Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

67 Наука и искусство в XVIII-XIX вв. (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: Н.В.Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до 19 века», М., «Русское слово», 2006г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Наука и искусство в XVIII-XIXвв.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цель урока: актуализировать знания, полученные в 8 классе по истории, физике, биологии; рассмотреть особенности науки в этот период, оценить вклад русских ученых и деятелей культуры в развитие мировой науки и литературы.
    Задачи урока:
    а)  образовательные: 
    б) воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории других стран.
    в) развивающие: способствовать развитию у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями;
    способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных государственных деятелей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом;
    продолжить отрабатывать навыки учащихся давать четкие полные логические ответы на вопросы, развивать умение раскрывать сущность исторических понятий, терминов, определений.
    Тип урока: комбинированный.
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2. Проверка д/з: по теме «Правление Александра 3» 
    Почему период его правления называется эпохой контрреформ? (Аргументы «за» и «против»).
    Основные направления внешней политики Александра 3. 
    
    3. Изучение новой темы: в форме обзорной лекции. (Приложение №1)
    Современное экспериментальное естествознание зарождается только в конце XVI века. Его появление было подготовлено протестантской Реформацией и католической Контрреформацией, когда под вопрос были поставлены самые основы средневекового мировоззрения. Так же как Лютер и Кальвин преобразовали религиозные доктрины, работы Коперника и Галилея привели к отказу от астрономии Птолемея, а труды Везалия и его последователей внесли существенные поправки в медицину. Эти события положили начало процессу, ныне называемому научной революцией.
    Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего — умозрительного предположения или авторитетного суждения — к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного — эмпирического факта — к общему, то есть к закономерности). Появление систем Декарта и особенно Ньютона — последняя была целиком построена на экспериментальном знании — знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с антично-средневековой традицией. Опубликование в 1687 году «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге,Кеплер, Галлей, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.
    
    Эпоха Просвещения
    На смену XVII веку, «веку Разума», пришел век XVIII, «эпоха Просвещения». На базе науки, созданной Ньютоном , Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. С изданием многочисленных энциклопедий, в том числе «Энциклопедии» Дидро, началась популяризация науки.
    Научная революция в естествознании привела к переменам в философии и общественных науках, развитие которых в этот период перестало зависеть от богословских споров. Кант и Юм положили начало светской философии, а Вольтер и распространение атеизма полностью отстранили церковь от решения философских вопросов для все более многочисленных слоев населения Европы. Труды Адама Смита заложили основы современной экономики, а американская и французская революции — современного политического устройства мира.
    Классическая теория гравитации была создана еще Ньютоном. Аналогичная теория электричества и магнетизма появилась в XIX в. благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла.
    В начале ХХ века в физике началась новая революция. Классическая механика Ньютона оказалась несовершенной, а её применимость — ограниченной. Для описания явлений микромира Макс Планк и Нильс Бор заложили основыквантовой механики, а для очень больших расстояний и скоростей, сравнимых со скоростью света, Альберт Эйнштейн предложил теорию относительности. Уже в 1920-х годах аппарат квантовой теории был развит Гейзенбергом и Шрёдингером так, чтобы с математической точностью описывать наблюдаемое в эксперименте поведение элементарных частиц, а астрономические наблюдения Эдвина Хабблаподтвердили соответствие поведения далеких галактик уравнениям Эйнштейна и позволили впоследствии создать теорию Большого взрыва, объясняющую происхождение и наблюдаемое ныне развитие Вселенной.
    
    Современное экспериментальное естествознание зарождается только в конце XVI века. Его появление было подготовлено протестантской Реформацией и католической Контрреформацией, когда под вопрос были поставлены самые основы средневекового мировоззрения. Так же как Лютер и Кальвин преобразовали религиозные доктрины, работы Коперника и Галилея привели к отказу от астрономии Птолемея, а труды Везалия и его последователей внесли существенные поправки в медицину. Эти события положили начало процессу, ныне называемому научной революцией.
    Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего — умозрительного предположения или авторитетного суждения — к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного — эмпирического факта — к общему, то есть к закономерности). Появление систем Декарта и особенно Ньютона — последняя была целиком построена на экспериментальном знании — знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с антично-средневековой традицией. Опубликование в 1687 году «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге,Кеплер, Галлей, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.
    
    Физика:
    Классическая теория гравитации была создана еще Ньютоном. Аналогичная теория электричества и магнетизма появилась в XIX в. благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла.
    
    Химия:
    История современной химии начинается с знаменитой книги Роберта Бойля «Химик-скептик» (1661), с которой в науке началось утверждение критического метода мышления, а также работ Каллена, Блэка и других медицинских химиков, широко применявших в своей работе количественные методы. Следующий важный шаг был сделан Антуаном Лавуазье, который отверг господствующую в то время теорию флогистона, разработал кислородную теорию горения и сформулировал закон сохранения массы (независимо от него этот закон был также сформулирован Михаилом Ломоносовым).
    Самым логичным объяснением этому и другим законам химии (к началу XIX века был сформулирован целый ряд законов стехиометрии) стала атомная теория Джона Дальтона, согласно которой химические и физические свойства вещества определяются свойствами его мельчайших частиц. Одной из важнейших задач химии после этого стало определение атомных масс, опираясь на которое Дмитрий Менделеев в 1869 году открыл один из фундаментальных законов мироздания — периодический закон.
    В 1820-х годах осуществленный Вёлером химический синтез мочевины открыл эпоху органической химии. В течение XIX века химики синтезировали сотни органических соединений, а к концу столетия научились использовать в качестве сырья для промышленного химического синтеза нефть.
    
    Биология и медицина:
    В 1847 году венгерский врач Игнац Филипп Земмельвайс предложил своим коллегам мыть руки, прежде чем входить в отделение для рожениц, и эта простая рекомендация помогла радикально снизить детскую смертность от инфекционной лихорадки. Однако, поскольку наблюдения Земмельвайса были чисто эмпирическими, они были приняты далеко не всеми и не сразу. Лишь после разработки в 1865 году принципов антисептики Джозефом Листером в медицине окончательно восторжествовала теория инфекционного агента.
    Она была основана на открытиях Луи Пастера, который связал гниение, брожение и болезни с микроорганизмами. Ему же в 1880 году удалось создать вакцину от бешенства, а также изобрести пастеризацию.
    Одним из величайших достижений науки XIX века стала теория эволюции посредством естественного отбора, предложенная Чарлзом Дарвином в 1859 году. Дарвин предположил, что все ныне существующие и многочисленные уже открытые к тому времени ископаемые виды живых существ были созданы за миллионы лет естественным отбором, подобно тому, как человек за несколько тысяч лет создал несколько видов домашних животных и растений посредством искусственного отбора. Теория Дарвина произвела большое впечатление на широкие круги общественности и привела к существенному пересмотру взглядов на место, занимаемое человеком в мире.
    В отличие от работ Дарвина, скромная публикация монаха из Моравии Грегора Менделя (1866) в течение длительного времени не привлекала никакого внимания. Лишь в начале ХХ века учёные обнаружили, что этот человек на десятилетия опередил их в исследовании законов наследственности[27]. После этого начался расцвет сначала классической, а затем и молекулярной генетики, которая оказалась едва ли не главной движущей силой развития биологии в ХХ веке.
    
    Литература и искусство.
    
    Основными завоеваниями творческого опыта литературы и искусства к X V11I - XIX вв. явились прежде всего широта и правдивость изображения общественной панорамы, глубина психологического анализа, раскрытие внутренних противоречий в психологии и взаимоотношениях людей, поиск смысла жизни и предназначения человека. Общая картина развития литературы и искусства в этот период чрезвычайно многообразна и сложна. Наряду с общими чертами литература и искусство каждой страны имели свои отличительные особенности, которые определялись характером социально-политических условий и общественных отношений в истории каждого народа. У каждой нации была своя политическая судьба, свой жизненный уклад, свой образ мышления.
    Основные тенденции развития литературы.
    Произведения классиков немецкой литературы Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера, являющиеся одной из вершин в художественном развитии человечества, связаны с кругом идей эпохи Просвещения и Французской революции. Вместе с тем, творчество этих художников и мыслителей отразило прогрессивные тенденции развития германских государств.
    Автор "Разбойников" Фридрих Шиллер (1759-1805) с гордостью принял дарованное ему Конвентом звание почетного гражданина Французской республики. Но когда во Франции к власти пришли якобинцы и началась эпоха террора, Шиллер отвернулся от революции. В стихотворении "Песня о колоколе" он, прославляя "закон и порядок", осуждает насилие якобинцев. Либеральное мировоззрение Шиллера проявилось еще в его драме "Дон Карлос" (1787). В балладах "Торжество победителей", "Порука", "Геро и Леандр" поэт воспевает душевное благородство, любовь и дружбу, солидарность и бескорыстие. В исторических драмах "Мария Стюарт", "Орлеанская дева", "Вильгельм Телль" Шил-дер выступает на стороне народа в борьбе против угнетателей.
    Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) также был современником Французской революции и крайне отрицательно воспринял ее, в ряде произведений он описывает ужасы революции и противопоставляет ей патриархальную Германию. От революционных потрясений он уходит в эпоху античности, где ищет лучшие качества человека. Поиску смысла жизни посвящен роман Гёте "Вильгельм Мейстер". Это история духовного развития личности от юношеского увлечения искусством до понимания реальной жизни, значения практической деятельности.
    Основные направления развития живописи и архитектуры.
    Живописи, скульптуре, графике и архитектуре выпала исключительно важная и яркая роль в развитии мировой художественной культуры конца XVIII - начала ХГХ в. Французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) в поисках наиболее драматических ситуаций, позволяющих раскрыть максимальные возможности человеческой воли, благородства и героизма, обратился не только к литературным образам Данте, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, но и к животрепещущей злободневной современности в ее наиболее мятежных и свободолюбивых проявлениях. Его творчество пронизано мечтой о человеческой свободе и страстным протестом против угнетения и насилия. В картине "Резня на Хиосе", впервые выставленной в 1824 году, он изобразил один из трагических эпизодов борьбы греческого народа против турецкого ига. Написанная под впечатлением революции 1830 г., его картина "Свобода, ведущая народ" раскрыла пафос борьбы за свободу. Делакруа по праву считается создателем исторической живописи нового времени. Его интересовала сама сущность исторического процесса, столкновения больших Масс людей, неповторимый в своей конкретной реальности дух времени. Лучшая из его исторических картин - "Вступление крестоносцев в Константинополь".
    К середине XIX века романтизм во Франции привлекал внимание художников к проблемам национального своеобразия, прививал им глубокий интерес не только к жизни народа, но и к родной природе. Постепенно освобождаясь от первоначального тяготения к необычным эффектам природы, пейзажисты так называемой "Барбизонской школы" (по имени деревни, где многие из них часто работали) стали раскрывать прекрасное в самых простых и обыденных, связанных с повседневной жизнью и трудом народа, уголках страны. Пейзажи лидеров "барбизонцев" Теодора Руссо, Шарля Добиньи по существу впервые утвердили во французском искусстве восхищение реальной природой, подготовив еще более высокий расцвет искусства пейзажа. В работе над пейзажем середины века наряду с "барбизонцами" очень большую роль сыграл Камиль Коро. Стремление к классической ясности композиции у него сочеталось с живым чувством поэтической гармонии мира, тонких созвучий природы и движений человеческой Расцвет английской живописи начался с середины XVIII века во времена Хогартан Гейнсборо.
    Направления развития архитектуры.
    Архитектура в конце XVIII - начале XIX в. также отражала основные тенденции художественного творчества. Во Франции поисками строго классического, лаконичного и возвышенного стиля был занят Клод Леду, изучавший для этого суровые сооружения эпохи римской республики и немногочисленные - памятники греческого искусства.
    После прихода к власти Наполеона от архитектуры потребовали не спартанской " красоты, а помпезного величия Римской империи. В творчестве действовавших при Наполеоне архитекторов - Персье, Фонтена, Шальгрена, Вшьона - все отчетливее нарастал дух официальности, за которым вскоре последовал и глубокий кризис французской и всей европейской архитектуры. Одно из наиболее известных творений этого периода - Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806). Ее авторы - Ш. Персье и П. Фонтен.
    В Германии скульпторы (Шадов, Раух) и архитекторы (Шинлель, Кленце) долго придерживались традиционных, существовавших еще с XVIII столетия форм холодного и бесстрастного классицизма, отдавая дань широко распространенным консервативным вкусам, особенно усердно насаждавшимся монархической властью:
    Классицизм (от лат dassicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве конца XVIII - нач. XIX века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Характеризуется возвышенными героическими и нравственными идеалами, строгой организованностью логичных, ясных и гармоничных образов.
    Архитектура "викторианской эпохи" в Англии отличалась мирным сосуществованием классицизма и готического стиля. В 40-50-е
    годы в сухом готическом стиле было построено здание парламента в Лондоне (архитектор Ч. Барри). В 50-е годы начинаются первые поиски технической формы строительства: "Хрустальный дворец" для всемирной выставки в 1851 г. в Лондоне был построен Дж. Пэкстоном из железа и стекла, однако художественная сторона была здесь полностью принесена в жертву функциональности технических затей.
    В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строились лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А. Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томоиа и ряд сооружений К. И. Росси; в Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.).
    Основные жанры музыкального искусства.
    Музыкальное искусство Германии н Австрии развивалось на общей основе и занимало ведущие позиции в мировой музыке. Огромной популярностью пользовались оратории Георга Фридриха Генделя (1685-1759). Оратория - это исполняемое в концертах большое вокально-симфоническое произведение с развитым драматическим сюжетом. Оратории Генделя еще больше, чем оперы, раскрыли могучий талант композитора. Лучшие из них - "Самсон", "Иуда Маккавей", "Мессия", созданные в середине XVIII века, - звучат и поныне, непременно находя отклик у самой разнообразной аудитории. Пафос музыки Генделя - это героика гражданского долга, мужества и страдания народа.
    
    
    Рефлексия.
    
    Домашнее задание: П. 54-55.
    Таблица
    Направление культуры
    Предстваители
    Научные открытия, работы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение №1. 
    
    Литература. 
    Величайшим творением Гёте явилась трагедия "Фауст". Обращаясь к средневековой народной легенде о докторе Фаусте, который продал душу дьяволу, Гёте создал грандиозное по своей философской концепции произведение. Его Фауст - глубокая натура, человек, обладающий дерзким разумом, смело и неутомимо ищущий смысл бытия. В последнем эпизоде трагедии Фауст отвоевывает у моря землю, строит плотину. Именно в созидательном труде, прогрессивной практической деятельности находит Фауст "внешний миг" полноты жизни и счастья, к которому он стремился.
    В английской литературе выделяются имена Дж. Байрона и В. Скотта. Джордж Гордон Байрон (1788-1824) - убежденный защитник политической свободы, был тесно связан с национально-освободительным движением, ему были ненавистны наступившие в Европе реакция и мракобесие. Вынужденный покинуть Англию вследствие травли властями, Байрон сближается с итальянскими карбонариями, принимает участие в освободительной борьбе греческого народа. В центре поэтических произведений Байрона стоит образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, туда, где еще сохранились сильные страсти и яркие чувства. Впервые герой Байрона предстает перед нами в поэме "Паломничество Чайльд Гарольда". В так называемых восточных поэмах "Гяур", "Корсар", "Абидосская невеста", "Лара" - герой Байрона обретает активность, ведет борьбу против восточного владыки, деспота и тирана. Сила этих поэм заключается в ненависти к тирании и гнету, в неукротимости общественного протеста. Одно из лучших произведений Байрона - "Дон-Жуан". Автор осуждает феодально-монархический уклад, захватнические войны, несущие страдания человечеству. Он защищает свой идеал, политическую свободу, но осуществить этот идеал, по мнению поэта, можно лишь на лоне природы, вдали от эгоизма и тирании цивилизованного общества.
    Выдающийся шотландский писатель Вальтер Скотт (1771-1832) был современником романтизма. С романтиками его сближает интерес к средневековью. В начале своей творческой деятельности он выступил как собиратель шотландского фольклора, затем как автор романтических поэм. Но в дальнейшем Вальтер Скотт перешел к прозе, и с этого времени его творчество в основе своей носит реалистический характер. Великая заслуга Вальтера Скотта состояла в том, что он внес в литературу принцип историзма, написал целый ряд блестящих исторических романов. В них перед читателями предстает картина борьбы противоречивых и сложных интересов различных социальных групп, партий, религиозных сект. Его исторические романы позволяли лучше понять современные проблемы.
    Видное место во французской литературе занимает творчество Гюго, Стендаля и Бальзака.
    Виктор Гюго (1802-1885) прошел сложный путь становления как писатель. Молодой Гюго выс- - тупил в литературе со сборником "Оды и другие стихотворения" (1822), в котором воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие, но скоро он порывает с этими мотивами и с середины 20-х годов становится сторонником либерально-демократических идей. В 1831 г. Гюго пишет роман "Собор Парижской богоматери". Мрачный облик собора символ феодального средневековья, царства гнета и фанатизма. Но собор влечет к себе писателя и как великолепный памятник искусства, созданный гением людей. Жизнь, изображенная в романе, насыщена социальными контрастами.
    Гюго прошел сложный путь политической эволюции, он восторженно встретил революцию 1830 г. и долгое время симпатизировал режиму Июльской монархии. Только после революции 1848 г. писатель стал республиканцем. Гюго решительно выступил против преступной авантюры Луи Бонапарта, захватившего власть во Франции. Этим событиям посвящена его книга "История одного преступления". Вынужденный покинуть Францию, Гюго в течение 19 лет находился в изгнании. В этот период он выступает как активный политический борец против реакции: пытается спасти от смертной казни Джона Брауна, протестует против захватнической политики Англии и Франции, защищает на страницах герценовского "Колокола" польскую независимость. В изгнании Гюго создал романы "Отверженные", "Труженики моря", "Человек, который смеется". Особое значение имеет роман "Отверженные", затрагивающий самые острые проблемы XIX века. В своем последнем романе "Девяносто третий год" (1874) Виктор Гюго осуждает терpop и насилие, выступает поборником гуманизма и милосердия.
    Одним из наиболее блестящих французских писателей XIX века был Стендаль (псевдоним Анри Бейля; 1783-1842). В замечательном романе "Красное и черное" (1831) Стендаль изображает французское общество периода Реставрации. Герой его книги - Жюльен Сорель, плебей по происхождению, является страстным поклонником наполеоновской эпохи, которая, по его убеждению, открыла для талантливого человека из низов возможность пробить себе дорогу в жизни. В годы Реставрации эти возможности крайне сузились. Человек с возвышенной и чувствительной душой, Жюль готов на все, чтобы победить косную общественную среду. Но ему не удается достигнуть избранной цели. Власть придержащие осудили плебея, возмутившегося против своего общественного положения.
    Действие романа "Пармская обитель" (1839) происходит при дворе маленького итальянского княжества. На этом Стендаль рисует яркие и независимые характеры, всем своим существом враждебные ничтожеству окружающего мира. Трагическая судьба умных, талантливых, глубоко чувствующих людей сама по себе является осуждением этой реакционной эпохи. Творчество Оноре де Бальзака (1799-1850) представляет собой высшую точку развития западноевропейского критического реализма.
    Бальзак поставил перед собой грандиозную задачу - изобразить историю французского общества от первой Французской революции цо середины XIX века. Это произведение получило название "Человеческая комедия". Писатель отдал все свои силы этому титаническому труду, ему удалось завершить 90 романов и новелл. Бальзак не становится в позу романтического отрицания новой эпохи, не проповедует возвращение к патриархальности, он отстаивает ценности прогресса в развитии общества, но в то же время писатель видит торжество грязных страстей, рост всеобщей продажности, разрушительное господство эгоистических сил. Автора привлекают сильные духом, целеустремленные люди, он увлечен грандиозной перспективой развития нового общества.
    Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) стал самым знаменитым американским писателем своего времени. Его романы, основанные на событиях американской истории, были переведены на 30 языков. Купер получил известность прежде всего благодаря эпопее из пяти романов о Нате Бумпо в которых противопоставлял стяжательство и алчность европейских переселенцев патриархальным нравам индейцев, - "Пионер", "Последний из могикан", "Прерия", "Следопыт" и "Зверобой". Начиная с 1835 г. писатель резко критиковал американские порядки, например, в книге "История военно-морского флота США".
    Особая роль в развитии мировой литературы принадлежит писателям России.
    Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - великий национальный гений, создатель поэтических произведений непревзойденной красоты и совершенства.
    Юношеская лирика Пушкина, в которой он прославляет наслаждение жизнью, любовь и вино, дышит остроумием и оптимизмом. На рубеже 10-20-х годов в стихах Пушкина появились новые мотивы: он славил свободу и смеялся над царями. Его блестящая политическая лирика послужила причиной ссылки поэта в Бессарабию. В этот период Пушкин создал свои поэмы "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыгане" - произведения, сияющие яркими красками романтизма.. -
    Но поэта все больше интересует действительность, при этом Пушкин обращается к историческому опыту. Опираясь на Карамзина и собственное изучение источников, он создает историческую трагедию "Борис Годунов". В конце 20-х годов Пушкин обратился к образу Петра I. В поэме "Полтава" и первых главах неоконченного исторического романа "Арап Петра Великого" поэт с исторической объективностью изображает переломную эпоху в жизни России.
    С1823 г. Пушкин работает над величайшим своим творением - романом в стихах "Евгений Онегин". В романе отражена жизнь русско-й> общества того времени, а в лирических отступлениях произведения многообразно отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. В центре внимания автора - раскрытие образа своего современника, молодого человека из дворянской среды.
    "Маленькие трагедии" (30-е годы) рассказывают о столкновении дерзкой человеческой личности с законами, традициями и авторитетами. Пушкин высоко ценит красоту свободной индивидуальности, но он осуждает демонический эгоизм, отдавая предпочтение народной правде. Крестьянская проблематика отражена в "Дубровском", "Капитанской дочке".
    Неповторимая красота искусства Пушкина с огромной силой проявилась в его лирике. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувств и классической гармонии формы они принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии. Пушкин был центральной фигурой литературы первых десятилетий XIX в. Его значение для России неизмеримо. "Он у нас - начало всех начал", - говорил о Пушкине Горький.
    Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) отмечено пафосом отрицания современной ему действительности, мучительными раздумьями над эпохой и местом человека в ней. Его творчество приходится на период, когда было разгромлено декабристское движение, а новая волна либерально-демократического направления только набирала силу. Это породило в его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.
    Ненависть к "светской черни", к "голубым жандармским мундирам" николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободу и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах ("Мцыри", "Песня про купца Калашникова").
    В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы: Арбенин (драма "Маскарад"), Демон ("Демон"), Печорин ("Герой нашего времени"). В последний период творчества выдающийся писатель создал образы простых, но духовно богатых людей, что стало определяющей чертой русской литературы XIX века.
    Непревзойденный мастер слова Николай Васильевич Гоголь (1809^-1852) - автор повестей и романов "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", "Тарас Бульба", "Вий" и других - одна из самых значительных личностей мировой литературы первой половины XIX века. Всемирную славу ему принесли комедия "Ревизор" и поэма "Мертвые души".
    В "Ревизоре" (1836) Гоголь выступает как продолжатель традиций Фонвизина и Грибоедова. Писатель беспощадно разоблачает чиновную камарилью, ее беззакония и произвол. Сатира Гоголя точна и неподражаема. Его комедия написана на многие времена, и живущие в конце XX века без особого напряжения узнают себя и окружающих людей в героях бессмертного произведения Гоголя.
    Величайшее создание писателя - "Мертвые души" (1842-1852). Само название книги имеет не только прямой, но и символический смысл. Гоголь изображает целую галерею представителей помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, являющихся существенным элементом повествовательной манеры Гоголя.
    Основные направления развития живописи и архитектуры.
    Живописи, скульптуре, графике и архитектуре выпала исключительно важная и яркая роль в развитии мировой художественной культуры конца XVIII - начала ХГХ в. Французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) в поисках наиболее драматических ситуаций, позволяющих раскрыть максимальные возможности человеческой воли, благородства и героизма, обратился не только к литературным образам Данте, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, но и к животрепещущей злободневной современности в ее наиболее мятежных и свободолюбивых проявлениях. Его творчество пронизано мечтой о человеческой свободе и страстным протестом против угнетения и насилия. В картине "Резня на Хиосе", впервые выставленной в 1824 году, он изобразил один из трагических эпизодов борьбы греческого народа против турецкого ига. Написанная под впечатлением революции 1830 г., его картина "Свобода, ведущая народ" раскрыла пафос борьбы за свободу. Делакруа по праву считается создателем исторической живописи нового времени. Его интересовала сама сущность исторического процесса, столкновения больших Масс людей, неповторимый в своей конкретной реальности дух времени. Лучшая из его исторических картин - "Вступление крестоносцев в Константинополь".
    К середине XIX века романтизм во Франции привлекал внимание художников к проблемам национального своеобразия, прививал им глубокий интерес не только к жизни народа, но и к родной природе. Постепенно освобождаясь от первоначального тяготения к необычным эффектам природы, пейзажисты так называемой "Барбизонской школы" (по имени деревни, где многие из них часто работали) стали раскрывать прекрасное в самых простых и обыденных, связанных с повседневной жизнью и трудом народа, уголках страны. Пейзажи лидеров "барбизонцев" Теодора Руссо, Шарля Добиньи по существу впервые утвердили во французском искусстве восхищение реальной природой, подготовив еще более высокий расцвет искусства пейзажа. В работе над пейзажем середины века наряду с "барбизонцами" очень большую роль сыграл Камиль Коро. Стремление к классической ясности композиции у него сочеталось с живым чувством поэтической гармонии мира, тонких созвучий природы и движений человеческой Расцвет английской живописи начался с середины XVIII века во времена Хогартан Гейнсборо.
    Уильям Тернер (1715-1851) прославился у современников как "исторический" живописец, так как его большие, наполненные контрастами света и цвета пейзажи обычно дополнялись какой-либо мифологической или исторической сценой. Тернер черпал вдохновение в литературных произведениях, придумывал фантастические сюжеты ("Дочь Апулея в поисках своего отца", "Прибытие в порт Рейс-даль"). На всем творчестве Тернера лежит печать мрачного и безнадежного фатализма: человек оказывается жалкой игрушкой враждебных ему неодолимых и грозных стихий ("Пятая казнь египетская", "Гибель армии Ганнибала в Альпах" и многие другие). Поздние его работы окрашены отвлеченной символикой и мистикой ("Наполеон на берегу моря крови" и другие).
    Имя великого английского художника Джона Констебля (1776-1837) связано с реалистическим искусством. Его правдивая и демократичная живопись опиралась на глубокое знание жизни, понимание красоты природы. Он первым стал писать реальную природу такой, какая она есть: утреннюю росу и полуденный зной, влажную зелень травы, передавая тончайшую гармонию оттенков осени или сияющую свежесть лета. В своих картинах Констебль неизменно прославлял человека и его созидательный труд. Одна из лучших его картин "Телега для сена, переезжающая брод" (1821), выставленная в 1824 г. в Париже, явилась как бы вызовом классицизму. Этюды Констебля и его большие картины ("Прыгающая лошадь", "Хлебное поле") были высоким достижением английской живописи, которая после смерти Констебля стала быстро приходить в упадок.
    В противоположность высокому подъему литературного и музыкального творчества изобразительное искусство и архитектура Германии оставались в этот период на втором плане, не выдвинули мастеров мирового значения. В живописи господствовали сухие и безжизненные академические принципы, окрасившие безнадежной скукой творения Карстенса, Овербека, Корнелиуса. Исключением были немногие портреты Ф. О. Рунге и некоторые пейзажи К. Д. Фридриха. В 30-40-е годы появился сентиментальный романтизм художников стиля "Бидермейер", воспевавших уже не средневековых рыцарей, а мирный уют провинциального существования.
    Развитие живописи и графики на рубеже веков в России определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности.
    Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, характерно для творчества В. А. Тропинина (1776-1857) и особенно А. Г. Венецианова (1780-1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
    Заметное место в искусстве 30-х годов занимает историческая живопись. К. П. Брюллов (1799-1852) в картине "Последний день Помпеи" изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая всеразрушающая стихия. Большой убедительностью и жизненной силой характеристик отличались многие портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.
    Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности А. А. Иванов (1806-1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, ключевой момент в жизни человечества. Он остановился на Евангельском рассказе о пришествии мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном "Явление Христа народу", основной темой которого является духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ раба, в, котором, по словам самого художника, "сквозь привычное страдание впервые появилась отрада, сознание себя человеком". Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи.
    Направления развития архитектуры.
    Архитектура в конце XVIII - начале XIX в. также отражала основные тенденции художественного творчества. Во Франции поисками строго классического, лаконичного и возвышенного стиля был занят Клод Леду, изучавший для этого суровые сооружения эпохи римской республики и немногочисленные - памятники греческого искусства.
    После прихода к власти Наполеона от архитектуры потребовали не спартанской " красоты, а помпезного величия Римской империи. В творчестве действовавших при Наполеоне архитекторов - Персье, Фонтена, Шальгрена, Вшьона - все отчетливее нарастал дух официальности, за которым вскоре последовал и глубокий кризис французской и всей европейской архитектуры. Одно из наиболее известных творений этого периода - Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806). Ее авторы - Ш. Персье и П. Фонтен.
    В Германии скульпторы (Шадов, Раух) и архитекторы (Шинлель, Кленце) долго придерживались традиционных, существовавших еще с XVIII столетия форм холодного и бесстрастного классицизма, отдавая дань широко распространенным консервативным вкусам, особенно усердно насаждавшимся монархической властью:
    Классицизм (от лат dassicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве конца XVIII - нач. XIX века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Характеризуется возвышенными героическими и нравственными идеалами, строгой организованностью логичных, ясных и гармоничных образов.
    Архитектура "викторианской эпохи" в Англии отличалась мирным сосуществованием классицизма и готического стиля. В 40-50-е
    годы в сухом готическом стиле было построено здание парламента в Лондоне (архитектор Ч. Барри). В 50-е годы начинаются первые поиски технической формы строительства: "Хрустальный дворец" для всемирной выставки в 1851 г. в Лондоне был построен Дж. Пэкстоном из железа и стекла, однако художественная сторона была здесь полностью принесена в жертву функциональности технических затей.
    В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строились лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А. Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томоиа и ряд сооружений К. И. Росси; в Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.).
    Основные жанры музыкального искусства.
    Музыкальное искусство Германии н Австрии развивалось на общей основе и занимало ведущие позиции в мировой музыке. Огромной популярностью пользовались оратории Георга Фридриха Генделя (1685-1759). Оратория - это исполняемое в концертах большое вокально-симфоническое произведение с развитым драматическим сюжетом. Оратории Генделя еще больше, чем оперы, раскрыли могучий талант композитора. Лучшие из них - "Самсон", "Иуда Маккавей", "Мессия", созданные в середине XVIII века, - звучат и поныне, непременно находя отклик у самой разнообразной аудитории. Пафос музыки Генделя - это героика гражданского долга, мужества и страдания народа.
    Жизнь великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) складывалась нелегко - с самых ранних лет его сиротской юности и обременительной службы в церквях Эйзенаха, Ордруфа, Люнебурга до зрелых лет и старости. Но чем труднее становилась служба и жизнь, тем сильнее, несокрушимее была его вера в искусство и человеческий разум. Именно поэтому музыка Баха волнует сердца слушателей и в наше время.27 лет он руководил музыкальными занятиями в школе маленьких певчих при церкви Св. Фомы в Лейпциге. А по воскресеньям он дирижировал оркестром и большим церковным хором. Исполнялись обычно его новые сочинения - кантаты (вокально-симфонические сочинения с сюжетом, но без сценического действия), мессы (вокально-симфонические произведения на текст католической службы), мотеты (многоголосные хоровые сочинения). Писал он музыку для скрипки, органа. Его творчество пользуется большой популярностью и в наши дни.
    Австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732-1809) заявил о себе прежде всего как руководитель хоровой и оркестровой капеллы венгерского князя Эстерхази. Слава о капелле Эстерхази перешла за пределы Австрии и Венгрии. В маленький захолустный Эйзенштадт, где находился дворец князя, из разных стран приезжали артисты, композиторы и даже коронованные особы. И все только для того, чтобы послушать замечательные произведения Гайдна в исполнении капеллы под его руководством. Гайдна называли "отцом" симфонии и струнного квартета. Хотя такие произведения писали до него, но именно Гайдн в период расцвета своего огромного таланта создал классические симфонии, совершенные, с напряженным и целеустремленным развитием.
    Родина Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) - австрийский город Зальцбург, а творчество композитора принадлежит всему миру. Моцарту были близки прогрессивные идеи его времени - гуманистические взгляды французских энциклопедистов, страстный протест немецких прозаиков и поэтов периода "бури и натиска" против гнета феодальных порядков. Личная жизнь композитора проходила очень бурно и сложно. Он познал и дружбу, и предательство, и материальную нужду, успехи и разочарования, признание и непонимание.
    Моцарт - автор опер "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан". Всему миру известны его симфонии, песни, смычковые квартеты, клавирные концерты. В 1791 г. Моцарт дарит миру еще два бессмертных произведения: оперу "Волшебная флейта" и "Реквием". В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику Зюсмайеру, как закончить "Реквием". По его просьбе друзья, собравшиеся у него, исполнили то, что он успел написать сам. Когда раздались нежные и скорбные, идущие из глубины души звуки той части реквиема, что зовется "Лакримозо", т.е. "Полная слез", Моцарт разрыдался. Это произошло 4 декабря 1791 г. В ночь на 5-е Моцарта не стало.
    Одним из величайших национальных гениев немецкого народа является Людвиг вон Бетховен (1770-1827). Значительную часть своей жизни он провел в Вене. Мировое значение Бетховена обусловлено тем, что в его произведениях отражены великие прогрессивные идеи свободы и братства народов, вера в возможности человека. Важнейшее место в творчестве Бетховена занял симфонический жанр, которому присуще выражение активного движения, деятельности, борьбы. В трех из девяти симфоний Бетховена (третьей, пятой, девятой) ярко воплощен дух героической освободительной борьбы.
    Дух героического действенного симфонизма проникает и в другие жанры творчества Бетховена. Велики заслуги Бетховена в развитии фортепианной сонаты. Такие его сонаты, как "Патетическая", "Аппассионата", "Аврора", по яркости музыкальных образов, действенности их развития, по своим масштабам приближаются к симфониям. Поздние произведения Бетховена выражают глубокие философские раздумья великого художника о грядущих судьбах человечества.
    В творчестве Роберта Шумана (1810-1856) проявились особенности романтического искусства. В области фортепианной музыки значение Шумана особенно велико. В "Карнавале" - цикле программных фортепианных пьес - он проявил себя как великий мастер острой и точной музыкально-психологической характеристики. Шуман создал много пьес на слова Гейне, Шамиссо, Бернса. Лучшим его вокальным произведением является цикл на слова Гейне "Любовь поэта", передающий тончайшие оттенки чувства - от светлой лирики до трагического пафоса.
    Великий немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер (1813-1883) отразил в своем творчестве как стремления лучшей части своего поколения, так и крушение надежд и разочарование в прежних идеалах. Его творческим идеалом была "музыкальная драма", в которой музыка и действие составляли единое целое. Наиболее известное его произведение-тетралогия "Кольцо Нибелунга". Одновременно Вагнер создал музыкальные драмы "Тристан и Изольда" и "Нюрнбергские мейстерзингеры". Творчество Вагнера оказало огромное влияние на музыку последующего периода.
    Крупнейший представитель французской музыки XIX века Гектор Берлиоз (1803-1869) стал создателем программного симфонизма во Франции. В значительнейшем произведении Берлиоза - "Фантастической симфонии" (1830) - воплощен образ романтического героя с его бурными страстями, пылкими надеждами и горькими разочарованиями. Особую выразительность в сочинениях Берлиоза получает оркестр, который композитор обогатил новыми красочными сочетаниями.
    Композиторов лирической оперы более всего привлекали психологические переживания героев, а особенно героинь. В опере Шарля Гуно "Фауст" (1859) на первом плане оказался образ любящей и покинутой Маргариты.
    Заметный след в истории французской и европейской музыки оставили композиторы Бизе, Массне, Оффенбах, Мейербер и другие.
    Вершиной итальянской оперной школы явилось творчество Джузеппе Верди (1813-1901), композитора, наиболее тесно связанного с национально-освободительным движением, в котором он принимал и личное участие. Уже в ранних операх, относящихся к 40-м годам ("Набукко", "Ломбардцы", "Битва при Леньяно"), Верди отдает предпочтение историко-героической тематике, выдвигая на первый план народные хоровые сцены. Некоторые его оперные хоры стали гимнами национального движения. Верди уделял значительное внимание вопросам драматургии, был весьма взыскателен в выборе литературного первоисточника для оперы; 50-е годы - период его полной зрелости как композитора-реалиста. В трех операх - "Риголетто", "Травиата" и "Трубадур", Верди проявляет себя как художник-гуманист, смело поднимающий голос против социальной несправедливости. Сочетание мелодического богатства и декламационной выразительности, глубокое знание законов драматургии, в частности, блестящее использование музыкально-драматических контрастов обеспечили этим операм длительный и прочный успех.
    В XIX веке польская музыка, опиравшаяся на народное искусство и имевшая уже прочные традиции, приобретает мировое значение, выдвигая национального гения Фридерика Шопена (1810-1849). В юные годы Шопен впитал в себя все богатство польской народной музыки, и оно стало источником своеобразия его творчества. Оказавшись на положении эмигранта в связи с польским восстанием 1831 г., композитор ни на мгновение не прерывал крепкой духовной связи с родиной, историческую трагедию которой он тяжело переживал. Шопен писал почти исключительно фортепианную музыку, значительно раздвинув круг ее образов и жанров. В его произведениях отражены и живые сценки народной жизни (мазурки), и картины истории Польши (полонезы), и фантастика народных преданий (баллады). У Шопена встречаются страницы лирических высказываний (прелюдии, ноктюрны) и широко развернутые произведения драматического плана (сонаты, фантазии). Неослабевающая сила музыки Шопена - прежде всего в красоте и разнообразии ее мелодики. Композитор значительно обогатил и другие элементы музыкального языка, придав образность, выразительность самой манере фортепианного изложения (фактуре), что особенно заметно в его этюдах.
    Девятнадцатый век - блестящая пора в истории русской музыки. В проникновенных романсах А. А. Алябьева, задушевных лирических песнях А. Е. Варламова и АЛ. Гурилева, обаятельных национально-романтических операх А. Н. Верстовского (автора знаменитой "Аскольдовой могилы") нашли отражение яркие прогрессивные стремления русского искусства. Но только Глинке удалось ввести русскую музыку в круг мировых явлений.
    Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) - великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга композитора заключается прежде всего в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Народная песня стала для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического "глинкинского" стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: "Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем". Уже первая опера Глинки "Иван Сусанин" (1836) стала явлением крупного мирового значения. Композитор создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. В основе оперы "Руслан и Людмила" (1842) - сюжет пушкинской поэмы. Это произведение монументального характера, сказочно-эпического склада. Глинка углубляет в опере черты былинного повествования. Во всем величии разворачиваются здесь картины седой старины, образы богатырской героики. События развиваются спокойно, неторопливо, подобно эпическому сказу.
    Две оперы Глинки - историческая драма и опера-сказка - определили дальнейший путь русской оперной классики. Велико значение творчества композитора в области симфонической музыки, камерной лирики.
    
    
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку