Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

47 Расцвет дворянской империи (Еремина О. М.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет – история
    Класс – 10
    История России.XVII-XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004. Базовый уровень.
    
    Тема. Расцвет дворянской империи. 
    
    Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II, крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;
    - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения;
    - формировать уважение к историческому прошлому страны.
    
    Форма проведения: комбинированный.
    Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.
    Даты:  1762-1796гг.- правление Екатерины II; 1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. – жалованные грамоты дворянству.
    Выдающиеся личности: Екатерина II, Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика ( Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.
    
    Материалы урока : карты « Россия в 1760-1800гг», « Россия при Екатерине II@» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева».
    
                                                         Ход урока
    План урока 
    I.Повторение изученного материала:
    Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.
    Задание для учащихся:
    1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIIIв.        
    1) Анна Иоанновна
    а) 1682 – 1725
    2) Пётр III
    б) 1725 – 1727
    3) Пётр I
    в) 1727 – 1730
    4) Пётр II
    г) 1730 – 1740
    5) Елизавета Петровна
    д) 1740 – 1741
    6) Иван IV Антонович
    е) 1741 – 1761
    7) Екатерина I
    ж) 1761 – 1762
    
    
    
    2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:
    а) Анне Иоанновне;
    б) Елизавете Петровне;
    в) Петре III;
    г) Екатерине II;
    3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны
    а) принятие указа о престолонаследии;
    б) репрессии против старообрядцев;
    в) сражение у дерeвни Кунeрсдoрф;
    г) учреждение императорского Совета;
    4. Манифест o дарoвании вoльности российскому дворянству был подписан;
    а) Елизавeтой Пeтрoвнoй;
    б) Петром III;
    в) Екатеринoй II;
    г) Павлом I;
    5. Императрица Eлизавета Петровна никогда не приговаривала к
    а) пожизненному заключению;
    б) телесному наказанию;
    в) смертной казни; 
    г) ссылке.
    
     Ответы к заданиям
    1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д ; 7)- б;
    2. в);
    3. а);
    4. б);
    
    II. Изучение нового материала:
    1.Личность Екатерины II.
    2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально-экономические реформы Екатерины II.
    3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.
    
    Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра Iи Екатерину II.
    1. Личность Екатерины II.
    Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм».
    ( Показ портрета Екатерины II  и  ученическое сообщение).
    2. Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II.
    Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения ( созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом  господство дворянства и самодержавие сохраняются.
    
    Екатерина II ( 1762 – 1796гг).
    Просвещенный абсолютизм
        
    Политика ,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.
    Государственно-административные и социально-экономические реформы 
    Екатерины II
    Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений ( передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.
    Губернская  реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник.
    Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».
    Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.
    Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.
    Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков.
    Образовательная реформа:  создание системы образовательных учреждений.
    Введение свободы предпринимательства.
    Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным  сословиям сохраняли господство дворянства на местах.
    3. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
    Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы).
    Проблемное задание:
    - Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?
    Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве.
    Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».
    продолжительность
       1773 – 1775
    причины
    -усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства.
    - тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.
    Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.
    Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.
    цели
    - Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов.
    -Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия.
    - Наделение крестьян зeмлей без выкупа и прочими угодьями.
    -Oбъявление  всех участников восстания свободными казаками.
    - Равенство народов.
    -Утверждение  в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева)
    Состав участников
    Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья.
    Основные этапы
    1-й этап: сентябрь 1773 – март 1774г.
    - неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью.
    2-й этап: апрель – июль 1774г.
    -движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани.
    -12-17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника  И.И .Михельсона.
    3-й этап: июль 1774 – январь 1775г.
    - 31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.
    - движение Пугачева от Казани на юг.
    -неудачная осада Пугачевым Царицына.
    -25августа 1774г.- решающее поражение восставших у Сальникова завода.
    - 18 сентября 1774г. Пугачев  был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям.
    Степень организованности восставших
    -создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб ,военная коллегия, деление на полки).
    -наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия).
    Итоги и значение
    -Самое крупное народное восстание в России.
    - Соединение антикрепостнического и национального движений.
    Восстание не улучшило положения крестьянства в стране.
    -Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.
    
    III. Закрепление изученного материала.
    Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II.
     При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:
    - С какой целью в первый период правления Екатерина II  использовала идеи Просвещения?
    - Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике?
    - Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля.
    
    IV. Домашнее задание: часть 2.п. 16.
    А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини-эссе по этой проблеме.
    Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.
    -сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Еремина О. М.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc