Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

61 Внешняя политика Николая I. Крымская война. Общественная жизнь в России (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России  XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Внешняя политика Николая 1. Крымская война. Общественная жизнь в России.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цели урока: продолжить формирование понятия о кризисе феодально-крепостнического строя в России; дать понятие о том, что кризис крепостнического строя определял внутреннюю и' внешнюю реакционную политику Николая I, что внешняя политика является продолжением внутренней политики.
    Задачи: 
    Воспитательные: Тема героизма, мужества и стойкости русских солдат, матро­сов, офицеров, генералов и адмиралов в Крымской войне на дан­ном уроке должна служить военно-патриотическому воспитанию учащихся.
    Развивающие: развивать умение составлять таблицы, хронологические таблицы.
    Образовательные: уяснить причины Крымской войны, ее характер; уяснить, что причины поражения царской России в Крымской войне обусловлены в первую очередь экономической отсталостью феодально-крепостнической России; сделать вывод о том, что поражение царской России в Крымской войне явилось тем катализатором, который ускорил созревание всестороннего кризиса крепостнической России и, безусловно, спо­собствовал росту революционного движения в стране; что необхо­димость отмены крепостного права стала еще более очевидной для общества, а также для многих представителей правящего класса; что внешнеполитическое влияние царизма было подорвано и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в Европе.
    Планируемые результаты:
    К концу урока необходимо подвести учащихся к выводу:
    - поражение России в Крымской войне, обнажив до предела гнилость феодально-крепостнического режима и показав экономи­ческую отсталость России, способствовало росту революционного движения в стране;
    -  необходимость отмены крепостного права в России стала очевидной для всех;
    -  внешнеполитическое влияние российского царизма было подорвано, и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в Европе.
    Основные понятия: Восточный вопрос, мюридизм, имам, конвенция, интервенция.
    Наглядные учебные материалы: карта «Крымская война»; картина художника В. Ф. Подковыркина «Адмирал Нахимов на Малаховом кургане».
    Тип урока: комбинированный.
    
    Содержание  урока:
    1. Организационный момент:
    2. Проверка Д/з: тест «Внутренняя политика Николая 1 » (Приложение 1.)
    3. Актуализация знаний:
    Этот урок весьма велик по содержанию и по объему, поэтому целесообразно начать его с объяснения нового материала, особое внимание при этом уделить центральному вопросу – Крымской войне.
    Крымская война должна изучаться во взаимосвязи двух ее сторон - внешнеполитической и внутриполитической.
    Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступле­ния против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как ре­зультат столкновения двух систем: с одной стороны - отсталой феодально-крепостнической (Россия), а с другой - прогрессивной (капиталистической) (Англия и Франция).
    Объяснение учителя о сражениях Крымской войны, и особенно о героической обороне Севастополя, должен быть образ­ным и эмоциональным.
    Для этой цели можно использовать и порекомендовать уча­щимся для чтения замечательную художественную литературу, например: Л. Н.Толстой «Севастопольские рассказы», С. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда» и другие.
    ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    1. Охрана абсолютистских порядков.
    2. Восточный вопрос.
    3. В преддверии Крымской войны.
    4. Крымская война 1853-1856 гг.
    Объяснение учителя.
    1.  Охрана абсолютистских порядков. Как мы уже выясни­ли, внешняя политика, как правило, есть отражение внутренней политики. Для периода правления Николая I это правило особенно характерно.
    При Николае I внешняя политика имела два основных на­правления:
    1)  охрана Европы от революционной опасности (Россия -| жандарм в Европе);
    2) решение так называемого Восточного вопроса.
    Решение первой задачи Николаю I во многом удалось (на­пример, подавление Венгерской революции). Польское освободи­тельное движение 1830-1831 гг. также подавлено царскими вой­сками.
    Николай I отменил польскую конституцию и объявил Поль­шу «неотъемлемой частью Российской империи».
    В 1848-1849 гг. по Европе прошла волна революций. В их подавлении Николай I также принял активное участие. Совместно с султаном он подавил восстание в дунайских княжествах.
    2. Восточный вопрос. В конце XVIII века явно обозначилось начало распада Османской империи. Входившие в ее состав сла­вянские и другие нетурецкие народы все более активно вели борь­бу за свою независимость.
    Таким образом, возникновение так называемого Восточ­ного вопроса связано с ослаблением Турции и возникшим в связи с этим соперничеством европейских держав за преобладание на Ближнем Востоке и на Балканском полуострове.
    К этому времени резко усилилось английское влияние на Балканах. Не желая этого, Николай I активизировал политику в Восточном вопросе. Он, например, оказал помощь православным грекам в их борьбе против Турции. 
    3.  В преддверии Крымской войны. Николай I решил, что настала пора поделить наследство Турции.  Он считал, что ни Франция, еще не оправившаяся от революции, ни Австрия, якобы благодарная и обязанная России за спасение от революционных венгров, в борьбу не вмешаются.
    С Англией Николай I рассчитывал договориться о разделе сфер влияния.
    Однако Николай I жестоко ошибся.
    Во Франции Луи Бонапарт стремился упрочить свое положе­ние за счет победоносной войны, поэтому он охотно пошел на ан­тирусский союз с Англией. Англия имела колонизаторские планы на Ближнем Востоке и соперничала здесь с Россией. «Благодарная» же Австрия также препятствовала России. Турция, подталкиваемая Англией и Францией, стремилась к войне с Россией, чтобы сохра­нить свои позиции на Балканском полуострове и вернуть себе За­кавказье.
    Таким образом, война была неминуема и закономерна. Рос­сия же оказалась перед этой войной в полной международной изоляции.
    
    4. Крымская война 1853-1856 гг. Еще раз подчеркнем, что главной причиной Крымской войны явилось обострение Восточно­го вопроса: стремление России, Англии и Франции, используя сла­бость Турции, поделить ее владения.
    Поводом к войне стал вопрос о «святых местах» в Палестине, принадлежавшей тогда Турции.
    В 1850 году в Палестине возник конфликт между православ­ным и католическим духовенством. Речь шла о том, кто будет блю­стителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением Франции турецкий султан решил этот вопрос в пользу католиков.
    Россия потребовала от султана признать русского царя по­кровителем всех православных в Турции. После отказа Россия объ­явила о разрыве дипломатических отношений с Турцией (октябрь 1853 года) и ввела свои войска в дунайские княжества Молдавию и Валахию. В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренный этим, турецкий султан в октябре 1853 года объявил войну России.
    Так начался первый этап Крымской войны. (Объяснение во­енных действий требует работы с картой. Кратко учитель рас­сказывает о двух фронтах - на Дунае и в Закавказье, и подробно, с использованием картосхемы, о разгроме турецкого флота у Синопа. При этом уместно остановиться на характеристике замеча­тельного русского флотоводца - адмирала П. С. Нахимова.)
    Вступление в войну Англии и Франции, обеспокоенных ус­пехом России в войне с Турцией, является началом второго этапа Крымской войны. Этот этап характеризуется также мощным на­ступлением турецких войск в Закавказье. Наступление поддержи­валось с севера войсками чеченского лидера имама Шамиля.
    Русским войскам удалось остановить турок и одержать ряд побед, взять непреступную крепость Каре.
    Далее следует остановиться на австрийской угрозе.
    На Дунае русские войска осадили крепость Силистрию. Од­нако Австрия, поддерживаемая Пруссией, потребовала от России вывода войск с территории Дунайских княжеств. Россия вынужде­на была подчиниться ультиматуму.
    Главные события разворачивалась в Крыму - в борьбе Рос­сии против Англии и Франции.
    После сражения при реке Альме англо-французские (шести­десятитысячная союзная армия, отлично оснащенная и вооружен­ная) войска подступили к Севастополю. Началась его героическая оборона, продолжавшаяся 349 дней и ночей, с 13 (25) сентября 1854 года по 28 августа (9 сентября) 1855 года.
    Расчет неприятеля был на взятие Севастополя комбиниро­ванным ударом с моря и суши.
    Однако, затопив свои корабли у входа в бухту, защитники Севастополя не позволили врагам использовать для штурма города вражеский флот.
    Оборону Севастополя возглавляли один за другим великие сыны Отечества: адмирал В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Ис­томин.
    В защите города участвовали все его жители.
    (Ученики должны знать имена и подвиги защитников Сева­стополя - это матрос Кошка, первая сестра милосердия в русской армии Дарья Севастопольская, великий хирург Н. И. Пирогов и многие другие.)
    И все же в конце августа 1855 года ценой огромных потерь после ожесточеннейшего штурма неприятель захватил ключевую позицию Севастополя - Малахов курган.
    Таким образом, падение Севастополя предрешило исход войны. Силы обеих сторон были истощены, и ни у кого уже не было сил продолжать военные действия.
    
    II. Обобщение, закрепление изученного.
    В заключение урока разбираются причины поражения цар­ской России в Крымской войне.
    Ученики формули­руют эти причины . Эта работа может быть организована и как обобщение, и как закрепление материала урока.
    Глубокий разбор причин поражения России в Крымской вой­не крайне важен с точки зрения дальнейшей работы над понятием о кризисе феодально-крепостнического строя для подведения уча­щихся к пониманию необходимости отмены крепостного права.
    Затем рассматриваются условия Парижского мирного дого­вора (март 1856 года), итоги войны, последствия поражения России в Крымской войне.
    Условия Парижского мира оказались весьма тяжелыми для России. Она лишилась южной Бессарабии, потеряла право иметь крепости и военный флот на Черном море.
    
    Поражение России было обусловлено, прежде всего, эконо­мической и военно-технической отсталостью страны.
    => В чем же заключалась эта военно-техническая отсталость? (Вопрос обращен к учащимся и звучит проблемно, и далее с помо­щью учеников формулируется ответ.)
    Российская армия была вооружена кремневым оружием (ее противники - Англия и Франция - нарезным).
    Устарела и артиллерия в российской армии. Хроническую нехватку боеприпасов не могла восполнить военная промышлен­ность с ее крепостными рабочими и отсталой техникой и техноло­гией.
    Из-за отсутствия железных дорог опаздывала доставка войск, снаряжения, техники, боеприпасов и т. д. Парусный флот России явно уступал паровому флоту Англии и Франции.
    Снабжение армии было крайне неудовлетворительным из-за неорганизованности начальников, коррумпированности чиновни­ков, казнокрадства и откровенного воровства.
    К тому же русская армия, будучи еще рекрутской, не могла на равных соперничать с армиями, комплектуемыми на основе все­общей воинской обязанности.
    Что касается последствий войны, то надо отметить, что был по­дорван международный престиж России. Поражение России наглядно показало необходимость проведения буржуазных преобразований, особенно в промышленности, на транспорте и в военном деле.
    Еще одно важное последствие Крымской войны - новый подъем освободительной войны на Балканах.
    В качестве закрепления изученного материала - составление опорных конспектов.
    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I (примерный опорный конспект)
    Охрана абсо­лютистских порядков
    - подавление восстания в Польше в 1830-1831 гг. (отмена польской конституции 1815 года)
    - подавление революции в Венгрии в 1849 г.
    - подавление освободительных движений в Дунай­ских княжествах
    Восточный во­прос
    Русско-английское соперничество
    
    
    
    
    Русско-турецкая война 1828- 1829 гг.
    
    
    Ункиар-Искелесийский договор 1833 г.
    - Балканы
    - Кавказ
    - Средняя Азия
    - устье Дуная
    - Греция, Сербия, Валахия, Молдавия
    - свободный проход русских судов через черноморские проливы
    В преддверии Крымской войны
    - активность России после подавления революций в Европе
    - внешняя политика Николая I, приведшая Россию накануне Крымской войны к политической изоляции
    КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг. (примерный опорный конспект)
    Причины войны
    - обострение Восточного вопроса из-за борьбы за турецкие владения
    - русский царь - покровитель православия в Турции
    Ход военных действий: 
    - октябрь 1853 г. - оккупация Валахии и Молдавии
    - военные действия - Балканы и Закавказье
    - ноябрь 1853 г. - Синоп - Нахимов
    - март 1854 г. - вступление в войну Англии и Франции
    - наступление и поражение турок в Закавказье, взятие Карса
    - осада Силистрии, ультиматум Австрии и выход рус­ских войск с Балкан
    - сентябрь 1854 г., высадка у Евпатории - 60 тысяч
    - затопление русского флота в Севастополе
    - оборона Севастополя - 349 дней
    - август 1855 г. - падение Севастополя
    Парижский мир. Итоги: - Россия потеряла Южную Бессарабию, крепости и военный флот на Черном море; право покровительства балканским народам.
    Причины поражения: 
    - экономическая и военно-техническая от­сталость
    - отсутствие ж/д транспорта
    - парусный флот
    - коррупция, воровство чиновников
    - рекрутская система
    Значение Крымской войны
    - подорван международный престиж России
    - показала необходимость проведения буржуазных реформ
    - освободительная война на Балканах и образование Румынии Работа над основными понятиями, составление таблицы.
    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
    Восточный вопрос
    клубок международных противоречий, свя­занных с ослаблением и началом распада Ос­манской империи и соперничеством европей­ских держав за преобладание на Ближнем Востоке и Балканах
    Мюридизм
    реакционное религиозно-политическое дви­жение у мусульман, основанное на фанатиче­ской ненависти ко всем инаковерующим и защищающее классовые интересы духовных и светских феодалов
    Имам
    титул верховного правителя у мусульман
    Интервенция
    насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью захвата террито­рии, подавления революции, установления своего господства и т. д.
    Конвенция
    международный договор по какому-либо специальному вопросу
    
    Задание на дом: § 28-29; составить таблицу «Славянофилы и западники».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение №1.
    Тест. 1 вариант. Внутренняя политика Николая I
    
    А1. Что было основной чертой правления Николая I?
    1. Ослабление централизации управления страной
    2. Введение свободы слова и печати
    3. Опора власти на представителей третьего сословия
    4. Расширение функций Собственной Его Императорского Величества канцелярии
    А2.Указ о неделимости дворянских имений при наследовании свидетельствовал о стремлении Николая I:
    1. Уничтожить крепостное право
    2. Отменить сословное деление общества
    3. Ослабить остроту крестьянского вопроса
    4. Укрепить позиции дворянства
    А3. О чем свидетельствовало увеличение числа промышленных предприятий и количества наемных рабочих во II четверти XIX в.?
    1. О начале промышленного переворота
    2. О начале промышленного кризиса
    3. Об отказе государства от политики протекционизма
    4. О превращении России в мирового промышленного лидера
    А4. Первая ж/д в России была построена между С-Птб и …:
    1. Царским Селом
    2. Москвой
    3. Ригой
    4. Владивостоком
    5. А5. Что было результатом денежной реформы Е.Ф. Канкрина?
    1. В России открываются первые банки
    2. Разрешается свободное хождение иностранной валюты
    3. Запрещается хождение бумажных ассигнаций
    4. Главным платежным средством стает серебряный рубль
    6. А6. Какой переход называют промышленным переворотом?
    1. От фабрики к мануфактуре
    2. От ручного труда к машинному
    3. От промышленного общества к аграрному
    4. От мелких предприятий к крупным
    7. А7. Что было особенностью промышленного переворота в России?
    1. Он начался позже, чем на Западе
    2. Он завершился раньше, чем в Англии
    3. Он проходил только в с/х
    4. Он замедлил экономическое развитие России
    8. А8. III отделение (Тайную полицию) возглавил...
    1. Николая I
    2. А.Х.Бенкендорф
    3. М.М.Сперанский
    4. П.Д. Киселев
    9. 
    10. В1.Дайте развернутый ответ.
    11. 
    12. 1.Что такое кодификация?
    13. 2. Была ли она необходима?
    14. 3.Кто возглавил работу по кодификации?
    15. 4.Дайте оценку кодификации законов.
    16. 
    17. 
    18. 
    19. 
    20. 
    21. Тест. 2 вариант. Внутренняя политика Николая I
    22. 
    23. А1. К чему привели меры Николая I в области просвещения и печати:
    1. К увеличению числа газет и журналов в России?
    2. К усилению влияния идей западноевропейских мыслителей
    3. К ограничению возможности получить образование крепостным  крестьянам
    24. А2. О чем свидетельствовало применение паровых двигателей в  писчебумажной и свеклосахарной промышленности во II четверти XIX в.?
    1. О начале промышленного переворота
    2. О начале экономического кризиса
    3. Об отказе государства от политики протекционизма
    4. О превращении России в мирового промышленного лидера
    25. А3. Чем было вызвано проведение финансовой реформы во II четверти XIX в.?
    1. Наличием у населения больших денежных средств
    2. Разорением страны в результате Отечественной войны 1812 г.
    3. Сменой главы государства
    4. Уменьшением количества  месторождений серебра и золота
    26. А4. Где в XIX в. находилась крупнейшая в России ярмарка?
    1. В С-Петербурге
    2. В Архангельске
    3. В Москве
    4. В Нижнем Новгороде
    27. А5. Что было особенностью промышленного переворота в России?
    1. Он начался раньше чем на Западе
    2. Он сопровождался резким увеличением числа буржуазии
    3. Он проходил в условиях сохранения феодально-крепостнической системы
    4. Он начался в сельском хозяйстве
    28. А6.Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть, называется:
    29.              1) республикой;
    30.               2) абсолютной монархией;
    31.               3)конституционной монархией.
    32. А7. Указ об обязанных крестьян был издан в…
    33.   1.1832
    34.   2.1841
    35.   3.1830
    36.   4.1842
    37. 
    38. А8.   Открытие  первой  ж/д в России было:  
    39.   1.1832
    40.   2.1834
    41.   3.1837
    42.   4.1848
    43. 
    44. В1.Дайте развернутый ответ.
    45. 
    46.        В чем, по вашему мнению, заключается связь между неудачным выступлением декабристов и созданием Третьего отделения секретной полиции?
    47.      Удалось ли императору Николаю «искоренить злоупотребления»
    48. 
    49. 
    50. 
    51. 
    52. 
    53. 
    54. 
    55. 
    56. 
    57. 
    58. 
    59. 
    60. 
    61. 
    62. 
    63. 
    64. 
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx