Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Политическая раздробленность на Руси Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 12 Цели урока: сформировать представления о периоде политической раздробленности на Руси. Задачи: Образовательные: определить причины политической раздробленности; -охарактеризовать особенности развития крупнейших политических центров Руси; -выявить последствия раздробленности. Развивающие: развивать коммуникативные, самоорганизаторские, информационные компетенции обучающихся. Воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, чувство коллективизма, ответственности. Планируемые результаты: рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах киевской Руси периода феодальной раздробленности; готовность к сотрудничеству с соучениками. Тип урока: изучение нового материала. Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор, карта. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» Содержание урока: I. Организационный момент. - приветствие - проверка присутствующих учеников на уроке. II. Целеполагания. 1)От Мстислава Великого до Юрия Долгорукого Учитель: Вспомните, что означает понятие «государственная раздробленность?», чем она вызвана, где, когда мы знакомились с ее проявлением? Учащиеся: разделение, распад целого на части Западная Европа, средневековые Англия, Франция, Германия. Учитель: С именем какого великого князя связаны последние годы существования единой страны? Учащиеся: Мстислав Великий. Учитель: Можно ли сказать, что окончание правления Мстислава и является началом политической раздробленности? Учащиеся: Да. Отсутствуют сильные правителей, усиливается борьба за власть. III. Первичное восприятие и усвоения нового материала. 2)Причины распада Древней Руси Учитель: важнейшим вопросом является выяснение причин. Работая с учебником на ст.112-115 определить причины распада Древней Руси. Ответы учащихся: 1. Социально-политические: -усиление междоусобной борьбы между князьями династии Рюриковичей; -изменения произошли в социальной структуре русского общество. 2) Внешнеполитические: - именно отсутствие угрозы извне не ставила необходимости объединения. 3) Экономические: - рост городов, где сложился мощный слой бояр; - смещение основных торговых путей, что обусловило падение Киева. 3) Княжества Руси Учитель: Какие же новые княжества были созданы на месте когда то сильного и могущего государства Русь? Нас интересуют крупнейшие: Галицко-Волынское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Киевское. Учитель: Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями. Группы учеников: 1 группа Владимиро-Суздальская земля 2 группа Галицко-Волынское княжество 3 группа Новгородская земля 4 группа Киевское княжество Вопросы общие для всех групп. Задания разного вида сложности: Задания 1 уровня а) охарактеризовать географическое положение княжества, природно-климатические условия б) охарактеризовать экономическое развитие княжества в) охарактеризовать политическое устройство. Задания 2 повышенного уровня: а) сравнить географическое положение, природно-климатические условия любых княжеств по выбору, сделать вывод о преимуществах географического положения княжества, земли. б) сравнить экономическое развитие любых княжеств по выбору, сделать вывод об уровне развития хозяйства, о преобладающих видах деятельности, назвать причины быстрого экономического развития или отставания. в) сравнить особенности политического устройства. Задания 3 повышенного уровня: а) сравнить экономическое развитие любых княжеств по выбору, сделать вывод. б) сравнить политическое устройство любых княжеств по выбору, сделать вывод, причины установления в Новгороде такой формы правления как аристократическая (боярская) республика. в) в чем особенности периода политической раздробленности на Руси и в Западной Европе, в чем сходство? Ответы групп. Самооценка групп. В процессе ответов учащихся составляется таблица Княжество Географ.положение, климатические особенности Экономическое развитие Политическое устройство Владимиро-Суздальское княжество Новгородская земля Галицко-Волынское княжество Киевское княжество IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель: Охарактеризуйте явление политической раздробленности (плюсы и минусы)? Какие, по вашему мнению, из моделей политического устройства возобладает в своем развитии, а какие окажутся тупиковыми? Почему? Учащиеся высказывают свои точки зрения. Учитель: Политическая раздробленность была закономерной и наиболее благоприятной на данном этапе развития формой организации общества, она не означала деградации, запустения и тем более остановки в развитии. Преимущества относительно небольших компактных государственных образований достаточно явно сказались и на Руси, процесс феодального раздробления на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Власть великого киевского князя, хотя и номинально, но сохранялась. Он оставался старшим среди равных, инициатором и организатором совместных походов на половцев, периодически совершавших набеги на пограничные русские области. Окончательного разрыва между княжествами в культурном, церковном и иных отношениях не наступило. V. Рефлексия. Вопросы для рефлексии: - Какую оценку поставите себе за урок? - Что у меня сегодня лучше всего получилось? - Что для меня было трудным? -Чем заняться дома? VI. Домашнее задание. § 9. Вопросы 1,3,4,14,16
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx