Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

12 Политическая раздробленность на Руси (Лемешкина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Политическая раздробленность на Руси
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 12
    Цели урока: сформировать представления о периоде политической раздробленности на Руси.
    Задачи: Образовательные: определить  причины политической раздробленности;
    -охарактеризовать особенности развития крупнейших политических центров Руси;
    -выявить последствия раздробленности.
    Развивающие: развивать коммуникативные, самоорганизаторские, информационные компетенции  обучающихся.
    Воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, чувство коллективизма, ответственности.
    Планируемые результаты: рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
    формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах киевской Руси периода феодальной раздробленности;
    готовность к сотрудничеству с соучениками.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор, карта.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.
    - приветствие
    - проверка присутствующих учеников на уроке.
    II. Целеполагания.
    1)От Мстислава Великого до Юрия Долгорукого
    Учитель: Вспомните, что означает понятие «государственная раздробленность?», чем она вызвана, где, когда мы знакомились с ее проявлением?
    Учащиеся: разделение, распад целого на части Западная Европа, средневековые  Англия, Франция, Германия.
    Учитель: С именем какого великого князя связаны последние годы существования единой страны?
    Учащиеся: Мстислав Великий.
    Учитель: Можно ли сказать, что окончание правления Мстислава и является началом политической раздробленности?
    Учащиеся: Да. Отсутствуют сильные правителей, усиливается борьба за власть.
    III. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
    2)Причины распада Древней Руси
    Учитель: важнейшим вопросом  является выяснение причин. Работая с учебником на ст.112-115 определить причины распада Древней Руси.
    Ответы учащихся:
    1. Социально-политические:
    -усиление междоусобной борьбы между князьями династии Рюриковичей;
    -изменения произошли в социальной структуре русского общество.
    2) Внешнеполитические:
    - именно отсутствие угрозы извне не ставила необходимости объединения.
    3) Экономические:
    - рост городов, где сложился мощный слой бояр;
    - смещение основных торговых путей, что обусловило падение Киева.
    3) Княжества Руси
    Учитель: Какие же новые княжества были созданы на месте когда то сильного и могущего государства Русь? Нас интересуют крупнейшие: Галицко-Волынское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Киевское.
    Учитель: Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями. 
    Группы учеников:
    1 группа Владимиро-Суздальская земля
    2 группа Галицко-Волынское княжество
    3 группа Новгородская земля
    4 группа Киевское княжество
    Вопросы общие для всех групп. Задания разного вида сложности:
    Задания 1 уровня 
    а) охарактеризовать географическое положение княжества, природно-климатические условия
    б) охарактеризовать экономическое развитие княжества
    в) охарактеризовать политическое устройство.
    Задания 2 повышенного уровня:
    а) сравнить географическое положение, природно-климатические условия любых княжеств по выбору, сделать вывод о преимуществах географического положения княжества, земли.
    б) сравнить экономическое развитие любых княжеств по выбору, сделать вывод об уровне развития хозяйства, о преобладающих видах деятельности, назвать причины быстрого экономического развития или отставания.
    в) сравнить особенности политического устройства. 
    Задания 3 повышенного уровня: 
    а) сравнить экономическое развитие любых княжеств по выбору, сделать вывод.
    б) сравнить политическое устройство любых княжеств по выбору, сделать вывод, причины установления в Новгороде такой формы правления как аристократическая (боярская) республика.
    в) в чем особенности периода политической раздробленности на Руси и в Западной Европе, в чем сходство?
    Ответы групп. Самооценка групп.
    В процессе ответов учащихся составляется таблица
    Княжество
    Географ.положение, климатические особенности
    Экономическое развитие
    Политическое устройство
    Владимиро-Суздальское княжество
     
     
     
    Новгородская земля
     
     
     
    Галицко-Волынское княжество
     
     
     
    Киевское княжество
     
     
     
    
    
    IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
    
    Учитель: Охарактеризуйте явление политической раздробленности (плюсы и минусы)?
    Какие, по вашему мнению, из моделей политического устройства возобладает в своем развитии, а какие окажутся тупиковыми? Почему?
    Учащиеся высказывают свои точки зрения.
    Учитель: Политическая раздробленность была закономерной и наиболее благоприятной на данном этапе развития формой организации общества, она не означала деградации, запустения и тем более остановки в развитии. Преимущества относительно небольших компактных государственных образований достаточно явно сказались и на Руси, процесс феодального раздробления на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Власть великого киевского князя, хотя и номинально, но сохранялась. Он оставался старшим среди равных, инициатором и организатором совместных походов на половцев, периодически совершавших набеги на пограничные русские области. Окончательного разрыва между княжествами в культурном, церковном и иных отношениях не наступило.
    V. Рефлексия.
    Вопросы для рефлексии:
    - Какую оценку поставите себе за урок? 
    - Что у меня сегодня лучше всего получилось? 
    - Что для меня было трудным? 
    -Чем заняться дома?
    VI. Домашнее задание.
    § 9. Вопросы 1,3,4,14,16
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx