «Уложение о службе» определяло порядок прохождения службы: А) купечества Б) землевладельцев В) духовенства 2. Второе задание (устный опрос по предыдущей теме) Какие изменения в жизни страны произошли в период первого боярского правления? Какие качества характера малолетнего Ивана IV сформировала обстановка борьбы боярских группировок за власть? В чем был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события 1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его отношение к столице? Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чем их значение? Чем сословное представительство в России отличалось от аналогичного явления в государствах Западной Европы? 3.Изучение новой темы. Давайте вернемся на несколько веков и посмотрим, какие задачи стояли перед Россией XVI века. Вы помните, что в период правление Василия III происходит присоединение Пскова, Рязанского княжества, но тенденция к разобщенности земель не была полностью искоренена. Давайте, рассмотрим какие же задачи стояли перед Иваном Грозным для того чтобы искоренить разобщенность и попробуем определить то о чем мы будем говорить сегодня на уроке. -Предлагаю познакомиться с отрывком из труда неизвестного автора под названием «Казанская история», написанного в XVI веке. В определении темы вам поможет карта. Когда же вырос великий князь Иван и пришел в великий разум, принял он после смерти отца своего всю власть великого Русского царства Московского, и воцарился, и был поставлен на царство великим поставлением царским в год 7055 (1547), января в 16 день... И узнал царь и великий князь Иван Васильевич, что издавна стоит на Русской его земле сарацинское царство Казань, а по-русски – Котел золотое дно, и что приносит оно большие несчастья и беды пограничным русским землям, и о том, как отец его и прадед воевали с казанцами и как не смогли они окончательно покорить Казань. -Итак, какие же направления во внешней политике Ивана 4 выделяют? (обучающие отвечают: западное, восточное, южное) 4.Организация работ в группах (класс делится на 5 групп, в зависимости от количества учеников). По ходу рассмотрения данных вопросов обучающиеся заполняют общую таблицу. Один представитель от группы должен на карте показать ход событий. Задание: 1 группа: просмотрите карту «Присоединение Казани», прочитайте текст и ответьте на вопросы(стр. 281-285): 1.покажите на карте Казанское ханство (расположение, к какому направлению относится, 2. как вы можете охарактеризовать отношения русского государства с Казанью? 3.Представляло ли угрозу Казанское ханство для русских земель? 4.Была ли завоевана Казань? Кем? 5.Какие народы вошли в состав русского государства? 2 группа. Просмотрите дополнительный материал «Присоединение Астраханского ханства», ответьте на вопросы: 1. Покажите на карте Астраханское ханство (его расположение, к какому направлению относится) 2.Представляло ли Астраханское ханство угрозу для русских земель? 3.Представляло ли угрозу Казанское ханство для русских земель? 4.Была ли завоевана Астраханское ханство? Кем? 5. Какие земли и народы вошли в состав русского государства с завоеванием Астраханского ханства? Астраханское ханство Астраханское ханство — государство в районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Астраханское ханство возникло в результате распада Золотой Орды. Около 1460 г. хан Большой Орды (одного из государств, выделившихся из Золотой Орды) Махмуд, потерпев поражение в борьбе за власть со своим братом Ахматом, ушёл в Астрахань, где создал собственное государство. Однако до начала XVI в. Астраханское ханство продолжало находиться в зависимости от Большой Орды, но и после её окончательного разгрома Крымским ханством полной независимости государство не получило — Крымское ханство распространило на него своё влияние. Основным занятием жителей Астраханского ханства было кочевое скотоводство, развивались также охота, рыболовство и соледобыча. Астрахань находилась на пересечении торговых путей с Востоком, что способствовало росту благосостояния города. В 1553 г. астраханский хан Абдурахман заключил договор о дружбе с Иваном IV, надеясь таким образом получить помощь в противостоянии Крымскому ханству. В ответ крымский хан добился свержения Абдурахмана и посадил на астраханский престол своего ставленника Ямгурчея, который разорвал договор с Россией и заключил договоры с Турцией и Крымом. Расположение Астраханского ханства по нижнему течению Волги было исключительно выгодным, что давало ему огромные преимущества в торговле с Востоком. Политика ханов зачастую шла вразрез с интересами России. На русские земли регулярно совершали набеги татары 3 группа: Рассматривает вопрос о строительстве засечной черты (стр. 285-286) 4 группа: Рассматривает вопрос о ходе Ливонской войны (стр. 287-291) 5 группа: Рассматривает вопрос о походе Ермака в Сибирь (стр. 291-294) Учитель контролирует, направляет работу учащихся. 5.Обсуждение групповой работы Проблема Решение Результат Набеги казанцев, астраханцев, крымчаков, сибиряков 1552г. – завоевание Казани 1556г. – завоевание Астрахани 1555-е г. – строительство засечной черты от набегов крымчаков 1581г. – начало завоевания Сибири Россия становится многонациональным государством Грабительских набегов на ее территории становится меньше. Ливонцы препятствовали торговле русских купцов на Балтийском море 1558-1589гг. – Ливонская война Россия утратила выход к балтийскому морю, привела к экономическому кризису Полученный результат представляется всему классу в виде таблицы, полученные выводы записываются в тетрадь. Обучающиеся от групп показывают на карте ход событий. 6. Контроль усвоения - Назовите причину неудачи в Ливонской войне? - Как бы вы охарактеризовали Ивана Грозного как политика? -можно ли политику в восточном направлении назвать противоречивой? - В связи с чем применялась оборонительная тактика в южном направлении? - в чем заключается роль Ермака Тимофеевича в освоении Сибири? (обучающиеся высказывают свою точку зрения, приводят аргументы. Обсуждают вопросы, представляют ответы). 7.Закрепление 1. Восточная политика Ивана IV привела к: а) завоеванию Западной Сибири и Поволжья; б) разгрому Крымского ханства; в) освоению Восточной Сибири; г) войне с Османской империей 2. Выберите правильные ответы. Определите значение присоединения Казанского и Астраханского ханств: а) улучшение отношений с Крымским ханством б) получение с местного населения большой дани в) увеличение числа нерусских народов в составе России г) ухудшение положения крестьянства д) расширение торговых связей с восточными странами е) превращение крупнейшей водной магистрали Волги на всем ее протяжении в русскую реку ж) укрепление безопасности Русского государства на юге и юге-востоке 3.В итоге Ливонской войны (1558 -1583 гг.) Россия потеряла: А) крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван – город; Б) побережье Каспийского моря; В) Новгород и Псков; Г) Смоленские и Чернигово –Северские земли 4.Отметьте причину Ливонской войны: А) стремление России выйти к Балтийскому морю; Б) стремление России выйти к Черному морю; В) стремление Речи Посполитой посадить на российский престол королевича Владислава; Г) недовольство Англии усилением России в Восточной Сибири 8.Домашнее задание П.21 пересказ, выучить даты, работа с картой.
Автор(ы): Дюкарева И. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx