Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

58 Россия в послевоенный период. Движение декабристов (Говоров С.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания) Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России: XVII-XIX века. ч. II. 10 кл. - М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2013, 11-е изд.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Базовый
    Тема урока Россия в послевоенный период. Движение декабристов
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
    Место урока в системе уроков по теме 1
    Цель урока Дать оценку движению декабристов как историческому событию
    Задачи урока 
    образовательная — выяснение причин возникновения движения декабристов, целей участников тайных организаций, значения восстания на Сенатской площади;
    развивающая — развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
    воспитательная — формирование ценностных суждений, развитие навыков работы в группе,  воспитание уважения к историческому прошлому 
    Планируемые результаты Учащиеся: 
    •	характеризуют возникшую ситуацию в связи со смертью императора, начало, ход и значение восстания;
    •	устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, определяют и объясняют свое отношение к созданию тайных обществ;
    •	вступают в речевое общение, используют речевые средства для решения задач;
    •	соотносят свои поступки и действия с исторически возникшими формами социального поведения;
    Техническое обеспечение урока 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока
    Актуализация опорных знаний по теме 
    1. Как вы думаете, какое влияние ока­зала Отечественная война 1812 г. на внутреннее положе­ние в Российской империи? 
    2. Можно ли считать, что Заграничный поход повлиял на внутреннее состояние российского общества? 
    Изучение нового материала
    Российское общество в первые послевоенные годы.
    Изложение материала учителем.
    Крестьянство, которое вынесло на своих плечах основ­ную тяжесть войны, надеялось на ослабление крепост­нических пут. Однако надеждам этим не суждено было сбыться.
    Положение крестьян в губерниях, которые подверг­лись военному разорению, даже ухудшилось. 
    Возобновились волнения и неповиновения в среде рабочих. Взбунтовались рабочие новгородской парус­ной мануфактуры. В 1820-е гг. постоянными стали волнения на металлургических заводах Демидовых на Урале, на пермских предприятиях.
    Началось брожение и в гвардейских полках. И дело было не только в жестоких порядках, господ­ствовавших в ту пору в русской армии, но и в том, что, побывав за границей, многие солдаты увидели иную жизнь, почувствовали себя победителями.
    Военные поселения. 
    Характерной чер­той послевоенной жизни России стали так называемые военные поселения. Александр I обратился к этой идее в условиях разорения страны и нехватки средств для содержания большой армии. После войны 1812 г. экономика страны оказалась в тяжелом положении: сократилась тор­говля, начался кризис финансовой системы. Поскольку страна не могла провести даже частичную демобилиза­цию армии, приходилось тратить на ее содержание более 50% бюджет­ных доходов. Сохранение рекрутских наборов вызывало недовольство крестьян и помещиков, которые лишались рабочих рук. Чтобы как-то попытаться решить эту про­блему, Александр I предложил создать военные поселения. Разработкой этой идеей по указанию императора занимался А. А. Аракчеев. 
    Учащиеся заслушивают сообщение об А.А. Аракчееве.
    Предполагалось, что в результате организации округов военных поселян будут сокращены расходы на армию, в мирное время не будут проводиться рекрутские наборы. В результате произойдет формирование зажиточного военно-земледельческого сословия, которое станет соци­альной опорой самодержавия. Однако на практике созда­ние поселений натолкнулось на резкое сопротивление солдат и крестьян Новгородской, Херсонской и Слободско -Украинской губерний. Наиболее крупным протестом стало восстание летом 1819 г. в Чугуеве близ Харькова, подавленное властями.
    Вопрос учащимся: В чем, по вашему мнению, причины данного недовольства?
    До введения в действие указа крестьяне были втянуты в товарно-денежные отношения. Переходя в разряд хозяев-поселян, они становились обязанными содержать сол­дат действующей армии. Насильственное прикрепление крестьян к земле, запрещение заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению. 
    Учитель обращает внимание учащихся на внутренние проблемы государства и отмечает глав­ную — крепостное право, которое препятствовало ини­циативе крестьян и тормозило экономическое развитие в целом. 
    Александр 1 поручил А.А. Аракчееву и министру финансов Д. А. Гурьеву подготовить предложения по отмене крепост­ного права в России. Оба государственных деятеля пред­ставили свои соображения царю. Но дело вновь окончи­лось ничем. Александр 1 не дал ходу ни одному из проектов. 
    На исходе второго десятилетия XIX в. Александр 1 поручил группе своих советников во главе с бывшим членом Негласного комитета князем Николаем Нико­лаевичем Новосильцевым (1768—1838) разработать проект Конституции для России.
    Учащиеся заслушивают сообщение об этом государственном деятеле.
    Работа с «Уставной грамоты Российской империи» Н. Н. Новосильцева (у каждого учащегося на столе). После прочтения документа учащиеся отвечают на вопро­сы. 
    1. Можно ли считать, что с введением в действие этого документа Российская империя стала бы ограниченной монархией? 
    2. Наличествует ли в проекте принцип разде­ления властей? 
    3. Выделите высшие органы управления Российской империи, пред­ставленные в проекте Новосильцева. 
    4. Какова их компетенция? 
    Нерешенность назревших и ставших явными проблем (тормозившей развитие страны самодержавной власти и крепостного права) привели к возникновению тайных организаций в армии.
    Первые тайные союзы. 
    Учитель отмечает, что отсутствие гласности вынудило представителей одно и того же сословия — в правительственной среде и в передовых кругах общества — тайно друг от друга разрабатывать пла­ны преобразований. 
    Учащимся предлагается на основе текста учебника по вариантам заполнить таблицы:
    1 вариант - Союз спасения и союз благоденствия (с. 130-131)
    2 вариант - Южное общество и Северное общество (с. 132-134)
    
    Тайные организации
    
    Параметры сравнения
    Союз спасения
    Союз благоденствия
    Члены организаций
    
    
    Взгляды на государственное
    устройство
    
    
    Отношение к крепостному праву
    
    
    Пути достижения целей
    
    
    
    Программные установки тайных обществ
    
    Параметры сравнения
    Южное общество
    (1822—1825)
    Северное общество
    (1821 — 1825)
    Члены организаций
    
    
    Название программы
    
    
    Государственное устройство
    
    
    Крепостное право
    
    
    Условия освобо­ждения крестьян
    
    
    Гражданские права
    
    
    Национальный вопрос
    
    
    Методы достиже­ния целей
    
    
    
    Далее учитель организует беседу по вопросам. 
    1. Каковы были причины возник­новения первых тайных организаций в России? 
    2. Можно ли счи­тать программы декабристов утопичными? 
    3. Срав­ните программные установки Северного и Южного обществ и «Союза благоденствия». Сделайте выводы.
    Восстание 14 декабря 1825 г. 
    Учитель отмечает, что осенью 1825 г. разразился династический кризис. 
    Вопросы учащимся: 
    1. Как вы по­нимаете этот термин? 
    2. Приведите примеры династиче­ских кризисов, происходивших в России.
    Чтение учащимися с. 134-137
    Задание учащимся:
    1. Какое название и почему, на ваш взгляд, более подходит для событий 14 декабря 1825 г.: акт гражданского неповинове­ния; попытка дворцового переворота; восстание?
    2. Могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 г.? Могло ли закончиться успехом движение декабристов?
    Работа с документом (у каждого на столе)
    Манифест о событии 14 декабря 1825 года
    ...Тогда как все государственные сословия, все чины воен­ные и гражданские, народ и войска единодушно приносили присягу верности и в храмах Божиих призывали на царствова­ние наше благословение небесное, горсть непокорных дерзнула противостать общей присяге, закону, власти и убеждениям. Надлежало употребить силу, чтобы рассеять и вразумить сие скопище...
    Сей суд и сие наказание, по принятым мерам обнимая зло, давно уже гнездившееся, во всем его пространстве, во всех его видах, истребит, как я уповаю, самый его корень, очистит Русь святую от сей заразы... Покажет, наконец, всему свету, что рос­сийский народ, всегда верный своему государю и законам, в ко­ренном его составе так же неприступен тайному злу безначалия, как недосягаем усилиям врагов явных; покажет и даст пример, как истребить сие зло...
    Вопросы учащимся. 
    1. Какова была цель суда над декабристами? 
    2. Как император оценивает восставших?
    Закрепление изученного материала
    1.	Как, на ваш взгляд, было организовано восстание? Какие достоинства и недостатки плана вы можете выде­лить?
    2.	Назовите причины поражения восставших.
    3.	Известно, что Николай I сам допрашивал многих декабристов. Как это характеризует личность императора?
    4.	Какое значение, на ваш взгляд, имело восстание на Сенатской площади для русского общества? Какие по­следствия оно оказало на общественное движение в Рос­сии?
    Домашнее задание: § 14, вопросы и задания в конце параграфа.
    Дополнительное задание (по желанию): под­готовка сообщения о женах декабристов, их пребывании в сибирской ссылке.
    Рефлексия:
    1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
    2. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?
    
     

    Автор(ы): Говоров С. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx